«Областная газета», Сергей Лацков, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области: «Ниша на рынке алкоголя пустовать не будет»

18 июля 2006 (10:52)

Рынок спиртного лихорадит. Сначала возникли проблемы с отсутствием акцизных марок нового образца, которые, кстати, до сих пор не урегулированы. Затем появилась еще одна напасть - никак не заработает без сбоев Единая государственная автоматизированная информационная система. На Среднем Урале эта проблема имеет свои особенности. Недавно депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области обратились к председателю областного правительства Алексею Воробьеву с открытым письмом об ограничении продажи алкоголя с 22 до 6 часов. Законодатели мотивировали свою просьбу не только соображениями морали и нравственности, но и тем, что в соответствии с федеральным законодательством субъекты РФ наделяются правом ограничивать время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием спирта этилового более 15 процентов. Информационное агентство «Интерфакс-Урал» попросило заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Сергея Михайловича Лацкова высказать точку зрения на хаос, охвативший рынок алкоголя.

Об ограничении продажи алкоголя

Озабоченность общественности и депутатского корпуса неограниченным распространением алкоголя понять можно. Можно принять и соответствующие документы, ограничивающие продажу спиртного в ночное время. Однако затем, как правило, возникает вопрос, кто будет исполнять закон. Так, год назад было принято постановление, запрещающее распитие пива в общественных местах. Тем не менее мы постоянно сталкиваемся в транспорте, скверах, на улицах с людьми, свободно употребляющими хмельной напиток. Известно, что документ, запрещающий продажу алкоголя в ночное время, был принят на вооружение в Каменске-Уральском. И если решение выполняется, то только благодаря личности мэра Виктора Якимова. К сожалению, не все главы городов и поселков обладают подобной харизмой. Однако даже запретительные меры можно применить дифференцированно. К примеру, разрешить круглосуточную продажу алкогольной продукции в специализированных торговых предприятиях. В противном случае может произойти то, что еще живо в памяти многих наших сограждан - покупка емкостей с подозрительной жидкостью у таксистов, в грязных киосках, с рук у бомжеватых старушек.

О суррогатах

Однако самое страшное, к чему могут привести запретительные меры, это рост потребления суррогата спиртного. На Среднем Урале сейчас действует только один Лобвинский гидролизный завод. Но объемы реализации технического спирта огромны — 300—500 тонн в месяц. В соответствии с федеральным законом № 102, к которому наша страна шла более десяти лет, технический спирт должен быть денатурирован четырьмя добавками, в число которых не входит диэтилфтолат. Вещества для денатурации должны быть соответствующим образом окрашены, чтобы желающий побаловаться фальсифицированным спиртным знал, что это яд. При употреблении подобные добавки вызывают рвоту. Диэтилфтолат бесцветен, и именно этим веществом, вопреки закону, денатурируется спирт у нас в области. Потребитель подобной подделки не ощущает, что пьет отраву, которая действует на организм накопительным образом, Сначала у неразборчивого любителя алкоголя отказывает зрение, затем печень, почки.

Основные объемы контрафактной продукции поступают на Средний Урал с Северного Кавказа. Производится подобный алкоголь из неучтенных спиртов. С 1 июля должна была вступить в действие Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Пока она работает со сбоями. Однако розничная сеть осталась за пределами функционирования ЕГАИС. И это, несомненно,лазейка в законе. Силы федеральной, региональной, муниципальной власти в борьбе с фальсификатами разобщены. Так, субъекту федерации оставили лишь право лицензирования розницы.

О производстве алкоголя на Среднем Урале

Алкогольная отрасль на Среднем Урале, мягко говоря, стагнирует. С рынка ушли такие предприятия, как екатеринбургская «Звезда», ирбитский «Восток-Алко», Екатеринбургский виншампанкомбинат. Среднеуральский винзавод, работавший на молдавском сырье, оказался в очень непростой ситуации. Предприятие, что называется, попало под раздачу в связи с запретом на ввоз и распространение продукции грузинских и молдавских виноделов. Весь завезенный на завод виноматериал был снабжен необходимыми документами ,в том числе сертификатами Роспотребнадзора. Однако поступило распоряжение уничтожить сырье. По ГОСТу в материале должно было находиться 3 процента железа, а по результатам проверок было 2,7 процента. Такое упущение можно было устранить в ходе переработки, однако приходится уничтожить на 6,5 миллиона рублей виноматериала. На очереди уничтожение готовой продукции на 7,5 миллиона рублей. Предприятию будет очень трудно оправиться от подобных утрат. Виноматериал назад в Молдову никто не примет. Тем временем Роспотребнадзор совместно с ФГУ «Уралтест» провел исследование винной продукции ряда других стран. Проверка показала, что чилийские, аргентинские, итальянские, болгарские вина страдают теми же недостатками, что грузинская и молдавская продукция. Таким образом, в области на настоящий момент осталось единственное функционирующее предприятие по производству спиртного — Екатеринбургский ликероводочный завод.

О введении новых акцизных марок

Когда случился скандал с монетизацией льгот и Президенту РФ пришлось вмешаться, чтобы его погасить, мне показалось, что подобное не повторится. Неподготовленные, скоропалительные, непросчитанные законы больше приниматься не будут. Однако жизнь показала, что это мнение ошибочное. При введении новых акцизных марок никто не посоветовался с производителями алкоголя. Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вступивший в силу 1 июля, просто пролоббировали заинтересованные структуры. И сегодня вся страна «стоит на ушах». В магазинах мы наблюдаем несколько наименований вин преимущественно из Краснодарского края и исключительно дорогие сорта водки. Теперь становится понятным, что все делалось в интересах узкого круга производителей.

С нового года в стране действуют новые акцизные и специальные федеральные марки. На импортируемой продукции должны были размещаться акцизные марки, на отечественной — федеральные. До 1 июля продажа алкоголя была разрешена по маркам, произведенным в прошлом году. По мысли авторов закона, до 1 июля реализация продукции, закупленной в прошлом году и оклеенной старыми марками, должна была быть завершена. Уже в феврале отечественные предприятия не испытывали недостатка в новых федеральных марках. Однако их внедрение было связано с рядом условий. Так, заводы должны были заказать и оплатить марки за квартал вперед, сделать частичную предоплату акцизов, то есть авансом перечислить налоги на еще непроизведенную продукцию, пройти перелицензирование и, наконец, увеличить уставный капитал до 50 миллионов рублей. Далеко не всем производителям это оказалось под силу, так как не у всех есть такие оборотные средства. Кроме того, необходимо было закупить оборудование для нанесения штрих-кода на марки, потому что сама по себе марка — это лишь полуфабрикат. Затем информацию с штрих-кода нужно было зарегистрировать на центральном сервере, получить подтверждение и только после этого наклеивать марки. Однако ЕГАИС пока работает выборочно, поэтому и лихорадит рынок отечественного спиртного.

Акцизные марки на импортную продукцию, составляющую 25 процентов продаж спиртного в стране, наклеиваются на таможенных терминалах. На каждом терминале продукция регистрируется и маркируется. Однако новые товарные знаки начали печатать только в апреле-мае, так как Министерство финансов РФ, в ведении которого находится Гознак, и Министерство экономического развития и торговли РФ, в ведении которого находится таможня, не могли определить сроки и стоимость производства марок. Кроме того, на каждом терминале должно находиться оборудование для нанесения штрих-кода. С каждого терминала штрих-код также должен направляться на центральный сервер, который, как уже было сказано, работает со сбоями. При необходимости иметь 200—250 терминалов таможня располагает лишь 20-ю. Импортеры поставлены в более сложные условия, чем отечественные производители. Для того, чтобы ввезти в страну продукции на 1 миллион долларов, они должны положить на депозит в ЦБ такую же сумму. А далее пройти весь тот путь, который проходят предприятия страны. Подобные требования оставят на рынке импортеров алкоголя пять-шесть фирм, что, несомненно, приведет к монополизации рынка зарубежного спиртного.

Прогнозы

Вероятнее всего, ситуация разрешится ближе к новому году — в октябре-ноябре. Но не полностью. Мы можем не увидеть уже того ассортимента алкогольной продукции, который был прежде. Потребители попадут в жесткую зависимость от импортеров. Ряд стран больше не будет представлен на алкогольном рынке страны. Нашей области необходимо способствовать скорейшему прохождению перелицензирования «Тагилводки», «Хрусталевских заводов», Среднеуральского винзавода, сделать все возможное для возрождения Екатеринбургского виншампанкомбината. Рынок пустовать не будет. Если не активизируются цивилизованные производители, значит, самогонщики, представители криминального бизнеса начнут внедряться в образовавшуюся нишу.


Другие материалы по теме: