«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Заначка по своему усмотрению»

28 июня 2006 (10:58)

Занижение доходной части областного бюджета на стадии его формирования — это уже фактически практика региональной власти. Скажем, недавно депутаты и министры занимались распределением 6 млрд. рублей, «нежданно-негаданно» образовавшихся в казне. Но «недоучтёнка» продолжает и продолжает поступать: по полугодию ожидается до 8 млрд., а это, по сути, десятая часть консолидированного бюджета Среднего Урала. Эксперты предрекают, что по году объём внеплановых доходов может достичь 20% суммарных областных финансов, и эти прогнозы имеют реальную почву: в 2005 году в консолидированный бюджет области поступило сверх первоначально установленных бюджетных назначений 14,4 млрд. рублей!

Такой подход, по сути, дозволяет правительству распределять внеплановую финансовую заначку по своему усмотрению. Примерно, как нерадивый муж, скрывая от супруги истинный размер своей зарплаты и тем более приработков к ней, употребляет утаённые суммы, как его душе заблагорассудится. Разница лишь в том, что жена, узнав о «левых» деньгах, может устроить и бой на скалках, в то время как поставленные перед фактом депутаты — блюстители бюджетного процесса — просто санкционируют сверхплановые траты, порой даже не пожурив министров за несоответствие составленных ими же расчётных показателей итоговым. И это вместо контроля распоряжения средствами, о чём на каких только уровнях не говорится.

Конечно, никто не застрахован от нечаянной прибыли; иногда, бывает, такое счастье привалит — носишься с ним затем, что дурень со ступой. Но подобная и уже чуть не постоянная беда,- происходящая с региональным бюджетом, наводит на противоречивые мысли. Либо областные финансовые гении не в ладах с прогнозным видением экономических реалий, либо — таким способом удобнее обойти общественный контроль: в бюджете не прописано — нечего и проверять. В первое трудно поверить, ибо при планировании бюджета вроде учитываются все интересы, те же муниципалитеты представляют свои предложения, и их трудно обойти без серьёзной аргументации. Да и специалисты в областной власти отнюдь не с дипломами профтехучилищ.

Значит, под подозрением спекулятивный метод бюджетного строительства. Выбор министров и депутатов, сколько и куда направить миллиарды рублей, зависит исключительно от некой политической воли, и финансовый механизм используется как рычаг давления, или помягче — есть «регулятор» внутриобластных взаимоотношений. Эдакое хранилище дядюшки Скруджа, а вокруг — .племянники-просители. Или в версии русской народной сказки про сороку-белобоку: этому дала, и тому дала, а вот этому — не дала. Допустим, вёл себя плохо. Хотя официальное «объяснение», конечно же, иное и не эмоциональное, а подкреплённое законом: деньги в бюджете не заложены.

С будущего года в Свердловской области наконец-то начнут принимать трёхлетний финансовый план — губернатор об этом заявил. Есть надежда, что правительство и обновлённый в октябре депутатский корпус сумеют так рассчитать его параметры, что жители области позволят себе роскошь знать перспективу и соответственно строить виды на будущее. Это касается и уровня зарплат, и занятости населения; оказания социальной помощи, решения проблем в здравоохранении, образовании, жилищной сфере etc. Должны знать перспективу развития муниципалитеты — каждый по собственным животрепещущим параметрам.

Так, в Екатеринбурге, который самостоятельно готов решать все основные вопросы жизнедеятельности города, никак не обойтись без денег областного бюджета, направленных на прокладку метро, реконструкцию и развитие дорожной сети, сооружение инженерной инфраструктуры под жилищное строительство. Но это должны быть деньги, и серьёзные, не от внеплановых излишков и щедрот в преддверии каких-либо электоральных событий, а заложенные именно на весь трёхлетний период — и в требуемом объёме.

Наиболее перспективным представляется следовать логике бюджетного стимулирования: требуется, скажем, на метро минимум миллиард в год, то и задача — собрать столько налогов, чтоб этот миллиард был, а не усыхал до миллиона. Пока же многие бюджетополучатели, те же муниципальные образования, не имеют возможности составить даже предварительные графики на производство работ и оказание услуг: кто его знает, «подбросит» область денег, нет?


Другие материалы по теме: