«Аргументы и факты», Михаил Лузин пишет: «Газели» на межгороде запретят»

4 мая 2006 (10:56)

«Газели» на междугородных рейсах будут запрещены На этом настаивают ГИБДД и правительство Свердловской области, беспокоясь о нашей безопасности.

По статистике, микроавтобусы этой марки обеспечивают свыше 50 процентов ДТП на транспорте. С другой стороны, сегодня большую часть пассажиров из одного города в другой перевозят именно «газели». Совершенно очевидно, что запрет существенно осложнит транспортную ситуацию.

Пробег «газели» не больше 50 километров

Пару недель назад тысячи жителей области уже наблюдали, к чему может привести такой шаг. Из-за очередного похолодания на дорогах образовался гололед, и управление ГИБДД запретило рейсы «газелей». Мера, надо отметить, правильная: ведь никто не возмущается, когда в аэропорту отменяют вылеты из-за плохой погоды, безопасность - превыше всего. «Тем не менее на автовокзалах творился кошмар! Сотни людей несколько часов не могли уехать домой, звонили мне и возмущались: где машины?» - рассказывает индивидуальный предприниматель Леон Джалалов. Его предприятие осуществляет перевозки на маршруте Екатеринбург - Реж. В перевозках задействованы 18 машин, из которых 12 - это нижегородские микроавтобусы.

По словам Л.Джалалова, «газель» - это уникальный продукт отечественного автомобилестроения: недорогая, с близкими западным стандартам характеристиками машина, с хорошей пассажировместимостью и сравнительно высоким уровнем комфорта. Благодаря удачному сочетанию качеств нижегородские микроавтобусы потеснили на рынке перевозок многие другие марки. Из 19 тысяч свердловских автобусов почти 5 тысяч - это «газели». В Нижний Тагил из Екатеринбурга микроавтобусы уезжают каждые пять минут, да и во многие другие города - не реже.

Между тем согласно государственным стандартам все эти рейсы не имеют права на существование. «Существует ГОСТ 51709 от 2001 года, согласно которому на междугородных рейсах могут использоваться только автобусы класса МЗ. Это машины вместимостью не менее 22 мест, с увеличенным расстоянием между рядами сидений, регулируемой спинкой сиденья, специальным отсеком для багажа, хорошей вентиляцией. Автобус малого класса типа «газель» не соответствует ни одному из этих требований! - говорит начальник отдела технического надзора ГИБДД Свердловской области Виктор Шабалдин. - Она может использоваться только на ограниченных расстояниях - до 50 километров. Но и на городских маршрутах водители этих машин вытворяют такие вещи, что мы за голову хватаемся!»

По словам В.Шабалдина, «газель» - это самый опасный вид автобуса. За три месяца 2006 года в Свердловской области произошло 64 ДТП на транспорте, в том числе 35 - с участием «газелей». Это больше половины всех аварий. «При этом есть огромная разница между ДТП с «Икарусом» и ДТП с «газелью». В первом случае в автобусе, скорее всего, никто не пострадает, а стоит «газели» столкнуться с другой машиной - и сразу несколько травмированных», - говорит он. Самая крупная авария года произошла с машиной именно этой марки - в ней пострадало 12 человек. А ведь это 12 поломанных человеческих судеб! Та «газель», кстати, принадлежала Л.Джалалову.

Чиновничий произвол или борьба за безопасность?

Из-за большого количества ДТП госавтоинспекция попросила правительство области перезаключить договоры с перевозчиками на новых условиях: чтобы «газелей» на рейсах не было.

В ГИБДД уверены, что никакого транспортного коллапса после этого не произойдет. «Практически во все крупные города Свердловской области ходят электрички. Да, они идут дольше, зато значительно безопаснее. Безопасность невозможно обеспечить без вложения финансовых средств. Предприниматели должны покупать современную и более надежную технику, принимать на работу квалифицированных и ответственных водителей. Ведь на дорогах у нас, по выражению президента Путина, настоящая война, - говорит В.Шабалдин. - В прошлом году в ДТП погибли 35 тысяч человек, 300 тысяч были покалечены. Представьте, что за четыре года каждый житель Екатеринбурга получил увечья именно такой масштаб трагедии мы наблюдаем! Водители общественного транспорта вносят в эту статистику свою лепту - лихачеством, различными злоупотреблениями. Только в 2006 году сотрудники ГИБДД задержали 22 водителей автобусов в состоянии опьянения, в том числе четырех - в состоянии наркотического опьянения! Представляете, кто нас возит! А если с таким водителем поедут ваши родные?»

Л.Джалалов в ответ приводит другую статистику. За 2005 год его машины совершили 12 тысяч рейсов и перевезли 120 тысяч пассажиров (при населении Режа 46 тысяч человек).

ДТП за весь год было пять, из них только одно по вине водителя предприятия. Процент аварийности - 0,04 процента. После январского инцидента индивидуальный предприниматель регулярно принимает различные проверки, а его машины по нескольку раз за рейс досматриваются инспекторами ГИБДД. В конце марта паспорта на обслуживаемые машинами ИП Джалалова маршруты были аннулированы. В ответ предприниматель обратился в арбитражный суд и инициировал сбор подписей - против отмены рейса уже высказались больше тысячи режевчан. В ГИБДД говорят о том, что в работе предприятия выявлена масса нарушений. А Л.Джалалов видит за всеми инспекциями и санкциями чиновничий произвол и давление на малый бизнес. Своими силами предприниматель I организовал в Реже три остановочных пункта, наладил бесплатную доставку билетов, обороты предприятия год от года растут, что позволяет регулярно отчислять средства на благотворительные цели. Все это очень не нравится руководству государственного автопредприятия, но это уже совсем другая история.


Другие материалы по теме: