«Вечерний Екатеринбург», «Бизнес должен быть доволен. Что дают принятые недавно поправки в Налоговый кодекс»

26 июля 2006 (10:52)

Основная работа по созданию новых правил налогового администрирования практически завершена. Поправки в Налоговый кодекс приняты Госдумой во втором чтении.

Впервые за семь лет действия первой части Налогового кодекса в неё будут внесены серьёзные изменения, которые установят новые принципы налогового контроля. В первую очередь изменения коснутся порядка учёта в налоговых органах и налоговой отчётности, сроков, процедуры проверки, порядка обжалования решений, ответственности.

Инициатор большинства поправок, зампред бюджетного комитета Думы Андрей Макаров, представляя законопроект, сказал, что первоначальный минфиновский вариант был серьёзно переработан. В результате появилась совершенно «иная конструкция», но стержневая мысль осталась прежней. Эта мысль — создание закрытого перечня документов, которые налоговый орган может истребовать при проведении проверок.

В чём суть

Откроем главные положения принятого законопроекта. Банки обязаны уведомлять об открытии или закрытии счетов организаций или индивидуальных предпринимателей в пятидневный срок. Справки о движении средств по счетам предоставляются налоговым органам по мотивированному запросу. Камеральная проверка может длиться не более трёх месяцев со дня подачи декларации; при этом так называемая встречная проверка считается только способом подтверждения информации и для неё не требуется составление соответствующего акта. Максимальный срок выездной проверки составляет не более двух месяцев. Только в исключительных случаях он может быть продлён до полугода. По одному налогу за один налоговый период может быть проведена только одна выездная проверка; повторная проверка может быть назначена руководителем профильного федерального органа, Налогоплательщики, обнаружившие ошибки в поданной декларации, не приводящие к занижению налоговой базы, смогут подать её уточнённую версию без каких-либо санкций. Апелляционная жалоба на решение налоговиков подаётся до момента вступления решения в силу; если же решение уже исполнено, жалоба на него может быть подана в течение года с момента его вынесения.

Среди положительных новелл проекта — исчисление сроков проверок в рабочих днях, установление длительности проверок, возможность плательщика воспользоваться разъяснениями Минфина относительно налоговых последствий каких-либо своих действий. Также депутаты под давлением РСПП согласились увеличить с 10 до 15 дней срок, в течение которого компания имеет право представить налоговикам свои возражения по результатам проверки. Трёхмесячный срок, в течение которого налоговики должны потребовать от компании доплатить, будет начинаться не с момента выявления недоплаты, а только после составления акта о задолженности — бизнесменов возмутил тот факт, что компании могли бы насчитать пени до того, как она узнала о своём пре-. ступлении. Существенным облегчением обещает стать введение с 1 января 2008 года ежеквартальной уплаты НДС вместо ежемесячной. В законопроекте установлено, что в случае просрочки авансовых платежей пени взыскиваются, а штрафы нет. Это решение соответствует сложившейся судебной практике. Однако не решён вопрос начисления пеней, если по итогам налогового периода налог к уплате отсутствует.

Как положительный факт следует оценить внесение в НК определенности статуса разъяснений для налоговых органов. Они обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. До сих пор разъяснения Минфина и ФНС нередко противоречили друг другу, при этом налогоплательщики не знали, чьи указания главнее. Установлено также, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на день представления соответствующей декларации превышает 100 человек, должны представлять эти документы в налоговый орган в электронном виде. Переход на электронную отчётность влечёт как издержки, так и выгоды для налогоплательщиков. Отметим, что крупные налогоплательщики давно перешли на сдачу отчётности в электронном виде.

Ужас без конца?

Фискалы получили право проводить повторную проверку, если уточнённая декларация вызвала у них вопросы, и запрашивать «дополнительную информацию» по сделке у контрагентов их фигуранта и третьих лиц. По мнению руководителя ФНС Анатолия Сердюкова, исчисление и оформление платёжных документов пока не становится проще. Заполняя документы, налогоплательщик должен вписать конкретный код бюджетной классификации с выделением соответствующего кода элемента дохода, кода подпрограмм, кода администратора и других реквизитов. В итоге речь идёт о двадцатизначных кодах. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Это положение настораживает. Было бы правильнее, если бы эти основания и порядок продления устанавливал закон или постановление правительства. А так получается, что определяет сам контролирующий орган. При этом предусматривается продление срока проверки на срок приостановления проверочных действий в отношении налогоплательщика. Общий срок приостановления налоговой проверки не может превышать шесть месяцев, но он может быть дополнительно увеличен на три месяца при определённых условиях. Таким образом, общий срок проверки составит 12—15 месяцев. Остаётся утешаться тем, что даже такая длительная проверка лучше, чем бесконечная.

Есть минусы

За рамками законопроекта осталась поправка, включавшая в Налоговый кодекс презумпцию добросовестности налогоплательщика. Большинство парламентариев согласились с доводами Минфина, что введение презумпции добросовестности нецелесообразно. Такое понятие отсутствует в законодательстве других стран, его нет в нынешней редакции Налогового кодекса. Вопрос о его включении в Налоговый кодекс возник в результате постановления Конституционного суда, и с его подачи понятие «недобросовестный налогоплательщик» вошло в судебную практику, наделав немало бед. Сейчас определение этого понятия готовит Высший арбитражный суд, и предприниматели рассчитывают, что его разъяснения снимут противоречия.

Не включена в документ и поправка, предусматривающая отмену права налоговых органов на подачу исков о компенсации всего полученного по сделке. Кроме того, налоговики, как и раньше, не будут платить госпошлину в случае проигрыша налоговых органов (предприниматели рассчитывали, что введение такой обязанности заставит налоговиков быть более осмотрительными). Не появится в Налоговом кодексе и поправка, касающаяся ответственности сотрудников налоговых органов за вынесение заведомо незаконного решения.

В целом же с таким Налоговым кодексом работать можно. Для бизнеса эффект этого документа будет положительным

Владимир Мартынов.

«РегионБлицИнформ».


Другие материалы по теме: