«Коммерсантъ», Дмитрий Васильев пишет: «Захватчики «Оборонснабсбыта» перешли к нападению. Подсудимые по делу о погроме в рыночном комплексе обвинили суд и прокуратуру в сговоре»

4 мая 2006 (10:54)


Вчера в Октябрьском райсуде Екатеринбурга начался судебный процесс по делу о массовых беспорядках на екатеринбургском рынке «Оборонснабсбыт». На скамье подсудимых 8 человек, которые по данным следствия являются зачинщиками попытки захвата рынка в декабре 2003 года. Правда, представители прокуратуры так и не смогли вчера зачитать обвинение, так как подсудимые обвинили председателя суда и гособвинителя в «преступном корпоративном сговоре». Поэтому суду пришлось в течение первого заседания разбираться так это или нет.

Захват рынка «Оборонснабсбыт» и административного здания ОАО «Оборонснабсбыт» произошел 15 декабря 2003 года. Группа из 300 человек ворвалась на территорию рынка «Оборонснабсбыт», устроила погром, избила несколько человек, в том числе и начальника службы безопасности. Милиция тогда задержала около 200 человек. Однако обвинение было предъявлено только одиннадцати человекам (трое из них находятся сейчас в международном розыске). По версии следствия, именно они были зачинщиками и организаторами погрома. Пострадавшая сторона — руководство «Оборонснабсбыта» — предполагала, что за декабрьскими событиями 2003 года стоит скандально известный екатеринбургский бизнесмен Павел Федулев, который ранее был совладельцем «Оборонснабсбыта», но впоследствии лишился этого актива. Сейчас этот бизнес контролируют Владислав Усанов и Андрей Мищенко («Ъ» писал об этом в №229 от 17.12.2003). Вероятно, версия менеджмента рынка основывалась еще и на том, что среди подсудимых есть люди, которые работали с господином Федулевым. Например, Илья Грудненко, Игнат Миргородский и Максим Аюпов, которым инкриминируется фальсификация доказательств в суде, представляли его интересы в качестве юристов. Впрочем, следствию причастность Павла Федулева к попытке захвата рынка доказать не удалось.

На вчерашнее заседание обвиняемые прибыли двумя группами. Виталия Пильщикова (обвиняется по статьям 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» и 212 УК РФ «Массовые беспорядки»), Павла Рогозина, Александра Ульянова и Юрия Пивовара (обвиняются по статьям 162 УК РФ «Разбой», 212 УК РФ «Массовые беспорядки»), привезли из СИЗО № 1 под конвоем. Как считает следствие, непосредственным организатором погрома был подсудимый Пильщиков, остальные же являются участниками захвата рынка. Остальные подсудимые: Александр Корякин (обвиняется по статьям 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти» и 212 УК РФ «Массовые беспорядки»), Илья Грудненко, Максим Аюпов, Игнат Миргородский пришли в суд сами — им избрана мера пресечения — подписка о невыезде.

Подсудимые от камер не прятались. Напротив, присутствие журналистов даже показалось им забавным.

— Станем телезвездами, — смеялся Максим Аюпов, показывая своим коллегам на обилие телекамер в коридоре суда. Но от общения с журналистами подследственные вежливо отказались, ссылаясь на запрет адвокатов.

Когда началось заседание, председательствующая Ольга Белеванцева спросила у присутствующих, имеются ли у них отводы к составу суда.

— Разумеется, — неожиданно заявил обвиняемый Рогозин, который, по данным следствия являлся обычным наемником в деле о попытке захвата рынка, — у меня отвод к председательствующей, так как она находится в преступном корпоративном сговоре с представителем гособвинения Константином Фарберовым.

По словам подсудимого, Ольга Белеванцева, чтобы скрыть его необоснованное привлечение к уголовной ответственности, соединила его уголовные дела о массовых беспорядках и разбое в одно производство. Дело в том, что правоохранительные органы расследовали одно уголовное дело по событиям на рынке «Оборонснабсбыт», из которого в отдельное производство было выделено дело по фактам разбоя. Впоследствии основное дело и производство по разбойному нападению одновременно поступили для рассмотрения в Октябрьский райсуд и были объединены судьей в одно производство. Также господин Рогозин настаивал на том, что все доказательства его вины были сфальсифицированы и не имеют правовой силы. Поэтому он попросил отвода судьи Белеванцевой.

Судью подобные инсинуации удивили. Тем не менее, она, несмотря на мнение гособвинения и потерпевшего — господина Мищенко — оставить отвод судьи без удовлетворения, передала ходатайство подсудимого на рассмотрение своих коллег — Георгия Паникарова и Владимира Азева. Через час они вынесли решение о том, что ходатайство удовлетворению не подлежит, так как заинтересованность судьи Белеванцевой ничем не подтверждается, а соединение дел в одно производство было вполне законным.

После этого господин Рогозин заявил еще одно ходатайство: на этот раз о том, чтобы признать материалы его уголовного дела сфальсифицированными. Но судья разъяснила ему, что не может в начале судебного следствия дать оценку действиям прокуратуры.

После этого в судебном заседании был объявлен перерыв до 5 мая. В этот день представитель прокуратуры сможет зачитать обвинение по делу.

«Ъ» будет следить за развитием событий.


Другие материалы по теме: