«Деловой квартал», «ИТ-компании занялись аутсорсингом»

26 июня 2006 (10:58)

Эксперты:

Андрей Антипинский, директор филиала компании «Открытые технологии»; Алексей Громозов, директор компании «Профит-Центр»; Максим Грохульский,

исполнительный директор компании «Софтмаст»; Юрий Гусаков, коммерческий директор компании «КРОК Урал»; Алексей Оносов, директор компании «Юнисофт»; Полина Сергеева, директор компании «ИТ-сервис»; Галина Фролова, директор компании «Прайм-1С»; Евгений Храновский, генеральный директор компании «Альво».

Каждый год объявляется о новых аутсоринговых контрактах, заключенных между гигантами мировой индустрии, стоимостью в миллиарды долларов. По оценкам компании Gartner, в 2007 г. глобальные доходы от аутсорсинга ИТ-сервисов достигнут $50 млрд. До сих пор российские айтишники могли только завидовать своим зарубежным коллегам, однако в последнее время и у нас аутсорсинг становится все популярнее.

Больше всего денег можно заработать на аутсорсинге ИТ-инфраструктуры солидных предприятий, но подобные заказы способны взять на себя только крупные и заслуженные системные интеграторы. Например, у компании General Motors практически нет собственного ИТ-подразделения: в феврале она объявила о запланированных на ближайшие годы расходах на аутсорсинг в размере около $15 млрд. Все работы, связанные с поддержкой пользователей, настройкой серверов и операционных систем выполняют Electronic Data Systems, Hewlett-Packard, IBM и другие. Постепенно западные организации отдают на аутсорсинг все, вплоть до серверов, так что даже в теории сисадминам внутри фирмы остается все меньше дел. Компетенции специалистов в данной области — формировать долгосрочную стратегию развития информационной инфраструктуры. Это и есть классический аутсорсинг, к осознанию выгод которого движутся и уральские компании.

Пока под аутсорсингом понимают лишь абонентское обслуживание парка ПК

В Екатеринбурге аутсорсинг в сфере ИТ представлен главным образом поддержкой имеющегося у заказчика парка компьютеров и ПО. По сути, речь идет об абонентском обслуживании — выполнении заранее оговоренного объема профилактических работ. До недавнего времени организации предоставляли аутсорсинговые услуги, обращаясь к помощи знакомых и полузнакомых студентов. Сейчас, как отмечают эксперты, спрос на качественное сопровождение компьютерной техники растет и первыми на него отреагировали малые ИТ-фирмы. Компании «Альво», отдавшей обслуживание 40 ПК и двух серверов «Юнисофту», услуги аутсорсера обходятся в 7 тыс. руб. Держать своего специалиста, по мнению Евгения Храновского, генерального директора «Альво», было бы втрое дороже.

Небольшие ИТ-фирмы заинтересованы даже в скромных суммах, характерных для этой сферы. «Средний чек» здесь не дотягивает и до 10 тыс. руб. в месяц, а число клиентов у таких организаций насчитывает один-два десятка. Алексей Оносов, директор компании «Юнисофт»: «Рентабельность еще невысокая. В лучшем случае 20-25%, да и обороты недостаточно большие. Разрабатывать и внедрять софт для нас выгоднее. Пока аутсорсинг — это вроде как бизнес в нагрузку, но с перспективами. Ведь сегодня ИТ-аутсорсингом пользуется менее 1% малых и средних фирм».

Максим Грохульский, исполнительный директор компании «Софтмаст», также уверен, что рынок обслуживания ИТ-инфраструктуры среднего и малого бизнеса только формируется и интерес к нему будет повышаться: «Хороших специалистов найти все труднее, а те же студенты не могут решать сложные задачи. Кроме того, если вмешается государство и закон о конфиденциальной информации действительно вступит в силу, студенты уже никому не помогут — потребуются профессионалы со всеми сертификатами».

Но пока государство не вмешалось, поставить на поток обслуживание малых фирм не удается. Исключение в этом плане — сопровождение систем на базе 1С. Галина Фролова, директор компании «Прайм-1С»: «Обслуживание 1С — чистой воды аутсорсинг. Фактически у предприятия, установившего эту систему, есть три варианта ее дальнейшего обслуживания: нанять серого «профи», пригласить на работу специального сотрудника и заключить договор аутсорсинга. Причем около 40% клиентов выбирают второй путь». По словам Алексея Громозова, директора компании «Профит-Центр», средний и крупный бизнес давно осознал экономические выгоды аутсорсинга. На авось предпочитают полагаться преимущественно «неслышные» фирмы. К «1С-франчайзи» они приходят, лишь наступив раз-другой на грабли.

Однако, несмотря на неискоренимое желание малого бизнеса сэкономить, аутсорсеры продолжают искать подходы к увеличению рентабельности. Алексей Оносов разрабатывает проект создания центра обслуживания ИТ в офисной высотке, где его компания арендует помещение: «Идея в том, чтобы на нас замкнулось все здание. В идеале офисный центр наряду с Интернетом и телефонией должен предоставлять и услуги ИТ-аутсорсинга для небольших организаций. Но инерция еще достаточно сильна, и идея не движется, хотя, если все получится, опыт можно будет тиражировать».

ИТ-отделы превращаются в самостоятельные компании

Одно из главных препятствий для создания полноценного ИТ-аутсорсинга — боязнь предпринимателей, что аутсорсер будет злоупотреблять доступом к конфиденциальным данным. Вариантом решения этой проблемы и одновременно «суррогатом» внешнего ИТ-аутсорсинга стало формирование из собственного ИТ-подразделения отдельной бизнес-единицы. Так поступают все больше крупных корпораций. В числе первых оказались Уралмаш, ВСМПО и «Атомстройкомплекс». Обычные интеграторы указывают на очевидные недостатки передачи ИТ на аутсорсинг своему бывшему отделу. По сути, он остается точно так же вовлечен в вертикаль управления организацией, как это было и раньше. Однако эксперты признают, что даже этот вид аутсорсинга — рывок вперед.

«Атомстройкомплекс» пошел по такому пути 1,5 года назад. «Сейчас мы работаем как настоящая небольшая фирма», — считает Полина Сергеева, директор компании «ИТ-сервис», входящей в НП «Атомстройкомплекс». В отличие от обычных фирм-интеграторов, которые нередко даже не помышляют о том, чтобы взять на аутсорсинг всю инфраструктуру, бывшему ИТ-отделу выбирать не приходится. «ИТ-сервис» занимается полной технической поддержкой заказчиков — от ответов на вопросы пользователей и сопровождения приложений 1С до обслуживания развитой корпоративной сети и создания интеграторских решений для сетей, серверов и т. д. Отпуская ИТ-отдел в свободное плавание, материнская компания не только избавляется от центра затрат, но и повышает качество услуг. Вывод ИТ-подразделения холдинга в отдельное юридическое лицо позволяет восстановить принцип единоначалия. Часто ИТ-службы подчиняются генеральному, а не ИТ-директору. Конечно, говорить о полной независимости новых фирм не приходится, но коммерческие отношения с учредителями способствуют серьезной оптимизации процессов. К примеру, в основе расчетов между «Атомстройкомплексом» и «ИТ-сервисом» лежит стоимость поддержки работоспособности условного «рабочего места»: сюда входит и сопровождение серверов, сетей и т. д. «Заказчик не понимает, что наши услуги сложнее обслуживания почтового сервера, поэтому нам проще все свои затраты объединять в условное понятие «рабочее место», — комментирует Полина Сергеева. Кроме того, такие расчеты удобны при бурном росте компании, а конкурентоспособность предложения легко устанавливается с помощью сравнения цен. По городу обслуживание одного компьютера стоит 250 руб., но при этом вам никто не предоставит полный сервис: фактически лишь проверяют состояние техники, а все ремонты, настройки ОС заказчик оплачивает отдельно. Естественно, консультации пользователей по телефону и ответы на их наивные вопросы в эту стоимость не входят. В среднем заказчики платят от 300 до 790 руб. за рабочее место. За эти деньги вам решат почти все проблемы: в течение четырех часов заменят поломанный компьютер, в цену войдут и все ремонты плюс стоимость запасных частей.

В перспективе все дочерние компании намереваются выйти на открытый рынок. Полина Сергеева: «Мы хотим стать полноценным аутсорсером, и я считаю, что это реально».

Крупный бизнес научился извлекать выгоды из аутсорсинга

В масштабах России отдать на полноценный аутсорсинг свою ИТ-инфраструктуру решается лишь крупный бизнес. Услуги классического аутсорсинга предоставляют мощные телекомоператоры, такие как «Эквант». Обслуживая федеральные предприятия и владея ресурсами по передаче данных, аутсорсеры обнаружили, что многим клиентам удобнее устанавливать свои серверы у телекомоператоров. Среди желающих — «Аэрофлот», Philip Morris, РосНИИРОС и др. В таком случае организации платят не только за трафик, но и за обслуживание вычислительного ресурса. Поскольку бизнес по поддержке для телекома непрофильный, аутсорсеры, в свою очередь, отдают заказы на субподряд крупным интеграторам. В Екатеринбурге на аутсорсинг ИТ решаются единицы. Однако спрос начинает расти впечатляющими темпами. Так, за последние полгода активно развивала аутсорсинг компания «Открытые технологии». С ней подписали договоры техподдержки центров обработки данных (ЦОД) «Уралсвязьинформ» и крупное газовое предприятие региона. Это одни из первых контрактов такого рода на Урале, причем останавливаться «Открытые технологии» явно не собираются. Как подчеркнул Андрей Антипинский, директор филиала компании в Екатеринбурге, они усиленно работают над новыми соглашениями.

Заинтересованность крупных фирм во внешнем аутсорсинге обусловлена несколькими факторами. Сложность внедренных проектов повышается, а держать высококлассных специалистов оказывается дорого и сложно. Собственному ИТ-отделу предприятия при аутсорсинговом варианте развития отводится исключительно функция контроля и управления подрядчиками, а это уже область проект-менеджеров, которых становится все больше: популярность различных курсов по управлению проектами, в том числе и в сфере ИТ, существенно растет.

Постоянно повышаются требования к конфиденциальности и защите информации. На прошлой неделе американский суд вынес приговор сисадмину, недовольному полученной премией. Обидевшись на компанию, в отместку он удалил все файлы на главном сервере и на 2000 серверов в 400 филиалах инвестиционного банка UBS Paine Webber и отключил систему резервного копирования. «От сисадмина защиты, по сути, нет», — резюмирует Андрей Антипинский. С аутсорсером значительно проще: его деятельность прозрачна, а в случае неприятного инцидента его всегда можно привлечь к ответственности. Поставщик услуг больше всех заинтересован в их стабильности и долговечности.

Однако есть и факторы, препятствующие активному развитию аутсорсинга. В числе главных — разрозненность информационной инфраструктуры российских фирм. Ни одна здравомыслящая компания не возьмется за поддержку системы, которой не предшествовал хотя бы аудит. А после аудита такую систему необходимо либо полностью перестраивать, либо аутсорсинг влетит в копеечку. Однако, как утверждает Юрий Гусаков, коммерческий директор компании «КРОК Урал», многие руководители не готовы платить даже за аудит, а если отсутствует заключение проверки — бессмысленно обсуждать и цену контракта. Поэтому в России ИТ-компании подписывают почти все аутсорсинговые соглашения на системы, сети и ЦОД, установленные этими же фирмами.

До недавнего времени существовала еще одна преграда на пути ИТ-аутсорсинга — крупные заказы отдавать в Екатеринбурге было некому. Сейчас подобное оправдание ИТ-директоров уже не работает. За крупный проект готовы посоревноваться несколько фирм. А при дефиците местных ресурсов поддержку легко можно организовать через Москву — современные технологии мониторинга ИТ и работы с инцидентами это позволяют. «Тема аутсорсинга считается жизненно необходимой, даже несмотря на малое число контрактов. Буквально через два-три года на Урал придут западные предприятия, такие как Siemens, IBM Global Services, и возникнет необходимость борьбы с ними, — рассказывает Андрей Антипинский. — Чем больше у нас задел, тем легче нам будет дальше».


Другие материалы по теме: