Владимир Островский: Страховой рынок УрФО демонстрирует рост сборов и выплат во всех сегментах

15 сентября 2006 (10:30)

руководитель страхового надзора Уральского федерального округа Владимир ОстровскийНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» отвечает руководитель страхового надзора Уральского федерального округа Владимир Островский

— Владимир Викторович, чем примечательны итоги развития рынка страхования округа в I полугодии 2006 года?

— Что примечательно — идет рост по всем субъектам и по всем видам страхования, кроме Курганской области. В Кургане работало всего две областных компании — обе в сфере медицинского страхования. К сожалению, одна самоликвидировалась, а вторая была куплена другим игроком. Поэтому на сегодня в Курганской области остались только филиалы, а суммы сборов незначительные.

В целом же по округу выплаты увеличились на 50 %. Если говорить о конкретных показателях, то взносы по всем видам страхования в I полугодии составили 23 207 461 тысячу рублей, из них доля филиалов — 6 891 570 тысяч рублей, доля собственных компаний — 16 315 891 тысяча рублей. Выплаты за тот же период в целом по УрФО доросли до 9 689 284 тысяч рублей, по филиалам — до 2 733 389 тысяч, по региональным игрокам — до 6 955 895 тысяч рублей.

В настоящее время инспекция проводит порядка пятнадцати процедур принудительного расформирования страховых компаний, у которых были отозваны лицензии в период 2003—2005 гг. Наша задача — проконтролировать процедуру передачи их портфелей другим страховщикам. Клиенты таких компаний не имеют трудностей, так как в этих организациях уже нет договоров и обязательств перед страхователями. Грубо говоря, там остались только оболочки, которые мы ликвидируем, чтобы почистить наш реестр.

— Известно, что ОСАГО остается «болезненной» темой для страховщиков — каковы итоги действия этой программы в отчетный период? Какие изменения Вы хотели бы выделить?

— В I полугодии 2006 года страховщики, работающие по ОСАГО в УрФО, собрали 2 590 078 тысяч рублей, а выплатили — 1 683 569 тысяч. В частности, в Свердловской области собрали страховых взносов на общую сумму 616 013 тысяч рублей, из них филиалами было собрано 337 061 тысяча рублей, собственными компаниями — 287 952 тысячи. За отчетный период страховыми компаниями области было выплачено 410 005 тысяч рублей, из которых 212 350 тысяч перечислили своим клиентам по наступлению страхового события областные страховщики и 197 655 — филиалы.

ОСАГО, действительно, тема не простая. Даже количество жалоб в инспекцию по ней значительно превышает объем жалоб по другим видам страхования. К сожалению, для урегулирования проблем, связанных с обязательным страхованием ответственности владельцев транспортных средств, необходимы серьезные меры, а большая часть поправок, вносимых в последнее время на рассмотрение, относится к политическим маневрам различных деятелей, желающих повысить свой рейтинг, а не разрешить вопрос.

— Можно ли отменить фиксированные тарифы, как это предлагает Федеральная антимонопольная служба?

— Фиксированные тарифы могут быть отменены, но только в том случае, если будет позволено не только занижать, но и повышать тарифную ставку для некоторых регионов. Потому что, например, на севере автомобили и ремонт значительно дороже, чем в других районах России, и страховщики, в частности СК «Югория», несут значительные убытки. Было бы справедливо предоставить страховщикам эту возможность. Но нужно строго зафиксировать пределы понижения и повышения, чтобы это не влияло на ликвидность компаний.

— Тема мошенничеств в последнее время часто поднимается страховщиками — есть ли статистика УрФО по этому вопросу?

— Такой статистики нет и в современных условиях быть не может. Я объясню почему. Во-первых, очень трудно доказать факт мошенничества, так как такие аферы, особенно по ОСАГО по добровольному страхованию, совершить в одиночку практически невозможно. Как правило, в этом случае мы имеем дело с парой злоумышленников: инициатором- страхователем и страховым агентом. Если к этому тандему присоединяется инспектор ГИБДД, то образуется фактически идеальная схема, при которой доказать что-либо практически невозможно.

Во-вторых, сами страховщики скрывают случаи мошенничества, потому что для них это слабое место — о своих проблемах никто не хочет говорить. Страховые компании отдают заявление в милицию только тогда, когда на 100 % уверены, что мошенничество имело место, но это очень трудно проверить, трудно доказать, с позиции страховой компании в частности, потому что не у всех есть соответствующие специалисты (это связано и с нехваткой грамотных кадров и, в какой-то мере, с нежеланием страховщиков создавать очередную статью расходов). В результате страховщик, рассматривая страховое событие, фактически по наитию догадывается, что в нем имеются элементы мошенничества.

Статистика страховых мошенничеств и специалисты, способные доказать факт нарушения закона со стороны страхователя, есть в органах МВД. Но, еще раз повторюсь, страховщики пока не спешат делиться своими неприятностями с посторонними, поэтому и там статистические данные не отражают реальной картины.

— Владимир Викторович, а какие нарушения в отношении своих клиентов совершают страховые компании?

— Нарушения со стороны страховщиков бывают в основном двух видов. Во-первых, это превышение сроков страховых выплат. Такой момент отмечается в основном в деятельности филиалов и связан с тем, что при наступлении страхового события они пересылают все документы в головной офис, не беря на себя ответственность за выплаты. Учитывая этот почтовый пробег документов туда-обратно плюс время рассмотрения бумаг в офисе, — в результате установленный законом 15-дневный срок выплаты нарушается. Это львиная доля жалоб.

Второй момент — занижение страховой выплаты. Естественно, что при наступлении страхового события страхователь хочет получить как можно большую сумму, а страховщик выплатить как можно меньшую. В таких случаях я, как правило, рекомендую обратиться к 13 статье закона об ОСАГО, согласно которой «страховая компания, взяв на восстановление автомобиль, пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, имеет право рекомендовать провести ремонт в одном из салонов, с которыми у нее есть договорные отношения». В этом случае экспертиза не делается, оценка не проводится и страхователь не получает деньги на руки. То есть он получает отремонтированный автомобиль без траты времени на осуществление разнообразных оценочных процедур.

Но во многих случаях страхователь хочет заработать на аварии и предпочитает идти по пути экспертиз, с тем чтобы получить от страховой компании деньги «на руки», отремонтировать автомобиль подешевле, а остаток средств положить себе в карман. Страховщик, полагающий, что клиент претендует на слишком крупную сумму, не принимает результаты экспертизы, начинаются споры, а так как законодательство относительно этой сферы до конца не прописано, проблема становится трудноразрешимой.

В этом случае, если страховая компания вовремя выплатила неоспариваемую сумму и не нарушила закон, мы рекомендуем страхователю обратиться в арбитражный суд. Если же страховщик затянул сроки выплаты, мы вынуждены ввести санкции против него.

По этому вопросу мы также не ведем статистики, так как возможность порекомендовать передать дело в суд находится в нашей компетенции, а отслеживание результатов разбирательства — нет.


Другие материалы по теме: