«Деловой квартал», «Москвичи купили «Евротел»

5 июня 2006 (10:28)

В конце мая стало известно о приобретении компанией «Система Масс-Медиа», входящей в АФК «Система», одного из двух ведущих екатеринбургских провайдеров кабельного телевидения «Евротел». После завершения этой сделки конкурентная борьба федеральных сетей кабельного телевидения развернется и в уральской столице.

По информации газеты «Ведомости», покупка «Евротела» обошлась «Системе Масс-Медиа» в сумму от $5 млн до $10 млн. «Сейчас есть три пути оценки любого оператора кабельного телевидения, — делится наблюдениями первый заместитель генерального директора компании «НКС-ЕвроАзия» Павел Харитонов. — Это оценка активов, перспектив развития или абонентской базы». В случае покупки «Евротела» речь идет скорее всего именно об активах. Павел Нагибин, генеральный директор компании «Наг», предположил, что стоимость предприятия можно посчитать исходя из годовой выручки с абонента (она составляет примерно 1 тыс. руб.). При использовании такой методики цена сделки должна составить чуть менее $5 млн.

По словам генерального директора компании «Евротел» Николая Игнатьева, пока никаких изменений в работе не произошло, речи о кадровых перестановках тоже нет. Техническая база компании вполне удовлетворяет требованиям «Системы». Сейчас идет согласование планов дальнейшего развития «Евротела» и необходимых для этого инвестиций.

Консолидация активов на рынке кабельного телевидения началась два-три года назад. До тех пор этим бизнесом занималось множество мелких операторов, образованных еще в начале 1990-х гг. В Екатеринбурге их насчитывалось более десятка. За несколько лет в результате целой череды слияний городской рынок оказался практически поровну поделен между двумя игроками — «Евротелом», в состав которого влились, например, «Биоритм», «Скарт», «Гортелеинформ», и «НКС-ЕвроАзией», входящей в федеральную структуру «Национальные кабельные сети», контролируемую компанией «Нафта».

Примерно год назад рынок кабельного телевидения заинтересовал федеральные сети, такие как АФК «Система», «Нафта», Renova. По свидетельству руководителя аналитического департамента компании J’son&Partners Бориса Овчинникова, несмотря на невысокое ARPU ($3-5), кабельное телевидение — практически единственный сегмент телекоммуникационного рынка, где этот показатель увеличивается. Кроме того, здесь ярко выражен эффект масштаба: чем больше бизнес, тем меньше издержки на каждого абонента, тем выше рентабельность. Это связано с тем, что дешевле обходится контент, меньше затрат в расчете на одного клиента требует служба поддержки пользователей, обучение специалистов и т. д. В течение года федеральные игроки провели ряд крупных сделок, скупая лидирующие компании кабельного телевидения по всей стране. Одновременно продолжались процессы интеграции на местном рынке: совсем недавно компания «Терминал», обладающая абонентской базой около 20 тыс. чел., вошла в холдинг «НКС» наряду с «НКС-ЕвроАзией».

Как считает Павел Харитонов, говорить о насыщении городского рынка пока рано: компании развиваются параллельно, не вступая в жесткую конкурентную борьбу. По прогнозам, эта ситуация сохранится до конца 2007 г. Сейчас уровень проникновения кабельного телевидения в разных районах Екатеринбурга колеблется от 50 до 90%.


Другие материалы по теме: