«Коммерсантъ», Татьяна Шушакова, Татьяна Щелкунова пишет: «КИТ-Кэпитал» проложит «Купцу» дорогу в соседние регионы»

16 июня 2006 (10:56)

Вчера руководство торговой сети «Купец» сообщило, что подписало соглашения о сотрудничестве с «КИТ-Кэпитал» (Екатеринбург), согласно которому ритейлер будет выступать якорным арендатором во всех торговых центрах этого девелопера. Таким образом, «Купец» рассчитывает расширить географию своего присутствия в других регионах. Участники рынка указывают, что такая схема сотрудничества достаточно распространена на российском рынке розницы, но в последнее время «изживает» себя, так как грозит нестабильностью для торговой сети.

Как рассказала «Ъ» директор по развитию торговой сети «Купец» Инна Эрнст, договор о стратегическом партнерстве с «КИТ-Кэпитал» заключен сроком на пять лет. По ее словам, у ритейлера с девелопером уже есть опыт сотрудничества — торговая сеть выступает якорным арендатором в двух торгово-развлекательных центрах «КИТ-Кэпитал» — в Кургане и Каменске-Уральском (Свердловская область). С помощью партнера «Купец» планирует освоить такие регионы, как Оренбургская, Воронежская, Ростовская, Саратовская область, а также расширить свое присутствие в регионах Уральского федерального округа. В целом «Купец» планирует открыть в 2006 году 50 магазинов и увеличить ежедневный товарооборот до $837 тыс., а к 2007 году — до $1млн 642 тыс.

«Нам выгоднее развиваться за пределами Свердловской области вместе с девелопером, нежели самостоятельно. Партнер договаривается о строительстве торгового центра с региональными властями, готовит необходимую инфраструктуру. Наша задача — набрать персонал, и организовать рабочий процесс», — пояснила Инна Эрнст. Руководство «КИТ-Кэпитал» также считает партнерство с торговой сетью выгодным. «Нам удобно заходить в новый регион с собственными проверенными арендаторами, это гарантия заполненности наших торговых площадей», — отметил коммерческий директор компании Сергей Краснобородько.

«Ъ» Торговая сеть «Купец» создана в 1997 году в Екатеринбурге на базе оптовой компании, в настоящее время является одним из крупнейших в России. В рейтинге «Коммерсанта» в 2005 году компания заняла 31 место среди крупнейших ритейлеров страны. На 1 июля 2006 года «Купец» насчитывает 64 магазина в Свердловской, Челябинской и Курганской областях. Ежедневный товарооборот компании в 2005 году составил $586 тыс.

ООО «КИТ-Кэпитал» создано в 2004 году в Екатеринбурге. Компания специализируется на организации строительства торговых и торгово-развлекательных центров — от разработки концепции до сдачи объекта «под ключ» и последующего управления бизнесом. В настоящее время в управлении «КИТ-Кэпитал» находится 6 торговых центров общей площадью более 100 тыс. квадратных метров. Рыночная стоимость активов компании на конец 2006 года составила $263 млн.

Участники рынка и эксперты указывают, что схема сотрудничества девелопера и торговой сети достаточно распространена на российском рынке розницы, так как имеет ряд преимуществ. По словам исполнительного директора Союза участников потребительского рынка «Альянс» Алексея Подоляко, сегодня розница стремится в торговые центры, так как проходимость потребителей в них в 1,5-3 раза выше, чем в отдельно стоящем магазине, а это выгодно для ритейлера. Кроме того, ТС получает современные торговые площади. «В то же время такое сотрудничество выгодно и для девелопера — он получает постоянного арендатора с раскрученным брендом, что также увеличивает посещаемость в торговом центре», — добавил Алексей Подоляко.

Вместе с тем участники рынка указывают и на «минусы» такого сотрудничества. Так, генеральный директор ЗАО «Компания «Юнилэнд-Екатеринбург» Валерий Бубнов говорит, что арендная ставка для постоянных якорных арендаторов у девелопера, как правило, значительно выше (в настоящее время ставка в торговых центрах Екатеринбурга для крупных арендаторов составляет $15-16 за кв. м. — «Ъ»). Однако главным недостатком партнерства, по мнению господина Бубнова, является нестабильность бизнеса торговой сети — девелопер может легко прекратить сотрудничество с арендатором. «Яркий пример, торговый центр «КИТ-Кэпитал» в Каменске-Уральском, где долгое время площади арендовала торговая сеть «Монетка», а сейчас ее место по решению девелопера занял «Купец», — рассказал бизнесмен. Участники рынка напомнили и о попытке французского ритейлера «Ашан» освоить Тюменскую область в альянсе с региональной девелоперской компанией «Сибинтел», которая впоследствии поменяла планы и сконцентрировалась на сотрудничестве с торговой сетью «Перекресток». А в Челябинской области владелец торгового комплекса «Калибр» (Челябинск) Алексей Наговицын разорвал договор аренды с местной розничной сетью «Сезам» и ведет переговоры с московскими ритейлерами. «Пересмотр девелоперами договоренностей с сетями стал обычной практикой. Во время переговоров ритейлеров шантажируют тем, что на один магазин претендуют две-три сети, при этом требуют совершенно неадекватные цены», — говорит гендиректор торговой сети «Патэрсон» Юрий Яковчик.


Другие материалы по теме: