Уральские вузы и стандарты качества высшего образования

Изменения в национальной образовательной политике предполагают новые критерии оценки эффективности региональной образовательной системы.

Значительная часть академического потенциала Среднего Урала, выдвинувшая регион в число ведущих образовательных центров страны, была создана в течение послевоенных десятилетий. Наряду с самыми различными специализированными вузами здесь имеются и многочисленные подразделения Российской Академии Наук, и универсальные образовательные учреждения, обеспечивающие консолидацию региональной образовательной системы, ее включение в российскую и международную системы высшего образования. Такими универсальными вузами являются, прежде всего, УрГУ и в некоторой степени УГТУ-УПИ.

Процесс включения уральских вузов в систему новых экономических отношений с абитуриентами и студентами, а главное, с конечным потребителем вузовской продукции — государственными и частными предприятиями и организациями, принимающими на работу молодых специалистов — предоставил наиболее масштабное независимое подтверждение достижений уральского образования. И хотя это включение еще не полностью завершено, уже сегодня специалисты имеют возможность оценить как основные вызовы, на которые приходится отвечать вузам в ходе этого процесса, так и ряд его значимых промежуточных результатов.

ВУЗовские системы качества

Среди основных вызовов, с которыми сталкивается сегодня система высшего образования, эксперты указывают на необходимость создания, распространения и внедрения стандартов менеджмента качества высшего образования. Решение именно этой задачи дает абитуриенту возможность выбирать вуз и специальность не на основании слухов, стереотипов и рекомендаций знакомых, а на основании объективных качеств этих услуг, и является необходимым условием становления рынка высшего образования. Оптимизация этого становления будет выгодна всем участникам образовательного процесса, но прежде всего, она позволит вузам выйти на путь устойчивого развития, в ряде отношений независимого от объемов государственных ассигнований.

Именно поэтому решению этой проблемы уделяется значительное внимание в рамках Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393 п. 1.4): «Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Создание российской системы обеспечения качества образования связано с подписанием РФ Болонской декларации. Наряду с национальной системой каждому учебному учреждению необходимо сформировать собственную внутривузовскую систему качества образования.

В этой ситуации наибольшее значение имеет положение дел в области менеджмента качества в системообразующих уральских вузах, развитие которых способно «потянуть» за собой все прочие элементы региональной системы высшего образования. В качестве одной из составных частей этого процесса может рассматриваться формирование внутренней системы качества в Уральском госуниверситете. Контроль за качеством образования в этом учебном заведении опирается с одной стороны на ряд основополагающих документов, включающих не только нормативные и подзаконные акты федеральных органов, но и целый ряд внутренних документов, определяющих миссию, стратегические цели и задачи развития Уральского госуниверситета в целом, стратегию развития вуза на период 2005-2015 гг., корпоративное руководство по качеству, соответствующие документированные процедуры и т. д. С другой стороны, основой для развития системы в УрГУ служат управленческие решения, направленные на внедрение новых технологий анализа и мониторинга данных об образовательных процессах и создание соответствующих организационных структур, в частности, университетских Отдела качества образования, Центра оценки качества образования и института уполномоченных по качеству на факультетах УрГУ.

Формируя внутреннюю систему качества, вуз позиционирует себя как университет, деятельность которого основана на концепции системы непрерывного образования — от общего, среднего, высшего и послевузовского образования до профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. В то же время, УрГУ сосредотачивает свои усилия в области развития качества образования на приоритетной поддержке фундаментальных исследований во всех областях научного знания. Лидирующее положение вуза в естественнонаучных и гуманитарных научных исследованиях поддерживается активной деятельностью научно-образовательного центра «Перспективные материалы» и Уральского межрегионального института общественных наук (МИОН).

Вместе с тем, УрГУ остается региональным центром интеграции вузов с научно-исследовательскими учреждениями и в первую очередь с институтами Российской академии наук, активно развиваясь также в качестве центра современных информационных и коммуникационных сетей, информационной безопасности, центра единой вузовской библиотечной системы. В частности, УрГУ является одним из организаторов и создателей Екатеринбургской университетской сети EUNNET. На основе этих достижений УрГУ целенаправленно участвует в работе вузовского сообщества по формированию интегрированной системы высшего профессионального образования России, Европы, Азии и мира в целом. Так, сеть партнеров УрГУ включает не только региональные и российские библиотеки, музеи, научные общества, вузы, такие как УГТУ-УПИ, Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский, Пермский и Ярославский госуниверситеты, но и финансируемый Дж. Соросом Институт «Открытое общество», университеты Гента, Гетеборга, Роттердама, Северной Каролины и Мичигана. В рамках этого сотрудничества УрГУ является активным участником межвузовской программы «Дистанционное образование в области управления бизнесом».

Рейтинги

При всей важности создания внутривузовских систем менеджмента качества, их сбалансированное развитие невозможно в отсутствие эффективных инструментов внешнего контроля. В частности, как недавно отметил Президент РФ Владимир Путин, одним из важных инструментов такого контроля должно стать формирование независимых рейтингов вузов.

Одним из первых опытов в этом направлении стало исследование, проведенного в начале 2006 года журналом «Коммерсантъ.Деньги». Авторы исследования проанализировали материалы, предоставленные 120 из 300 крупнейших российских компаний по капитализации, которые, в частности, содержали сведения о 6732 трудоустроенных этими компаниями выпускниках 2005 года. По результатам исследования был сформирован рейтинг 100 наиболее востребованных с точки зрения работодателей российских вузов. В их число вошли 4 высших учебных заведения из Екатеринбурга. 5-е место в данном перечне занял Уральский государственный технический университет, 25-е — Уральская государственная горно-геологическая академия, 49-е — Уральский государственный университет, на 60-м месте — Уральский государственный экономический университет.

С одной стороны, такая методика формирования рейтинга позволяет воздать должное образовательному потенциалу системообразующего регионального университета УГТУ-УПИ: «То, что Уральский государственный технический университет занял в рейтинге наиболее востребованных с точки зрения работодателей российских вузов 5-ое место, безусловно, приятный для нас факт. В то же время к любым рейтингам мы относимся очень осторожно, так как они являются лишь одним из способов внешней аттестации деятельности вузов. Востребованность выпускников УГТУ-УПИ работодателями обусловлена уральской формацией подготовки кадров и объективно отражает уровень наших студентов, которые являются не только грамотными инженерами, но и разносторонне развитыми специалистами», — прокомментировал результаты рейтинга ректор УГТУ-УПИ Станислав Набойченко.

Несмотря на этот позитивный для нашего региона результат, наблюдатели склонны указывать на некоторую неполноту рейтинга, признаваемую, в том числе, и авторами исследования. «Необходимо понимать, что при составлении рейтингов могут выдвигаться различные критерии, в данном случае основным критерием выступила востребованность выпускников вузов в конкретных областях экономической деятельности. Именно поэтому ведущие места в данном рейтинге заняли вузы, дающие выпускникам профессию в расчете на конкретного работодателя. Система подготовки кадров в классическом университете существенно отличается от системы, принятой в вузах, ориентированных на подготовку специалистов для конкретных отраслей экономической деятельности. Работодателя выпускников нашего вуза определить гораздо сложнее, поэтому естественно, что в список опрашиваемых при составлении рейтинга работодателей вошло гораздо меньшее количество предприятий и компаний, где могут трудоустроиться выпускники УрГУ. В том случае, если при составлении рейтинга использовался бы другой критерий (например, вклад в развитие фундаментальных наук), распределение мест было бы совсем иным», — отметил ректор УрГУ Владимир Третьяков.

Вторым недостатком рейтинга, созданного по результатам исследования журнала «Коммерсантъ.Деньги», эксперты считают чрезмерно малую «цену деления» в данном рейтинге — зачастую показатели вузов, отделенных друг от друга 10-20 местами, различаются слишком неуловимо для того, чтобы не предполагать здесь влияния каких-то случайных колебаний спроса на тех или иных специалистов.

Вместе с тем, следует помнить, что данный рейтинг является одним из первых опытов независимой оценки качества высшего образования, и в ближайшем будущем следует ожидать более удачных попыток.

Вероятно, наиболее удачной из существующих в настоящее время методологий ранжирования качества образовательных услуг следует признать подход, принятый в традиционных ежегодных рейтингах федерального министерства образования и науки. Здесь, во-первых, составляется отдельный рейтинг для каждой категории вузов, так что классический университет, технический вуз и, например, физкультурный институт не пытаются сравнивать друг с другом, но только с вузами аналогичной специализации. Во-вторых, вузы с существенно сближающимися основными показателями объединяют в группы, включающие от 1 до 10-15 вузов. В этих группах упорядочение происходит не по качеству образования, а в алфавитном порядке.

Такой подход позволяет составить достаточно объективное мнение о потенциале уральской образовательной системы. Так в министерском рейтинге за 2005 год основные вузы Свердловской области заняли следующие позиции. (1)УрГУ: места с 19 по 26 в рейтинге из 87 университетов. В частности, в одной категории с УрГУ оказался Новосибирский Госуниверситет; (2)УГТУ-УПИ: места с 15 по 23 в рейтинге из 175 технических и технологических вузов; (3) РГППУ и УГПУ: места с 3 по 4 и с 15 по 24 соответственно в рейтинге из 78 педагогических и лингвистических вузов; (4) УрГЭУ: места с 16 по 19 в рейтинге из 40 экономических вузов; (5) УрГМА: места с 24 по 26 в рейтинге из 48 медицинских вузов; (6) УрАГС: вуз разделил 7-8 места с Сибирской академией госслужбы в рейтинге из 16 вузов государственной службы; (7) УрГЮА: академия заняла 2 место после Московской юридической академии в рейтинге из 11 юридических вузов; (8) УрГАХА: академия заняла 3 место после двух московских институтов аналогичной специализации в рейтинге из 11 архитектурных и художественных вузов; (9) Гуманитарный университет: места с 31 по 34 в рейтинге из 50 негосударственных вузов с числом студентов более 700 человек.

Вывод

Таким образом, и частные, и государственные эксперты в области качества высшего образования дают высокую оценку качеству образовательных услуг вузов Екатеринбурга, выдвигающую этот город в число лидеров формирующегося рынка высшего образования. Вместе с тем, рейтинги федерального министерства образования и науки выгодно отличает то, что они дают объективную информацию не только о взаимоотношениях выпускников вузов и крупнейших российских компаний, но и отражают всю универсальность спектра образовательных услуг, доступных в Екатеринбурге. Результаты этих рейтингов подтверждают оценки ряда представителей системы высшего образования, согласно которым наиболее значимые уральские вузы входят в 20-ку ведущих вузов страны и играют основную роль в системе высшего образования, расположенной за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.


Другие материалы по теме: