Удар в спину академического сообщества

20 сентября 2006 (14:19)

Краеугольный камень любого общества, стремящегося к доминированию в современном мире, — это уровень образования и степень научного развития. Доминирование в мировой экономике и политическом пространстве во все большей степени определяется развитием высшей школы, фундаментальных и прикладных исследований. Страны, отставшие от лидеров научной гонки, навсегда лишаются каких бы то ни было перспектив.

В этой связи современная Россия является удивительной державой. Её научный и образовательный потенциал на протяжение последних 15 лет сохраняется и прирастает не благодаря, а вопреки усилиям государства. Российские вузы и НИИ выживали только за счет самоотверженного энтузиазма сформировавшихся еще в советское время научных кадров, «старой профессуры», во главе которой стояли и продолжают стоять наиболее заслуженные ученые, прежде всего ректора.

В это же время государство не только не финансировало развитие высшей школы (денег не хватало для элементарного выживания вузов), но и регулярно создавало научному сообществу дополнительные проблемы — достаточно вспомнить многочисленные «шпионские скандалы», обвинения ученых в разглашении «государственной тайны».

В последнее время к традиционным проблемам российского научного сообщества прибавляются новые. Одной из них стало стремление подчинить науку государству. Первым шагом стал фактический развал Российской академии наук: из независимого объединения наиболее авторитетных ученых она превращается в придаток федерального министерства. Проблемы ученых теперь будут решать не лучшие из их числа, а назначаемые «сверху» чиновники. Не исключено, что во главе академии в скором будущем сможет встать человек, не обремененный научными степенями и не имеющий веса в академических кругах.

Аналогичные процессы идут и в высшей школе. Высшие учебные заведения в ближайшей перспективе также могут лишиться былой самостоятельности. Помимо стремления выстроить «властную вертикаль» в науке, этот процесс будет сопровождаться и активным переделом собственности. Не секрет, что научные учреждения и вузы сейчас — единственные государственные учреждения, обладающие огромными объемами неприватизированной собственности.

По сути, для этого необходимо сменить ректорский состав, заменить «старых ректоров», имеющих собственное мнение и опирающихся на авторитет академического сообщества, на послушных ставленников московских чиновников. Это процесс, инициированный высокопоставленными московскими чиновниками при поддержке региональных предпринимателей, желающих поучаствовать в переделе собственности.

Примеры подобной смены власти в вузах уже известны. Отменяя итоги выборов, московским чиновникам удалось сменить ректоров в целом ряде вузов страны. В их числе: Воронежский государственный технический университет, Ярославский технический университет, Сочинский госуниверситет, Ярославский сельскохозяйственный университет. В Московском государственном гуманитарном университете выборы отменялись неоднократно, вуз жил без ректора больше двух лет.

Как уже говорилось, за всеми подобными инцидентами неизбежно стоят чиновники из Москвы. Обычно в СМИ с подобными инцидентами связывают имена начальника Управления образовательных учреждений Федерального агентства по образованию Петра Анисимова и его заместителя Николая Аристера.

Сейчас методы, апробированные на вузах центральной России, начинают применяться в других регионах, в том числе и на Урале. Одним из крупнейших центров высшего образования в стране является Екатеринбург, насчитывающий десятки высших учебных заведений, которые выпустили миллионы студентов, живущих по всей России и за ее пределами. Руководство екатеринбургских вузов составляют весьма известные в городе и в стране люди, пользующиеся заслуженным уважением, много десятков лет работающие в сфере науки и образования. Их авторитет и их опыт неоспоримы, к ним прислушиваются как на местном, так и на федеральном уровне.

В то же время недавний опыт показал, что для связанных с местными предпринимателями московских чиновников ни традиции академической среды, ни заслуги того или иного ректора ничего не значат. Им важны лишь собственные цели, прежде всего — установление контроля над имуществом вуза. В этом смысле сложившаяся десятилетиями академическая среда с ее традициями и этикой, ректорский корпус, который свою основную задачу видит в сохранении и развитии высших учебных заведений, становятся препятствием, которое необходимо устранить со своего пути.

О том, какие средства для этого применяются, может свидетельствовать опыт Уральского Государственного лесотехнического университета, который является «пробным камнем» в деле передела власти в уральских вузах. Летом этого года в УГЛТУ прошли вполне легитимные выборы нового ректора, в результате которых коллегия выборщиков проголосовала за первого проректора Виктора Глухих, который с точки зрения здравого смысла и должен был занять данный пост. За такой исход выборов высказывался и Валентин Старжинский, много лет руководивший УГЛТУ. По его мнению, это свидетельствовало бы о преемственности руководства университета и обеспечивало вузу нормальное стабильное развитие.

Однако у местных захватчиков и стоящих за ними московских чиновников были другие планы. Несмотря на то что их ставленник Евгений Дорожкин выборы ректора проиграл, попытку захвата они не прекратили. В результате давления Николая Аристера и Петра Анисимова итоги выборов были отменены. А уже избранный представителями коллектива ректор был отстранен. На место руководителя указанием из Москвы назначается исполняющим обязанности ректора Василий Азаренок, и фактический контроль над вузом получают те люди, которых коллектив не выбирал.

Они начинают устанавливать в УГЛТУ свои порядки, не имеющие ничего общего с академическими традициями. Их первой жертвой стал бывший ректор Валентин Старжинский — человек, на своих плечах вынесший вуз в тяжелые для образования 90-е годы и обеспечивший ему возможности для развития. Не так давно указом Президента В. В. Путина ему был присвоен орден Почета в знак признания его заслуг по развитию УГЛТУ и российского высшего образования. Однако теперь Валентин Старжинский уже даже не входит в состав совета вуза, несмотря на признанные общественностью и государством заслуги. Более того, как сообщают источники, Валентина Старжинского лишили даже служебного номера сотового телефона, что нельзя расценить иначе как оскорбительный жест в адрес старого руководства вуза. Некоторые силы также пытаются поставить вопрос о социальных гарантиях для ушедшего с поста ректора В. Старжинского. Одновременно против него начинается заказная кампания: в газетах размещаются явно заказные материалы с нелепыми обвинениями против бывшего ректора и его команды. Очевидно, именно так его «отблагодарили» за призывы к преемственности и стабильности и попытались указать на его место в новых условиях. Наблюдатели не сомневаются в том, что за всем этим стоят новые власти УГЛТУ — все те же Василий Азаренок, Евгений Дорожкин и их московский покровитель Николай Аристер.

Уже сейчас коллектив вуза готовится к «кадровым чисткам»: сотрудники полагают, что новый и. о. ректора постарается в течение нескольких месяцев полностью сменить руководство кафедрами и состав Ученого совета вуза для того, чтобы обеспечить на следующих выборах ректора победу себе или другому ставленнику рейдеров. Своих должностей по различным предлогам могут лишиться все профессора «старой школы».

Создается впечатление, что нынешний передел власти в УГЛТУ происходит при молчаливом согласии наиболее влиятельного органа академического сообщества Екатеринбурга — Совета ректоров города. Создается впечатление, что на руководителей вузов серьезно надавили из Москвы для того, чтобы они закрыли глаза на происходящий по соседству с ними правовой беспредел. Не исключено, что все они полагают, что уж с ними-то не повторится история Валерия Старжинского.

Однако наблюдатели полагают, что все подобные ожидания беспочвенны. УГЛТУ — только пробный камень. Каждый екатеринбургский вуз располагает весьма значительным имущественным комплексом, и это верный признак того, что учреждения высшей школы не останутся без внимания захватчиков и чиновников из московских министерств. В ближайшее время и в других высших учебных заведениях Екатеринбурга должны пройти выборы ректоров, так что вероятность того, что и они станут очередными объектами захвата, весьма велика. В каждом учебном заведении есть амбициозные преподаватели, не сумевшие сделать выдающуюся научную или административную карьеру и мечтающие отомстить действующей власти. Именно из них московские чиновники и их местные пособники уже формируют кадры для предстоящих университетских переворотов. Уже в ближайшее время контроль над университетами и институтами города могут установить люди, для которых высшее учебное заведение — не более чем имущественный комплекс, совокупность земельных участков под застройку и площадей для сдачи в аренду. Последствия такой смены власти для вузов, академического сообщества Екатеринбурга и высшей школы в целом достаточно очевидны.


Другие материалы по теме: