«Уральский рабочий», Сергей Правов пишет: «На плечи граждан спихивает государство проблемы ЖКХ»

30 мая 2006 (10:54)

Координационный совет уполномоченных по правам человека во главе с Владимиром Лукиным предоставил министру регионального развития Владимиру Яковлеву множество замечаний по поводу реформы жилищно-коммунального хозяйства.

На данном этапе реформа привела к отказу государства от выполнения своих обязательств перед владельцами приватизированных квартир, необоснованному росту тарифов на услуги, полной неразберихе в системе управления, лишению инвалидов льгот. Участники недавних акций протеста требовали отмены статьи Жилищного кодекса, согласно которой собственники квартир несут расходы по капитальному ремонту: согласно договорам о приватизации, обязательства эти сохранялись за государством. Вопрос о капремонте был мягко поднят и государственными правозащитниками. Но восстановления справедливости не будет. Более того, Владимир Яковлев сказал, что в капремонте могли бы поучаствовать владельцы магазинов, расположенных на первых этажах домов. Министр, вероятно, забыл — подобных обременении при покупке торговых площадей не было. В очередной раз правительство лукавит в отношении прав граждан. Тем более что новых расходов торговцы, особенно в провинции, не выдержат, и скоро место булочных и небольших универсамов займут игровые залы и прочие злачные заведения.

По данным самого министра Яковлева, в стране уже 94 млн квадратных метров ветхого жилья, а на подходе еще 300 млн квадратных метров — это первые хрущевские пятиэтажки. Жилищный фонд изношен на 70 процентов, и восстанавливать его, похоже, власти хотят за счет граждан.

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин обеспокоен чрезмерным ростом тарифов и неспособностью граждан оплачивать услуги ЖКХ. Механизм предоставления субсидий малоимущим, по мнению главного правозащитника, работает плохо. Даже справки для предоставления помощи бесплатно получить сложно. Коллеги Владимира Лукина из регионов подготовили для правительства целый перечень конкретных претензий. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в кооперативных домах, лишились 50-процентной скидки на оплату жилья, поскольку эти дома новый Жилищный кодекс отнес к частному жилищному фонду, а не к общественному, как прежде. Правозащитникам непонятно, отчего законодатели решили плату за пользование лифтом и вывоз твердых бытовых отходов рассчитывать в зависимости от общей площади квартиры, а не с человека, как было раньше. Кстати, в ряде регионов за лифты вынуждены платить жильцы первых этажей. До сих пор регионы не получили целого ряда нормативных актов: о порядке изменения платы за услуги ненадлежащего качества, о перечне хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, о правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме. Постановления правительства, предусматривающего перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием граждан, тоже нет. Родители призванных в армию юношей вынуждены оплачивать за солдат коммунальные услуги. Всего правозащитники недосчитались 11 важных документов, регулирующих сферу ЖКХ.

В ответ министр пожаловался на развал отрасли и долго убеждал уполномоченных по правам человека в необходимости разгосударствления ДЭЗов и ЖЭКов. Но так и не объяснил — что делать, когда частные фирмы будут исчезать с деньгами граждан? Как судиться с управляющей компанией, если выяснится, что ООО отвечает лишь уставным капиталом в 10 000 рублей? Как товарищества собственников жилья (ТСЖ) будут обходиться, не имея специалистов и производственной базы? И зачем все это, если львиная доля квартплаты (от 70 до 90 процентов) достается не эксплуатирующим организациям, а монополистам — теплосети, электросети, водоканалу. И частный ЖЭК, и ТСЖ от них не уйдут.


Другие материалы по теме: