«Коммерсантъ», Валерий Кодачигов, Юлия Чайкина, Игорь Моисеев пишут: «Неблагонадежные заемщики вышли на рынок»

1 сентября 2006 (11:00)

В продажу поступила база неплательщиков «Первого ОВК»

В распоряжении «Ъ» оказалась база неблагонадежных заемщиков банка «Первое ОВК», получавших кредиты в 2002-2003 годах. Данные о частных клиентах, которые после слияния ОВК и Росбанка оплачивают кредиты в Росбанке, можно приобрести на черном рынке за 900 рублей. По мнению участников рынка, Росбанк мог стать заложником недобросовестных действий уже несуществующей службы безопасности ОВК. Между тем специалисты уверены, что вторая банковская база данных, появившаяся на рынке за последний месяц, не станет последней.

Диск «Банковский черный список физлиц: Москва и Московская область» корреспонденты «Ъ» приобрели в ларьке недалеко от Митинского радиорынка за 900 рублей. В отличие от базы данных, которую предлагали купить банкирам в середине августа (см. «Ъ» от 16 августа), она относительно небольшая и содержит информацию примерно о 3 тыс. неблагонадежных клиентов банка «Первое ОВК». Там указаны заемщики, получившие кредиты в течение 2002-2003 годов, номера их домашних или мобильных телефонов, а в ряде случаев – паспортные данные и домашние адреса. Рядом с каждым именем указана причина и дата занесения в черный список.

Банковская группа ОВК, созданная Александром Смоленским, была приобретена холдинговой компанией «Интеррос» в середине 2003 года. Информация о неблагонадежных заемщиках собрана как раз в 2002-2003 годах и имеет отметки сотрудников службы безопасности ОВК. Специалисты предполагают, что утечка произошла именно оттуда в момент интеграции банков.

Обзвон лиц из списка, проведенный корреспондентами «Ъ», показал, что они действительно брали кредиты в «Первом ОВК» в указанные сроки. Между тем официальные представители Росбанка вчера отказались от комментариев, заметив, что «необходимо сначала проанализировать базу и установить подлинность данных». В то же время источник «Ъ» в банке пояснил, что во время слияния бизнесов ОВК и Росбанка не все сотрудники были довольны процессом интеграции, и «утечка информации могла послужить своеобразной местью».

Участники рынка назвали факт появления базы определенного банка на черном рынке «сильнейшей репутационной катастрофой». При этом банкиры не стали скрывать, что многие организации, занимающиеся потребкредитованием, заинтересованы в получении такой информации. «С моральной точки зрения покупать данную базу, конечно, не совсем этично,– говорит начальник управления методологии и разработки новых кредитных продуктов Абсолют-банка Наталья Хахалина.– Но для эффективности работы банка, который занимается кредитованием физических лиц, база из трех тысяч неблагонадежных заемщиков является существенной информацией».

Банкиры, столкнувшиеся с распространением конфиденциальной информации, жалуются, что стали заложниками российской правоохранительной системы. «Правоохранительные органы должны озаботиться проблемой утечки информации банков не только на уровне ее тиражирования, но и распространения»,– говорит руководитель банка, входящего в десятку крупнейших. Так же считают и в надзорном органе. Но, по словам высокопоставленного представителя ЦБ, единственное, что они могут сделать,– это посоветовать пострадавшим от утечки информации обращаться в органы следствия: «Мы никак не будем реагировать, это пока не наше дело. Разве что в общем плане, говоря, что пора вообще заняться воровством баз – и у нас, и у других». По словам юриста компании «Линия права» Александра Евстигнеева, перспективы у такого иска существуют, но «в суде истцам придется доказывать наличие ущерба и причинно-следственной связи между его возникновением и появлением базы на рынке».

Эксперты по информационной безопасности считают, что появление в продаже черного списка заемщиков соответствует последним тенденциям черного софтверного рынка. «Киберпреступники поняли, что корпоративные базы данных можно похищать и продавать практически безнаказанно, при этом получая больший доход, нежели от продажи простых пиратских дисков»,– говорит глава компании LETA Александр Чачава.

Между тем, по словам продавцов, у которых «Ъ» приобрел базу, уже в сентябре на рынок поступит более полная и свежая база «Антикредит», занимающая 700 Мб и содержащая 3 млн записей. «Диск, который продается сейчас,– промо-версия, реклама, если хотите, полной версии базы»,– заявил «Ъ» владелец одного из ларьков.


Другие материалы по теме: