«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Бухгалтерия экономических чудес»

19 июня 2006 (10:12)

Обращение «Есть две новости: плохая и хорошая — с какой начать?» вполне приемлемо и в разговоре о финансах. Особенно если речь о бюджете, его формировании, способах пополнения и тратах. Так уж получается, но финансовый план и бюджет настолько бывают в России отдалены друг от друга, что впору называть их антиподами. Скажем, запланировали в доходах энную сумму, узаконили исходя из неё расходы, а по истечении отчётного периода получили с неба свалившееся .счастье и кумекаем: как им распорядиться? «Нечаянная прибыль — ах, чудно; но денег прорва — эх, худо...».

В Свердловской области всего по прошествии чуть более пяти месяцев с начала нынешнего финансового года в разряд «недоучтёнки» в законах попали около 6 млрд. рублей — практически двенадцатая часть консолидированного бюджета региона! Цифра, сравнимая с бюджетом Екатеринбурга! И теперь у министров и депутатов болит голова, как приспособить нежданное богатство. То ли на детские пособия пустить, в повышении коих сами недавно отказывали; то ли отдать музейщикам, библиотекарям etc, на дороги, ЖКХ, спорт и т. д. — хотя о необходимости закладывать эти бюджетные траты тоже ранее говорилось. Идёт нешуточный спор, и его результатов с нетерпением ждут жители области и организации различных сфер деятельности: вдруг именно им подфартит при бюджетном распределении?

Сегодня, может, и подфартит. А завтра? Где взять уверенности, что нынешняя манна небесная превратится в неиссякаемый поток в дне завтрашнем, и послезавтра, и послепослезавтра? Ведь не ворожеи в министерских креслах сидят, а дипломированные специалисты, командиры экономики, они должны уметь предвидеть результаты — на основе научных знаний и практического опыта, а не посредством гадания на кофейной гуще. Но спит экономический разум. И появляются «чудеса» — там, где должен быть точный прогноз.

В то, что у нас в областных министерствах собрались «троечники», верится слабо. Всё-таки престиж, да и зарплаты там такие, что можно собрать хороших аналитиков. Стало быть, не хотят быть точными в прогнозах? Возможную причину лукавства называют давно. Расходная часть бюджета согласовывается в течение нескольких месяцев, придирчиво, в спорах. А вот расходование внеплановых профицитов — чуть ли не на бегу (а иногда депутаты вынуждены задним числом «благословлять» уже произведенные траты). Так что во втором случае у чиновников куда больше возможностей потратить деньги туда, «куда хочется».

Проблема ведь ещё и в том, что, даже если «внезапные» деньги направили на благое дело, потратить их эффективно очень сложно. Нужно провести конкурс среди подрядчиков, те должны оперативно скорректировать планы... потому что освоены средства должны быть в течение нынешнего финансового года. Представьте, что посреди лета дорожникам вдруг дают деньги на прокладку дороги. «А мы не успеем до осени подогнать технику, набрать рабочих, — пожимают те плечами. — А там и сезон закончится».

Разительный контраст с областной финансово-бюджетной ситуацией составляет аналогичная деятельность в Екатеринбурге. Во вторник депутаты Гордумы утвердили отчёт мэрии об исполнении бюджета города за первый квартал. При доходах в 1 млрд. 898 млн. рублей потрачено 1 млрд. 878 млн. рублей. Разница между цифрами невеликая, а главное — процесс соответствует заявленным параметрам. Впрочем, так происходит уже много лет.

К слову, во вторник же рабочая группа Госсовета по вопросам совершенствования механизмов исполнения органами государственной власти своих полномочий обсуждала критерии оценки работы администраций субъектов РФ. Главной должна стать, посчитали члены Госсовета, эффективность бюджетного процесса. Планируется, уже осенью этот вопрос рассмотрит Госдума. Показателями успешности региона вследствие умелого обращения с бюджетом станут также рост уровня жизни населения, объём потребительской корзины. Такая вот сухая «бухгалтерия» — и никаких чудес.


Другие материалы по теме: