«Областная газета», Юлия Бабикова пишет: «Николай Коляда: Хождение по мукам»
19 июля 2006 (11:00)
Черные ступени театра, несколько лет жившего в подвальном помещении областного краеведческого музея. Когда-то на них помещались ряды стульев для зрителей, смотревших спектакль «Тутанхамон» или «Нежность». А иногда они становились сценой, где разворачивались необыкновенные события «Землемера» или «Птицы Феникс». В конце прошлой недели за считанные часы этот маленький мир превратился в груду обломков.
Варварское нападение на помещение театра Николая Коляды, издевательски прикрытое словом «ремонт», — последняя капля в чаше терпения драматурга.
Борьба за право жить и творить в крохотном подвале между «Молодёжным центром поэзии» и Коляда-театром идет уже давно. Причем изначально отношения были товарищеские. Когда несколько лет назад Николай Коляда искал помещение для своего театра, к нему обратились из этого центра с предложением заключить договор о сотрудничестве. От драматурга требовалось немногое — внести арендную плату за полгода, решить проблемы с электричеством (то есть заплатить чужие, огромные, долги), сделать ремонт (к слову сказать, поэтическое пристанище пребывало в ужасном состоянии: воду буквально вычерпывали с пола). Своими руками и деньгами Коляда сотоварищи придали подвалу «человеческий» облик. И совсем скоро в театр пошли первые зрители и закипела работа. Удивительное дело, но именно в этот момент центр поэзии решил, что сотрудничество закончилось, и прислал бумагу, предписывавшую закругляться.
А как же деньги и силы, вложенные в возрождение захламленного подвала? С этим никто считаться не захотел. С тех пор началась судебная тяжба. Всякое случалось за это время: и голодовки артистов в надежде сохранить родной театр, и оккупация здания «законными владельцами» в лице нанятого ЧОПа. 23 августа суд должен был окончательно определить судьбу многострадального подвала. Однако дело приняло неожиданный оборот. В минувшую пятницу вечером, когда сторож театра отсутствовал, в помещение проникли неизвестные и устроили там настоящий погром. Якобы «ремонтники» залили окна, стены белой краской, разломали сцену, подмостки, испортили костюмы, сорвали афиши. Завзятые театралы, да и просто вменяемые люди легко представят, какой любовью Коляды и его артистов был пропитан каждый сантиметр этого маленького помещения. Ручной работы половики, салфетки, занавески, свечи, иконы, вазы, огоньки-гирлянды - всё такое родное, близкое. И...
После случившегося милиция перекрыла все входы в здание. Николай Коляда, не выдержав, дёрнул решетку и вместе с артистами проник в родной дом. Ужас - не то слово, которое способно сполна обозначить их состояние в тот момент. В 12 ночи прокурор всё опечатал, а Николая Владимировича пригласили в прокуратуру для ознакомления с материалами дела.
Как выяснилось, по всем документам помещение принадлежит «Молодёжному центру поэзии». И его представители еще проявляют добрую волю, не выкидывая вещи театра на улицу...
— Это отвратительная, мерзкая ситуация, - с болью произносит слова Коляда. - 2 августа мы должны были открыть сезон. Нам хочется работать... Мы не хотим пиариться, как думают некоторые. Репетировать и еще раз репетировать - все, что нам нужно. Театр за два года получил три премии губернатора. У нас были успешные гастроли в Москве, осенью хотели ехать в Благовещенск, Омск, Словакию. А как сейчас быть? Уже ничего не соображаю. Боюсь, что «кондратий хватит» и понесут меня на Широкую речку. Я не могу так больше... Мне 50 лет на будущий год. Прыгнул в решетку на днях - развалилась... Ну, сколько еще я могу так прыгать и решетки открывать? Я же не железный, товарищи, я ведь подохну скоро от этих решеток...
После этих слов становится не просто стыдно. И не просто больно. До невероятной степени стыдно и больно. До крайней. До последней. До той, когда и говорить что-то трудно.
К театру Коляды можно относиться no-разному: принимать его творчество или нет. Но человек делает своё Дело, строит свой Театр, свой особый мир, который вызывает интерес и уважение во всем мире.
И беда здесь даже не в обострившейся ситуации с помещением. Всё равно ведь помогут. Не могут не помочь. Проблема в том, что ситуация затянулась до безобразия, дошло до произвола. И более того — как такое варварство может происходить в городе, который называет себя евразийской столицей? Вчера судьбой театра занимались в областном министерстве культуры. Депутат Государственной Думы Евгений Ройзман обещал помочь с помещением. Дай Бог, чтобы всё получилось.
...В мае на областном фестивале «Браво!» спектакль «Амиго» был признан «Лучшим спектаклем года». В конце июня завершился Третий конкурс молодых драматургов «Евразия», который безустанно тащит на себе Коляда. Это - белая полоса. За ней, по жестокому закону жизни, часто начинается черная. И надо найти в себе силы, чтобы пройти через нее и не сломаться.
Варварское нападение на помещение театра Николая Коляды, издевательски прикрытое словом «ремонт», — последняя капля в чаше терпения драматурга.
Борьба за право жить и творить в крохотном подвале между «Молодёжным центром поэзии» и Коляда-театром идет уже давно. Причем изначально отношения были товарищеские. Когда несколько лет назад Николай Коляда искал помещение для своего театра, к нему обратились из этого центра с предложением заключить договор о сотрудничестве. От драматурга требовалось немногое — внести арендную плату за полгода, решить проблемы с электричеством (то есть заплатить чужие, огромные, долги), сделать ремонт (к слову сказать, поэтическое пристанище пребывало в ужасном состоянии: воду буквально вычерпывали с пола). Своими руками и деньгами Коляда сотоварищи придали подвалу «человеческий» облик. И совсем скоро в театр пошли первые зрители и закипела работа. Удивительное дело, но именно в этот момент центр поэзии решил, что сотрудничество закончилось, и прислал бумагу, предписывавшую закругляться.
А как же деньги и силы, вложенные в возрождение захламленного подвала? С этим никто считаться не захотел. С тех пор началась судебная тяжба. Всякое случалось за это время: и голодовки артистов в надежде сохранить родной театр, и оккупация здания «законными владельцами» в лице нанятого ЧОПа. 23 августа суд должен был окончательно определить судьбу многострадального подвала. Однако дело приняло неожиданный оборот. В минувшую пятницу вечером, когда сторож театра отсутствовал, в помещение проникли неизвестные и устроили там настоящий погром. Якобы «ремонтники» залили окна, стены белой краской, разломали сцену, подмостки, испортили костюмы, сорвали афиши. Завзятые театралы, да и просто вменяемые люди легко представят, какой любовью Коляды и его артистов был пропитан каждый сантиметр этого маленького помещения. Ручной работы половики, салфетки, занавески, свечи, иконы, вазы, огоньки-гирлянды - всё такое родное, близкое. И...
После случившегося милиция перекрыла все входы в здание. Николай Коляда, не выдержав, дёрнул решетку и вместе с артистами проник в родной дом. Ужас - не то слово, которое способно сполна обозначить их состояние в тот момент. В 12 ночи прокурор всё опечатал, а Николая Владимировича пригласили в прокуратуру для ознакомления с материалами дела.
Как выяснилось, по всем документам помещение принадлежит «Молодёжному центру поэзии». И его представители еще проявляют добрую волю, не выкидывая вещи театра на улицу...
— Это отвратительная, мерзкая ситуация, - с болью произносит слова Коляда. - 2 августа мы должны были открыть сезон. Нам хочется работать... Мы не хотим пиариться, как думают некоторые. Репетировать и еще раз репетировать - все, что нам нужно. Театр за два года получил три премии губернатора. У нас были успешные гастроли в Москве, осенью хотели ехать в Благовещенск, Омск, Словакию. А как сейчас быть? Уже ничего не соображаю. Боюсь, что «кондратий хватит» и понесут меня на Широкую речку. Я не могу так больше... Мне 50 лет на будущий год. Прыгнул в решетку на днях - развалилась... Ну, сколько еще я могу так прыгать и решетки открывать? Я же не железный, товарищи, я ведь подохну скоро от этих решеток...
После этих слов становится не просто стыдно. И не просто больно. До невероятной степени стыдно и больно. До крайней. До последней. До той, когда и говорить что-то трудно.
К театру Коляды можно относиться no-разному: принимать его творчество или нет. Но человек делает своё Дело, строит свой Театр, свой особый мир, который вызывает интерес и уважение во всем мире.
И беда здесь даже не в обострившейся ситуации с помещением. Всё равно ведь помогут. Не могут не помочь. Проблема в том, что ситуация затянулась до безобразия, дошло до произвола. И более того — как такое варварство может происходить в городе, который называет себя евразийской столицей? Вчера судьбой театра занимались в областном министерстве культуры. Депутат Государственной Думы Евгений Ройзман обещал помочь с помещением. Дай Бог, чтобы всё получилось.
...В мае на областном фестивале «Браво!» спектакль «Амиго» был признан «Лучшим спектаклем года». В конце июня завершился Третий конкурс молодых драматургов «Евразия», который безустанно тащит на себе Коляда. Это - белая полоса. За ней, по жестокому закону жизни, часто начинается черная. И надо найти в себе силы, чтобы пройти через нее и не сломаться.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Областная газета», Юлия Бабикова пишет: «Николай Коляда: Хождение по мукам ...
- «Аргументы и факты», Людмила Шарова пишет: «Косметический ремонт искусства»
- «Аргументы и факты», Людмила Шарова пишет: «Косметический ремонт искусства»
- «Московский комсомолец», Наталья Токарева пишет: «Занавес...Актёров «Коляда ...
- «Московский комсомолец», Наталья Токарева пишет: «Занавес...Актёров «Коляда ...