Рынок алкоголя: проблемы и перспективы

Государственные инициативы в области регулирования оборота алкоголя привели к коллапсу рынка алкогольной продукции.

Вступление в силу с 1 января текущего года новой редакции закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» кардинально изменило тенденции развития рынка спиртосодержащих средств. Среди целого ряда нововведений, закон отменил действие старых акцизных марок с 1 июля 2006 г. Вторым серьезным изменением должно было стать введение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которое, впрочем, все же было отложено до 1 февраля 2007 года по причинам, о которых будет сказано ниже.

Положение на алкогольном рынке, и без того достаточно сложное после введения весной текущего года фактического запрета на импорт продукции из Грузии и Молдавии, которая занимала у крупнейших местных трейдеров от 40 до 90 процентов ассортимента, в конце июня — начале июля приобрело критический характер. Дело в том, что марки нового образца на тот момент получили только российские предприятиям — производители алкоголя. Импортеры алкогольной продукции в лучшем случае только начали их получать, к тому же переклеивать марки действовавшие в то время нормы запрещали. В связи с этим произошло резкое падение товарооборота на алкогольном рынке.

Обвал

«В настоящее время товарооборот алкогольной продукции снизился почти в 2 раза. Это связано с тем, что алкоголя с новыми акцизными марками в наличии практически нет», —отмечает директор ООО «ИнВина» Сергей Семенов.

«Весь алкоголь со старыми акцизными марками мы возвращаем производителям, в то же время, те деньги, которые мы заплатили за акцизные марки, когда приобретали данный алкоголь, нам не возвращают. Тем не менее, нам обещали вернуть этот алкоголь с новыми акцизными марками, когда они появятся. В связи с этим поднимется цена на спиртное», — полагает он.

«1 июля 90% алкоголя от того количества, которое есть на данный момент, не будет. В продаже останется только водка российского производства и вина Краснодарского края. Из импортного алкоголя появится только 5%. Такая ситуация продлится еще пару месяцев», — предсказывал директор «ИнВина». И прогнозы его оправдались, что подтвердили проведенные после 1 июля опросы операторов рынка.

«В настоящее время товарооборот алкогольной продукции значительно снизился, почти в 2 раза. Это связано с тем, что алкоголя с новыми акцизными марками в наличии практически нет», — заявил УрБК директор ООО «ИнВина» Сергей Семенов.

«Продажа алкогольной продукции сократилась примерно на 20% за счет ограничения ассортимента», — заявила УрБК пресс-секретарь торговой сети «Кировский» Ольга Нагибина.

«На сегодняшний день товарооборот алкогольной продукции снизился в 8-9 раз», — отмечает коммерческий директор ООО «Урал-Премьер-Трейд» Сергей Кононенко.

«С 1 июля товарооборот алкогольной продукции в нашей торговой сети значительно сократился. В настоящее время выполнено 80—82 % к плану товарооборота алкогольной продукции за текущий месяц, в то время как за аналогичный период прошлого месяца было выполнено 101,2 %», — отмечают в торговой сети «Интенсивник».

Такой разброс в цифрах падения оборота можно объяснить различным ассортиментом предприятий торговли. Опять же сильнее всего пострадали, как и весной текущего года, компании, торгующие импортными спиртными напитками.

В какой-то мере данный сегмент рынка был замещен элитными водками и элитным пивом, вырос объем потребления слабоалкогольных коктейлей.

«Что касается премиальной категории водок, то спрос на них со стороны наших трейдеров значительно вырос», — сообщил директор по продажам компании «Омега» Влад Голохвастов.

«Увеличение объема продаж разливного элитного пива составило по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно 25%», — заявил УрБК руководитель отдела разливного пива ООО «Омега Бир» Геннадий Беляев.

«В целом, в связи с дефицитом вин, образовавшиеся на рынке алкогольной продукции лакуны будут заполняться другим товаром — пивом, нелегально ввозимым суррогатом», —Влад Голохвастов.

«В настоящее время значительно вырос спрос на слабоалкогольные коктейли, которые составили большую долю в объеме продаж алкогольной продукции за июль. Кроме того, объем продаж пива вырос на 20 %», — отметила представитель торговой сети «Интенсивник» Ирина Говорухина.

Реакция рынка

Восстановление того ассортимента алкогольной продукции, который имелся на конец июня текущего года, стоит ожидать в сентябре, по оптимистическим прогнозам, или же даже к концу года — по пессимистическим.

Следует отметить, что данная ситуация, помимо резкого сокращения ассортимента, повлекла за собой также и уменьшение общего количества операторов алкогольного рынка. В связи с изменениями, прошедшими с 1 июля этого года на рынке оптовой продажи алкогольной продукции, произошло сокращение числа алкогольных компаний с 85 до 52. На данный момент только 52 организации установили единую систему ЕГАИС. Остальные компании покинули рынок алкогольной продукции. Об этом сообщила министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева.

«В прошлом году было 35 компаний, которые контролировали 80% объема алкогольного рынка. На сегодня сложно оценить, какое количество компаний контролируют алкогольный рынок, поскольку они только начали работать после масштабных изменений», — добавила В.Соловьева. Судя по всему, тенденция сокращения общего числа операторов продолжится и далее.

Ситуация, когда на складах оптовиков скопились колоссальные запасы продукции, которую необходимо перемаркировать, стала носить просто абсурдный характер. Поучалось, что необходимо все эти складские остатки перевезти обратно на склады производителя, произвести наклейку акцизных марок нового образца и доставить обратно на оптовые склады. Ни производители, ни оптовики не готовы были понести подобные расходы. В этих условиях было очевидно, что в той или иной форме полномочия по перемаркировке будет предоставлены оптовым трейдерам — так оно и случилось.

Федеральная налоговая служба (ФНС) все же определила условия перемаркировки алкогольной продукции с марками старого образца не на предприятии-производителе, а у организации-оптовика. Соответствующее письмо от 19 июля опубликовано на официальном интернет-сайте ФНС. Как указывает ФНС, маркировка должна осуществляться под контролем налоговых органов при наличии договора на поставку алкоголя между поставщиком и получателем, акта инвентаризации алкоголя по состоянию на 3 июля, а также документов, подтверждающих возврат алкоголя производителям для маркировки.

Эксперты позитивно оценили данную меру, однако отметили, что немедленного воздействия на рынок она все же не окажет и может породить ряд существенных дополнительных проблем.

«Несомненно, новые условия перемаркировки алкогольной продукции, позволяющие переклеивать старые акцизные марки не на предприятии-производителе, а у организации-оптовика, намного удобнее. Но проблемы все же могут возникнуть. Прежде чем перемаркировать продукцию, организации необходимо переоформить ее на то юридическое лицо, у которого она была приобретена. Проблема в том, что оно может уже не существовать, поскольку некоторые предприятия так и не получили лицензию», — полагает руководитель Уральского филиала национальной алкогольной ассоциации Дмитрий Таф.

«В ближайшие две недели ситуация с алкоголем особо не изменится, изменений в лучшую сторону стоит ожидать к сентябрю», — отметил Д. Таф.

ЕГАИС

Другим фактором, способствующим возникновению дефицита, уходу операторов рынка и росту цен, может стать вышеупомянутая ЕГАИС, о которой участники рынка и эксперты пока что не дали позитивных отзывов.

«Программа ЕГАИС «сырая», недоработанная, процессы внутри системы проходят медленно, периодически происходят сбои. В таком режиме работать очень трудно. Мы не можем вовремя обработать всю необходимую документацию, накладные — в итоге происходят значительные задержки в поставке товара. Также компания несет дополнительные расходы в связи с тем, что на обработку этих самых документов для ЕГАИС требуются дополнительные работники — человек 15, для каждого из них необходимо оборудованное рабочее место. Таким образом, на первых этапах наши вынужденные затраты составили около 1 500 000 рублей», — сообщает директор ООО «Инвина-опт» Сергей Семенов.

«Программа ЕГАИС, несомненно, нуждается в доработке. Дефицит на алкогольном рынке виден уже на сегодняшний день. Насколько нам известно, около 50% участников рынка не включено в систему по причине либо дороговизны, либо некомпетентности в области программного обеспечения. Как правило, это довольно мелкие компании. Необходимость в дополнительных затратах при оборудовании новых рабочих мест, найме сотрудников — полбеды. Основные убытки несут компании по итогам ежедневной реализации товара», — заявляет заместитель директора ЗАО «Сэком» Дмитрий Троицкий.

«Сегодня все компании и предприятия по продажам алкоголя несут убытки, поскольку испытывают реальный дефицит данного вида товара. Происходит это, прежде всего из-за недостаточно оперативной работы ЕГАИС — программное обеспечение явно недоработано. Как нам сообщают московские партнеры, у них нет возможности отгрузить товар из-за недостатков в работе данной системы», — отмечает коммерческий директор ООО «Урал-Премьер Трейд» Сергей Кононенко.

«Всего 10% крепкого алкоголя «допускается» на наш рынок, в то время как винного товара вообще нет. На наших прилавках стоят одни российские вина. На днях одна единственная компания заявила нам, что им удалось завезти партию испанского вина. Естественно, мы попытаемся наладить с ними какие-то связи и, возможно, тогда у нас в ассортименте появятся вина из Испании. Однако эта компания требует значительной предоплаты за товар», — утверждает С. Кононенко.

«Таким образом, нам придется менять политику самого магазина. Если раньше мы могли предоставить отсрочку в оплате 40-50 дней, то сейчас мы будем требовать оплату по факту, либо значительную предоплату, поскольку в условиях данной ситуации сами вынуждены расплачиваться данным образом», — сообщил С. Кононенко. Такие изменения в системе работы могут выдержать только крупнейшие компании, располагающие достаточными оборотными средствами.

Перспективы

В то же время сложившаяся ситуация, как ни странно, еще не самая тяжелая. Сейчас с ЕГАИС обязаны работать производители и оптовики, а с будущего года к ней обязаны подключиться магазины.

«Однако надо полагать, что ситуация, которая имеет место сегодня, еще далеко не кризис. Настоящий кризис начнется в январе, когда по новому закону необходимо будет в каждом магазине иметь свою индивидуальную систему для передачи информации в ЕГАИС. Сама система стоит около 120 тыс. руб., ежемесячные выплаты за ее обслуживание будут превышать 30 тыс. руб., поэтому не каждый магазин сможет себе такое позволить. Таким образом, большая часть операторов рынка вынуждена будет его покинуть», — заявил коммерческий директор «Ура-Премьер-Трейд» Сергей Кононенко.

Таким образом, в целом можно выделить следующие тенденции развития алкогольного рынка, сложившиеся летом текущего года: сокращение общего количества операторов рынка за счет мелких и средних игроков и неизбежный рост цен, вызванный дефицитом продукции. Также стоит отметить, что на данном рынке останутся исключительно специализированные торговые организации, что касается как опта, так и розницы.


Другие материалы по теме: