«Российская газета», Сергей Авдеев пишет: «Быть добру? Уральские таможенники ищут легальное применение конфискованным товарам»

5 сентября 2006 (11:00)

Начальник Екатеринбургской таможни обратился к своему руководству с крамольным предложением: не уничтожать, а дарить нуждающимся задержанный контрафактный товар. «РГ» сообщала об этом 19 августа.

Только за первую половину нынешнего года сотрудники Уральской региональной таможни задержали доброкачественной, но незаконно произведенной и ввезенной в Россию одежды, обуви, бытовых приборов на 3,8 миллиона рублей. Теперь весь этот товар находится на складах временного хранения и ждет судебных решений, по которым, скорее всего, будет уничтожен. Таков закон. И смягчающих обстоятельств по нему в общем-то не бывает. Но, может быть, как предлагают екатеринбургские таможенники, можно сделать исключение?

Ежегодный мировой оборот контрафактной продукции, по оценкам экспертов, составляет 630 — 650 миллиардов американских долларов. И солидная его часть выявляется таможенниками, а потом по решению судов уничтожается. Так цивилизованное общество борется с незаконным присвоением чужих товарных знаков известных компаний. Добротный сертифицированный и соответствующий всем стандартам товар идет в огонь или под нож, потому что имя его своровано. Так наказывается недобросовестный производитель или импортер товара. А заодно — и все мы.

Б России, и в частности на Урале, самой большой популярностью у импортеров контрафактной продукции пользуются бренды фирм «Adidas», «Puma», «Nike». Фирмы-производители этой всемирно известной продукции и правообладатели этих товарных знаков в принципе не возражают, чтобы их одежда и обувь производились как можно большим количеством фабрик, а также продавались всеми желающими дистрибьюторами. Но — только по лицензионному соглашению с ними. Бренд дорогого стоит. В товаре каждой известной торговой марки стоимость имени фирмы-правообладателя составляет 30 процентов цены. Бренд «Coca-cola», например, оценивается в 67 миллиардов американских долларов — больше, чем само имущество заводов-производителей этого напитка. Покупайте право — и распространяйте на здоровье.

Ежегодно на своих семинарах российские таможенники слушают представителей фирм-правообладателей новых товарных знаков. Те учат современных Верещагиных, как отличать настоящее фирменное изделие от контрафакта. Называют, кстати, далеко не все признаки подделки, а только самые очевидные: не тот цвет ниток, неверное расположение букв на лейбле и так далее. Самые хитрые отличия фирмы держат в тайне, их знает очень узкий круг специалистов, которые выезжают на место задержания контрафактной партии товара и дают заключение о его происхождении. Могут, кстати, и разрешить реализовывать товар импортеру, если договорятся с ним на месте. Остается мелочь — убрать с каждого изделия неверные данные, например, о стране-производителе. Стереть фирменное название. Сцарапать его с авторучки или спороть с одежной нашивки. И тогда огромные партии товаров получили бы право на дальнейшую жизнь: были бы пущены в продажу или подарены сиротам, как хотят екатеринбургские таможенники.

Но вот именно эта несложная операция и является большой проблемой. Оказывается, некому счищать неправильные буковки на контрафактной продукции! Всем легче избавиться от задержанного добра побыстрее — методом уничтожения. Парадоксальность ситуации заложена в российском законе, изданном еще в 1992 году. И нарушение его карается нешуточными административными штрафами — от 15 МРОТ с конфискацией имущества физическому лицу до 400 МРОТ — юридическому. То есть не докажешь в суде правообладателю, что твой товар произведен и перевезен через границу законно, — прощайся с ним за свои же денежки.

Кстати, суды могут решить спорный вопрос и в пользу импортера, что часто бывает. Но когда побеждает правообладатель, собственником товара становится российское государство в лице фонда федерального имущества. Там по соглашению с Федеральной таможенной службой решают его дальнейшую судьбу. Как правило, эта судьба печальна.

Предстоящее членство России во Всемирной торговой организации — главный камень преткновения в описываемой проблеме. Мы никогда не вступим в нее, если не будем следовать положениям, прописанным в ее уставе. А в Европе мнение на сей счет однозначное: все сожжем, но правообладателя защитим! И потому миллионы изделий, тысячи тонн продуктов, так нужных людям, сгорают в огне. Может, для европейцев это и небольшая беда, но для нас, россиян, факт существенный. Когда десятки общественных фондов собирают по стране в пользу детей-сирот и престарелых граждан какие-нибудь зубные щетки и подержанную одежонку, может, все-таки стоит задуматься, что нам важнее: выглядеть, как европейцы, или одеть-накормить обездоленных сограждан?

Руководитель Екатеринбургской таможни Александр Потапов поступил, как истинный гражданин. Он, вопреки служебным установкам, обратился к своему руководству с предложением о благотворительной передаче партии брюк в детские дома. Такого прецедента пока еще на Урале не было, но Потапов надеется на победу здравого смысла. А букву закона можно и не нарушать, если сделать правилом такие акции исключительно в пользу россиян, находящихся на государственном попечении: сирот, стариков, инвалидов. Ведь продается же контрабандный товар после его «очистки» на складах временного хранения. Возвращает таможня церкви задержанные на границе иконы. Уничтожать их рука не поднимается. А на джинсы — поднимается.

Пока инициатива Александра Потапова обсуждается в ФТС и РФФИ. Сложная дилемма «уничтожить нельзя подарить» нуждается в политическом разрешении. А Свердловский арбитражный суд не в первый раз уже решил в пользу Екатеринбургской таможни вопрос об административном нарушении по факту незаконного использования индивидуальным предпринимателем чужого товарного знака.


Другие материалы по теме: