«Уральский рабочий», Юрий Глазков пишет: «Доступ к доступному»

4 июля 2006 (10:52)

Проблемой доступности жилья в Екатеринбурге занялись не вчера и не в форме громкоголосой поддержки федеральных инициатив. Причем голос городской администрации, задающей предмет и тональность разговора своим Стратегическим планом, здесь звучит не как глас вопиющего в пустыне, а поддерживается целым хором тех, кто это жилье строит.

Еще осенью 2004 президиум только что созданной Ассоциации строителей Екатеринбурга провел анализ ситуации на жилищном рынке и в правовом пространстве, позволивший концептуально разграничить понятия доступного, социального, экономичного жилья, без чего движение к решению проблемы носило бы чисто декоративный характер.

Затем, исходя из выработанных критериев, были сформулированы требования, легшие в основу организованного администрацией города конкурса на лучший проект экономичной жилой застройки. И уже через несколько месяцев, к весне 2005-го, конкурс, профинансированный, кстати, самими строителями, успешно завершился. Город получил проект, обеспечивающий значительное снижение себестоимости строительства за счет упрощенных компоновочных решений, минимальной, но укладывающейся в современные рамки комфортности помещений, использования материалов и комплектующих местного производства и т. д. Сейчас этот проект, разработанный под конкретную площадку в поселке Чапаевском, но пригодный к использованию и в других местах, — на пути к реализации.

И вот — новый шаг, значительно пододвинувший вопрос о доступном жилье от абстракции к конкретике. Члены президиума ассоциации Евгений Липович и Александр Лощенко представили коллегам .бизне-проект».экономичного дома, приземленного на реальную екатеринбургскую почву. Группой разработчиков руководил Александр Кузаков, директор «Средуралпроекта».

За основу был взят тот самый конкурсный проект (подготовленный, кстати, под руководством еще одного члена президиума — Дамира Сафина), на который, как бусы на нитку, нанизывались калькуляция работ и цены на комплектующие — от фундаментного блока до электрической лампочки.

Примечательная особенность: расценки брались не из каталогов, полагаясь на которые можно размечтаться о дешевизне и тут же влететь в непредвиденные расходы, а из переговоров с поставщиками и исполнителями работ. За какую, мол, минимальную цену в рамках социального проекта подряжаетесь сделать то-то и то-то при условии, что заказ будет крупным? Доходность оговаривалась в пределах двадцати процентов, в качестве исполнителей рассматривались не сезонники, а кадровые строители (и доступное жилье должно быть качественным), расчетная зарплата которых выводилась по среднему на 15 тысяч рублей в месяц.

Еще один принципиальный момент в том, чтобы по максимуму использовать местные материалы и комплектующие: и на перевозку лишку не тратиться, и вкладывать деньги в свой регион, ведь понятно, так лучше. По некоторым позициям, правда, соблюсти этот принцип не удалось, поскольку, например, челябинцы согласились поставлять входные сейф-двери по 7 тысяч рублей (с замками и глазками), в Екатеринбурге же аналогичных изделий дешевле 9 тысяч не нашли. Выбор в пользу немецких электророзеток и выключателей был сделан на другом основании — они надежнее. Ну а ламинат, которым будут покрыты полы в комнатах, в Свердловской области просто не выпускается.

Как видим, экономия экономией, но современный минимум требований к жилищу должен соблюдаться. Можно еще добавить, что кухни в квартирах эконом-класса предполагается оснастить мойками из нержавейки и комплектом встроенной мебели. В каждой квартире также предусмотрена установка водомерных счетчиков.

Ну а в остальном... Совместить доступность и комфортность легко разве что в лозунге, в реальности сделать это гораздо труднее. Так, площади однокомнатных, двухкомнатных и трехкомнатных квартир получаются соответственно 35,52 и 68 квадратных метров, площади комнат — от 12 до 20 «квадратов», кухни — 9. Только в трехкомнатных квартирах появляются раздельные санузлы и ванны (в меньших по размеру жилищах вместо ванн — душевые кабины). Санузлы облицованы керамической плиткой до высоты 220 сантиметров, в остальных помещениях — штукатурка и покраска. Столь же скромно отделаны лестничные клетки и .фасады.

Расчет выполнен для трех конструктивных типов домов: панельный (серия 81), каркасно-монолитный и сборно-монолитный, для пяти-, семи- и девятиэтажных зданий. Самыми дешевыми получаются панельные девятиэтажки, самыми дорогими — каркасно-монолитные дома в семь этажей. Порядок чисел приближается к параметрам, задаваемым федеральными и областными властями, но конкретные цифры строители не спешат обнародовать. Это и понятно: не учтешь какую-то из многочисленных вводных и можешь обмануть ожидания людей. Необходимо еще раз оценить затраты по включенным и пока не включенным в калькуляцию видам работ, а также рассмотреть иные базовые варианты экономичных домов, в том числе возводимых с использованием новых сборных конструкций, к выпуску которых недавно приступил завод «Бетфор». Звучат и замечания эстетического характеpa. Дома этой категории, конечно, отвечают определенным архитектурным канонам, но украшением Екатеринбурга они вряд ли станут, значит, надо искать варианты.

И последнее. Если о ценовой доступности жилья, выполненного по бизнес-проекту Ассоциации строителей Екатеринбурга, следует сегодня говорить с осторожностью, то его доступность в ином смысле слова, возможно, скоро станет абсолютной. Речь о том, чтобы соорудить в выставочном павильоне макеты описанных выше квартир со всей их типовой начинкой и обеспечить доступ всех желающих заглянуть в свое будущее жилище, оценить его плюсы и минусы, прицениться, наконец...


Другие материалы по теме: