«Ведомости», Елена Мазнева пишет: «Минтранс пристраивает «Сибирь», предлагая отдать ее акции «Аэрофлоту»

14 июля 2006 (10:52)

Стремление «Аэрофлота» получить госпакеты акций других авиаперевозчиков находит все большую поддержку у чиновников. Вслед за Росимуществом Минтранс теперь предлагает передать «Аэрофлоту» блокпакет его ближайшего конкурента - авиакомпании «Сибирь». Впрочем, «Аэрофлот» радоваться не спешит - «билет на войну» с менеджментом «Сибири» национальному перевозчику не нужен.

«Аэрофлот» - крупнейшая авиакомпания России. В 2005 г. вместе с «дочками» перевез 8,1 млн пассажиров. Выручка за 2005 г. по МСФО - $2,5 млрд, чистая прибыль - $189,8 млн. Государство владеет 51,2% акций «Аэрофлота», около 30% - у Национальной резервной корпорации (НРК), около 15% - под контролем менеджмента. Уставный капитал состоит из 1,1 млрд обыкновенных акций.

«Сибирь» (летает под брендом S7 Airlines) - вторая после «Аэрофлота», в 2005 г. перевезла 4,2 млн пассажиров. Выручка за 2005 г. по МСФО - $7б0 млн, чистый убыток - $3,8 млн. РФФИ владеет 25,5% акций «Сибири», 63,3% - у первого замгендиректора «Сибири» Натальи Филевой, супруги гендиректора Владислава Филева.

О том, что Минтранс предложил Росимуществу и Минэкономразвития отдать «Аэрофлоту» государственные акции «Сибири», «Ведомостям» рассказали чиновники этих двух ведомств. Письмо с изложением такого плана министр транспорта Игорь Левитин направил коллегам около месяца назад, но ответов пока нет, поскольку у Минэкономразвития «позиция еще не сформирована», утверждает собеседник «Ведомостей» в этом министерстве. Оба чиновника затруднились вспомнить аргументацию Левитина в пользу такой сделки, а связаться с представителями Минтранса вчера вечером «Ведомостям» не удалось.

Сами руководители «Аэрофлота» еще в феврале попросили у государства госпакеты акций пяти крупных авиакомпаний -«Пулково», ГТК «Россия», «Дальавиа» (100% у государства), «Владивостокавиа», KrasAir (51%) и «Сибири» (25,5%) - в обмен на дополнительные акции «Аэрофлота». Росимущество подхватило эту идею и предложило Минтрансу подумать о передаче в капитал «Аэрофлота» всех принадлежащих государству акций авиакомпаний. На всякий случай акционеры «Аэрофлота» в июне приняли решения, необходимые для выпуска акций: объявили 250 млн новых акций и расширили полномочия совета директоров по их размещению. По вчерашней капитализации «Аэрофлота» ($1,9 млрд в РТС) допэмиссия может составить $475 млн. «Сибирь» вчера стоила в RTS Board $ 221 млн.

Все госпакеты конкурентов «Аэрофлоту» не нужны, неоднократно говорил гендиректор компании Валерий Окулов, интересны прежде всего Дальний Восток и перевозчики в этом регионе - «Дальавиа» и «Владивостокавиа». «Сибирь», несомненно, крупный и интересный актив, отмечает заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков, но блокпакет акций вряд ли позволит влиять на управление «Сибири», а «билет на войну» с «сильным» менеджментом этой компании «Аэрофлоту» не нужен. Переговоров же о покупке акций Филевой «Аэрофлот» никогда не вел.

Передача госпакета «Аэрофлоту» никак не повлияет на «Сибирь», говорит ее пресс-секретарь Илья Новохатский, поскольку оперативный контроль все равно останется за четой Филевых. А Наталья Филева не так давно говорила журналистам, что вообще относится «несерьезно» к планам укрупнять «Аэрофлот».

«Аэрофлот» вряд ли захочет воевать с Филевыми, имея в руках блокпакет «Сибири», отмечает аналитик «Центринвест груп» Михаил Ганелин. Но от самих акций национальный перевозчик вряд ли откажется, ведь «Сибирь» - крупнейшая компания в стране по внутренним перевозкам, добавляет аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. А последние инциденты с лайнерами «Сибири», включая иркутскую трагедию, чиновники могут использовать для давления на компанию и ее акционеров, заключает он.

Проблемы «Сибири» продолжаются

Вчера стало известно о третьем за эту неделю инциденте с лайнером Airbus-310 авиакомпании «Сибирь», причем опять на рейсе Москва - Иркутск. Пострадавших нет, самолет сел в Иркутске в штатном режиме. Но сама компания призналась, что во время полета экипаж зафиксировал скачок давления в кабине пилота. По заявлению Минтранса, спецкомиссия ведомства уже начала проверку всего парка «Сибири», что требуется по стандартному регламенту расследования авиационных происшествий.


Другие материалы по теме: