«Областная газета», «Серым» зарплатам пора выйти из тени»

12 мая 2006 (10:54)

Уже в самом названии единого социального налога заложена его огромная социальная значимость. Именно за счет средств единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование формируются доходы Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда обязательного медицинского страхования, фонда социального страхования. Другими словами, своевременная и полная уплата налогоплательщиками этого налога позволяет государству обеспечивать жителей нашей страны пенсиями, социальными пособиями, услугами по социальному страхованию, бесплатной медицинской помощью застрахованным гражданам.

Из чего же складываются поступления единого социального налога? Налоговая база определяется размером производимых работодателем выплат в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. Прослеживается такая взаимосвязь: чем больше размер доходов, полученных физическим лицом от работодателя, тем значительнее суммы, поступающие в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды. Налог не уплачивается, если работники получают так называемую «серую» неофициальную заработную плату, или «зарплату в конвертах».

По данным Федеральной налоговой службы, ожидаемого выхода заработной платы из «тени» в связи со снижением с 2005 года ставки единого социального налога не произошло. Неофициальные (теневые) выплаты доходов работающему населению влекут за собой как неполное поступление налогов в бюджет и внебюджетные фонды, так и социальную незащищенность работников.

В связи с этим, выплата «серой» заработной платы - это головная боль не только налоговых органов и других контролирующих государственных структур. Переживать стоит и самим работникам, получающим «зарплату в конвертах». Поскольку страдают не только бюджет и внебюджетные государственные фонды, недополучающие налоговые поступления, но и конкретные работники, которые в перспективе смогут рассчитывать лишь на мизерные пенсии. В случае выплаты «серых» зарплат работодатель не производит отчислений из зарплаты конкретного работника в Пенсионный фонд на индивидуальный лицевой счет, что в перспективе приведет к значительному уменьшению размера пенсии. Кроме всего, низкий уровень официальной заработной платы не позволяет организовать финансирование бесплатного медицинского обслуживания и обеспечение бесплатными лекарствами, оплату больничных листов.

Федеральная налоговая служба со своей стороны делает конкретные шаги для решения этой проблемы. Организация контрольной работы по выявлению и пресечению схем ухода от налогообложения единым социальным налогом, в том числе «конвертной» схемы, и, как следствие, «теневой» зарплаты становится одним из приоритетных направлений деятельности налоговиков. Для повышения эффективности контрольных мероприятий специалисты налоговых органов действуют не наугад. Выявлению организаций, руководители которых предпочитают: «экономить» на налогах столь недостойным путем, предшествует всесторонний анализ баз данных, имеющихся в распоряжении налоговых органов Свердловской области.

В частности, Управлением ФНС России по Свердловской области проведен анализ среднемесячной заработной платы работников сферы оптовой и розничной торговли одного из районов г. Екатеринбурга. Выборка проводилась по 432 предприятиям. В 2005 году на 61 предприятии (14,1%) среднемесячный доход на одного работника составил от 80 до 799 рублей, что ниже минимального размера оплаты труда (800 рублей). На 224 предприятиях (51,6%) среднемесячный доход на одного работника составил от 801 до З010 рублей, что ниже прожиточного минимума в Свердловской области (3013 рублей).

Были выявлены также организации, снизившие размер фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы на одного работника при увеличении темпов роста объемов реализации продукции. В частности, у 42 плательщиков выручка от реализации за 9 месяцев 2005 года превысила 100 миллионов рублей. Средняя заработная плата на одного сотрудника в месяц по данным предприятиям составила 3022 рубля. В некоторых организациях, реализующих продукты питания, включая спиртные напитки, среднемесячная заработная плата составила 690 рублей.

Значительная разница в уровне среднемесячной заработной платы предприятий одной и той же отрасли в одном районе города Екатеринбурга: 15986 рублей на одном предприятии и 1339 рублей на другом, - позволяет сделать вывод об использовании практики выплаты зарплаты «в конвертах».

Для реализации полученной информации, выявления и пресечения фактов уклонения от уплаты единого социального налога распоряжением руководителя Управления ФНС России по Свердловской области создана временная рабочая группа по организации выявления «теневой»части заработной платы.

Специалистами областного налогового Управления принято решение о проведении контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков, использующих «конвертные схемы». Материалы проверок будут передаваться в правоохранительные органы для дальнейшего сбора информации и принятия соответствующих мер, в том числе возбуждения уголовных дел.

Кроме того, как показывает практика, тесное взаимодействие с региональными органами власти и органами местного самоуправления, правоохранительными и другими контролирующими органами, а также привлечение внимания к этой поблеме широкой общественности и средств массовой информации уже принесло ощутимый результат.

К примеру, в связи с деятельностью временных рабочих групп, организуемых районными (городскими) прокурорами в рамках распоряжения прокурора Свердловской области и начальника ГУВД Свердловской области от 36.01.2005 года № 2/37р/11/14р, инспекциями ФНС России по Свердловской области согласованы объекты совместных проверок. Всего за период деятельности указанных рабочих групп организовано проведение 124 выездных налоговых проверок, из них 43 проверки в отношении индивидуальных предпринимателей, 81 проверка в отношении организаций. По оконченным проверкам доначислено налоговых платежей на сумму 139 миллионов рублей, составлено и направлено в суд 14 протоколов об административном правонарушении. В ходе проверок выявлено 64 случая применения «конвертных» схем выплаты заработной платы.

Межведомственные комиссии (рабочие группы) по вопросам доведения выплаты заработной платы до уровня не ниже прожиточного минимума, легализации «теневой» зарплаты и обеспечения полноты поступлений единого социального налога работают при администрации Свердловской области и на уровне городов и районов. В состав комиссий входят представители правоохранительных, налоговых органов, органов прокуратуры, миграционной службы, региональных отделений внебюджетных фондов, инспекции по труду, а также профсоюзов. На заседаниях комиссии работодателям разъясняется социальная ответственность за сокрытие заработной платы, занижение уплаты налогов, в том числе единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Уже сам по себе вызов работодателя на заседания указанных комиссий - достаточно эффективная мера административного воздействия, заставляющая повышать официальный уровень заработной платы хотя бы до прожиточного минимума. С участием налоговых органов Свердловской области в прошедшем году и в первом квартале текущего года проведено 68 заседаний межведомственных рабочих групп. Были приглашены 256 работодателей, выплачивавших заработную плату своим работникам ниже прожиточного минимума. В результате около половины приглашенных работодателей повысили официальную заработную плату своих работников. Следствием широкого общественного резонанса работы комиссии среди работодателей региона явилось то, что повысили оплату труда даже те работодатели, в отношении которых контрольные мероприятия не проводились.

Налоговые органы Свердловской области имеют уже определенный опыт выявления схем ухода от налогообложения единым социальным налогом.

Так, предприятие Артемовского района согласно представленной декларации заявило льготу по единому социальному налогу. Согласно уставу, предприятие являлось некоммерческой организацией и не преследовало цели получения прибыли. Инспекцией ФНС России при проверке было установлено, что за проверяемый период единственным видом деятельности предприятия являлось оказание посреднических услуг по предоставлению персонала другим организациям, то есть предприятие осуществляло деятельность по содействию заключения трудовых договоров. Поскольку доходы от предпринимательской деятельности в течение проверяемого периода на уставные цели не направлялись, предприятие не занималось трудоустройством инвалидов, не оказывало им консультационную помощь, а также помощь в реабилитации. Другими словами, деятельность предприятия не соответствовала уставным задачам. В результате этой проверки налоговики доначислили только единого социального налога в сумме 3,9 миллиона рублей.

В следующем случае межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в результате выездной налоговой проверки одной из некоммерческих организаций доначислила единый социальный налог в сумме 2,7 миллиона рублей. Заработная плата начислялась и выплачивалась работникам некоммерческой организации по отдельным ведомостям и не была отражена в бухгалтерском учете, что подтверждается протоколом допроса главного бухгалтера организации. Кроме того, налоговая база была также занижена по причине невключения в нее выплат в виде денежных авансов, выданных работникам организации на командировочные расходы.

Одной из инспекций было также установлено, что в налоговой базе для исчисления единого социального налога организацией г. Екатеринбурга не учитывались ежемесячно выплачиваемые «единовременные надбавки» в сумме 3,2 миллиона рублей. Было установлено, что работники организации ежемесячно получали «единовременную надбавку соразмерно отработанному времени и результатам работы», значительно превышающую установленные трудовыми договорами оклады (в некоторых случаях в 10 и более раз). Эти выплаты осуществлялись регулярно. Таким образом, к какому выводу и пришли налоговики, - выплаченные работникам организации «единовременные надбавки» по существу являлись оплатой труда на основании трудовых договоров. Всего же по результатам проверки дополнительно начислено единого социального налога 1,2 миллиона рублей.

Специалисты межрайонной инспекции, получив запрос из прокуратуры, провели анализ сведений о выплаченных доходах, поступлений налога на доходы физических лиц и налоговой базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование одного из предприятий Свердловской области. Выяснилось, что в 2003 году предприятие выплачивало неофициальную заработную плату. Денежные средства, выдаваемые руководителю под отчет, затем направлялись для выплаты заработной платы работникам по неофициальным ведомостям. Проверяющие произвели выемку документов и по результатам проверки доначислили 85,4 тысячи рублей единого социального налога.

Одним из источников информации для проведения налоговыми органами контрольных мероприятий в случаях выплаты работодателями «теневой» заработной платы являются тревожные сигналы, поступающие от налогоплательщиков. Налоговики благодарны жителям области, проявляющим активную гражданскую позицию в этом вопросе.

Работодатели должны помнить, что применение «конвертных» схем выплаты заработной платы влечет за собой соответствующее наказание. В случаях выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда предусмотрена административная ответственность работодателей. По нормам статьи 2 Трудового кодекса РФ в основе трудовых отношений лежит принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование, и не ниже установленного минимального размера оплаты труда. В случаях нарушения этого принципа на должностных лиц работодателя государственной инспекцией труда может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 рублей (статья 5.31, пункт 1 статьи 23.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях; статья 5 Федерального закона 82-ФЗ от 19,06.2000 «О минимальном размере оплаты труда»).

Кроме того, ответственность за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за неуплату или не полную уплату сумм единого социального налога, а также за неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц предусмотрена статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации. При выявлении данных нарушений штрафные санкции предъявляют налоговые органы.

На официальном web-сайте Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области www.r66.nalog.ru размещена информация о номерах «телефонов доверия»в инспекциях по городам и районам, куда можно обратиться с информацией о фактах выплаты заработной платы «в конвертах». В некоторых инспекциях области установлены специальные ящики для жалоб и предложений.

Обо всех случаях выплаты заработной платы «в конвертах» и Нарушениях прав работников предлагаем обращаться в Управление ФНС России по Свердловской области по телефонам: 356-06-09, 356-06-57, Полученная информация будет использована специалистами налоговых органов при проведении проверок и в конечном итоге послужит социально значимой цели - заставит работодателей выплачивать достойную официальную заработную плату.


Другие материалы по теме: