«Коммерсантъ», Александр Потапов, Светлана Дементьева, Дмитрий Кряжев пишут: «Потребители задолжали банкам 30 млрд рублей. Рост невозвратов может привести к сокращению программ экспресс-кредитования»
1 августа 2006 (09:56)
В распоряжении «Ъ» оказалось исследование агентства «Рус-рейтинг», авторы которого утверждают, что уровень невозвратов потребительских кредитов за первое полугодие 2006 года достиг критических размеров, увеличившись в среднем более чем на 35%. Банкиры опасений аналитиков «Рус-рейтинга» не разделяют и ужесточать требования к своим клиентам не собираются. Однако и ритейлеры, и банковские эксперты отмечают, что банки уже начали сокращать объемы кредитования через торговые точки.
По данным «Рус-рейтинга», в целом объем невозвратов увеличился за первое полугодие 2006 года более чем на 35% и составляет сейчас свыше 30 млрд руб. В то же время общий объем кредитов, выданных физлицам российскими банками за полгода, вырос всего на 16% и составил свыше 1,2 трлн руб. «Максимальные риски у банков возникают при кредитовании в торговых сетях – здесь самый высокий показатель у банка «Хоум кредит» с долей просроченной задолженности около 28% от кредитного портфеля»,– говорит аналитик агентства «Рус-рейтинг» Виктория Белозерова. У других банков этот показатель заметно ниже: у «Русского стандарта» – 8,4%, Альфа-банка – 9,2%, Дельта-банка – 13,8%. Однако госпожа Белозерова утверждает, что показатель «Хоум кредита» стоит рассматривать как базовый для рынка экспресс-кредитования, поскольку «остальные игроки стремятся скрыть рост просроченной задолженности посредством увода с баланса «плохих» кредитов в дочерние компании».
Аналитики отмечают, что сами банки уже стремятся минимизировать свои риски, сократив в последние полгода объемы кредитов, выданных через торговые точки. Об этом же говорят и ритейлеры. «Темпы развития потребительского кредитования уже снизились. Если в 2005 году до 30% товаров в нашей сети отпускалось в кредит, то сегодня – 12%»,– отмечает директор по связям с общественностью торговой сети «Техносила» Надежда Сенюк. «Отношения банков с получателями кредитов действительно меняются,– подтверждает директор по связям с общественностью компании «Шатура мебель» Вадим Бахтов.– Банки увеличивают требования к кредитуемым».
По словам зампредправления МДМ-банка Евгения Туткевича, сложившаяся ситуация была вполне прогнозируема. «Европейская статистика показывает, что информация о плохих долгах начинает появляться через три-четыре года после запуска системы экспресс-кредитования»,– сказал он. По его словам, сейчас от банков можно ожидать отказов от работы в секторе экспресс-кредитования в торговых точках в пользу кредитных пластиковых карт: «Приходя за картой в банк, человек принимает гораздо более взвешенное решение, нежели находясь в магазине в предвкушении скорейшей покупки».
Многие банки уже изменили свою политику, отказываясь от выдачи кредитов в торговых сетях. Сбербанк эксперимент с экспресс-кредитованием признал неудачным, банк «Уралсиб» в последнее время переориентирует клиентов на получение кредитных карт. Однако лидеры рынка экспресс-кредитования считают, что пока есть менее радикальные способы снизить риски. «Можно ужесточить процедуру отбора потенциальных заемщиков, грубо говоря, не выдавать кредиты всем подряд и ужесточить процедуру сбора долгов: раньше начинать беспокоиться, больше судиться, чаще отдавать сбор долгов на аутсорсинг. Повышение ставок в данном случае малоэффективно, поскольку снижает конкурентные преимущества банка»,– говорит первый заместитель директора кредитного департамента банка «Русский стандарт» Алексей Елагин.
Кроме того, участники рынка не согласны с оценками «Рус-рейтинга». «По состоянию на конец первого квартала 2006 года уровень просроченной задолженности по МСФО составил 14%»,– сообщили в пресс-службе банка «Хоум кредит», отметив, что они учитывают задолженность свыше 90 дней. «Сложно комментировать цифры агентства, не зная методики расчета. Что касается нашего банка, то просрочки есть и мероприятия по их снижению постоянно ведутся – в том числе при помощи кредитных бюро»,– говорит вице-президент Инвестсбербанка Алексей Михайлик.
В Центробанке пока не видят проблем с ростом просроченной задолженности. Официально надзорный орган не стал комментировать результаты исследования, однако месяц назад первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев заявил, что «объем потребкредитов в кредитных портфелях банка не настолько большой», чтобы говорить о возможном кризисе, связанном с количеством невозвратов.
По данным «Рус-рейтинга», в целом объем невозвратов увеличился за первое полугодие 2006 года более чем на 35% и составляет сейчас свыше 30 млрд руб. В то же время общий объем кредитов, выданных физлицам российскими банками за полгода, вырос всего на 16% и составил свыше 1,2 трлн руб. «Максимальные риски у банков возникают при кредитовании в торговых сетях – здесь самый высокий показатель у банка «Хоум кредит» с долей просроченной задолженности около 28% от кредитного портфеля»,– говорит аналитик агентства «Рус-рейтинг» Виктория Белозерова. У других банков этот показатель заметно ниже: у «Русского стандарта» – 8,4%, Альфа-банка – 9,2%, Дельта-банка – 13,8%. Однако госпожа Белозерова утверждает, что показатель «Хоум кредита» стоит рассматривать как базовый для рынка экспресс-кредитования, поскольку «остальные игроки стремятся скрыть рост просроченной задолженности посредством увода с баланса «плохих» кредитов в дочерние компании».
Аналитики отмечают, что сами банки уже стремятся минимизировать свои риски, сократив в последние полгода объемы кредитов, выданных через торговые точки. Об этом же говорят и ритейлеры. «Темпы развития потребительского кредитования уже снизились. Если в 2005 году до 30% товаров в нашей сети отпускалось в кредит, то сегодня – 12%»,– отмечает директор по связям с общественностью торговой сети «Техносила» Надежда Сенюк. «Отношения банков с получателями кредитов действительно меняются,– подтверждает директор по связям с общественностью компании «Шатура мебель» Вадим Бахтов.– Банки увеличивают требования к кредитуемым».
По словам зампредправления МДМ-банка Евгения Туткевича, сложившаяся ситуация была вполне прогнозируема. «Европейская статистика показывает, что информация о плохих долгах начинает появляться через три-четыре года после запуска системы экспресс-кредитования»,– сказал он. По его словам, сейчас от банков можно ожидать отказов от работы в секторе экспресс-кредитования в торговых точках в пользу кредитных пластиковых карт: «Приходя за картой в банк, человек принимает гораздо более взвешенное решение, нежели находясь в магазине в предвкушении скорейшей покупки».
Многие банки уже изменили свою политику, отказываясь от выдачи кредитов в торговых сетях. Сбербанк эксперимент с экспресс-кредитованием признал неудачным, банк «Уралсиб» в последнее время переориентирует клиентов на получение кредитных карт. Однако лидеры рынка экспресс-кредитования считают, что пока есть менее радикальные способы снизить риски. «Можно ужесточить процедуру отбора потенциальных заемщиков, грубо говоря, не выдавать кредиты всем подряд и ужесточить процедуру сбора долгов: раньше начинать беспокоиться, больше судиться, чаще отдавать сбор долгов на аутсорсинг. Повышение ставок в данном случае малоэффективно, поскольку снижает конкурентные преимущества банка»,– говорит первый заместитель директора кредитного департамента банка «Русский стандарт» Алексей Елагин.
Кроме того, участники рынка не согласны с оценками «Рус-рейтинга». «По состоянию на конец первого квартала 2006 года уровень просроченной задолженности по МСФО составил 14%»,– сообщили в пресс-службе банка «Хоум кредит», отметив, что они учитывают задолженность свыше 90 дней. «Сложно комментировать цифры агентства, не зная методики расчета. Что касается нашего банка, то просрочки есть и мероприятия по их снижению постоянно ведутся – в том числе при помощи кредитных бюро»,– говорит вице-президент Инвестсбербанка Алексей Михайлик.
В Центробанке пока не видят проблем с ростом просроченной задолженности. Официально надзорный орган не стал комментировать результаты исследования, однако месяц назад первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев заявил, что «объем потребкредитов в кредитных портфелях банка не настолько большой», чтобы говорить о возможном кризисе, связанном с количеством невозвратов.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не удалось снизить высокий уровень просро ...
- «Рус-Рейтинг»: Маржа по розничному кредитованию в рублях резко снизилась за ...
- ОАО «Банк «Русский стандарт» лидирует по уровню просроченной задолженности
- КБ «Драгоценности Урала»: В июле текущего года в банке действительно наблюд ...
- «Коммерсантъ», Елена Пашутинская и Светлана Дементьева: «Хоум Кредит» зараб ...