«Коммерсантъ», Николай Яблонский, Елена Колычева пишут: «Регионы не выходят на связь. Уральские сотовики не хотят объединяться со «СМАРТС»

21 сентября 2006 (11:00)

Крупнейший поволжский сотовый оператор «СМАРТС» выступил с предложением к другим региональным компаниям о консолидации активов. Таким образом, «СМАРТС» рассчитывает создать на рынке мобильной связи четвертого федерального игрока. Среди возможных участников проекта называются свердловский оператор «Мотив», «Уралсвязьинформ» и Tele2. Правда, пока идею «СМАРТСа» поддерживает только один из них.

Заявление о создании коалиции регионалов прозвучало на конференции «Беспроводная связь в России» в Москве от заместителя генерального директора ЗАО «СМАРТС» по внешним связям Вячеслава Антонова. Он пояснил, что создание четвертого федерального оператора — это практически единственная возможность для небольших компаний противостоять «большой тройке» — МТС, «Билайну» и «МегаФону». По расчетам руководства «СМАРТС», в 2012 году новый игрок сможет занять около 18% российского рынка, обслуживая порядка 30 млн абонентов.

Для реализации проекта поволжский оператор, в первую очередь, намерен довести до 100% свою долю во всех своих дочерних компаниях — ЗАО «Волгоград-GSM» (сейчас владеет 50% акций), ЗАО «Оренбург-GSM» (49%), ЗАО «Ульяновск-GSM» (40%). Затем предполагается «дружественное слияние» с другими независимыми региональными операторами путем обмена акциями. В настоящее время, по словам представителей «СМАРТС», проводятся консультации с менеджерами региональных операторов. А в тех регионах, где нет локальных компаний, новый игрок будет получать лицензии на предоставление услуг связи стандарта GSM.

«Ъ» ЗАО «СМАРТС» начало предоставлять услуги сотовой связи в Самаре в 1996 году. Сегодня в группу «СМАРТС», которой управляет ЗАО «СМАРТС», входят операторы, предоставляющие услуги сотовой связи на территории 16 регионов. Около 80% акций ЗАО консолидированы в руках ее гендиректора Геннадия Кирюшина, 15% принадлежит председателю совета директоров Борису Скворцову, 2,97% — «Волгателекому». Абонентская база ГК СМАРТС по состоянию на 1 июля 2006 года составила 3 млн 293 тыс. абонентов. По итогам 1 полугодия 2006 года агрегированная выручка ГК СМАРТС составила $ 98 млн.

Пока «СМАРТС» не афиширует, с кем из региональных компаний ведутся переговоры о консолидации. Известно лишь, что в список потенциальных участников проекта могут попасть операторы, работающие под маркой Tele2, сотовые активы «дочек» «Связьинвеста» (в УрФО и Пермском крае — «Уралсвязьинформ»), а также свердловский оператор «Мотив».

Правда, из 30 региональных компаний, по словам представителей «СМАРТСа», только 10 готовы обсуждать свое участие в проекте. При этом уральцы не в их числе. Например, в «Мотиве» пояснили, что поставили перед собой задачу занимать нишу исключительно регионального оператора и считают, что им неплохо это удается (по данным «Ъ», сейчас «Мотив» по количеству абонентов уступает лишь МТС). «А перспектива лоскутного оператора кажется нам неинтересной», — подчеркнул директор по маркетингу «Мотива» Константин Брызгалов. Пресс-секретарь директора межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» Юлия Царегородцева отметила: «У региональных компаний есть свои неоспоримые плюсы для успешной работы на рынке связи, есть возможность больше внимания уделять «конкретно взятому абоненту», учитывать региональные особенности. Подтверждением этому — бесспорное лидерство Utel (торговая марка «Уралсвязьинформа») по сравнению с федералами в Пермском крае, ХМАО и ЯНАО».

Стоит отметить, что ранее в России уже предпринимались попытки объединить региональных операторов, но все закончились неудачно. Так, в начале 2000-х годов американская телекоммуникационная компания МСТ планировала создать общероссийского оператора под торговой маркой «Индиго». В разное время она владела различными пакетами акций 29 региональных российских операторов сотовой связи, но так и не смогла договориться со своими партнерами и, начиная с 2003 года, стала избавляться от своих активов в России. О планах стать общероссийской федеральной компанией заявлял и шведский холдинг Tele2, который имеет более десятка региональных компаний. Как сообщили корреспонденту «Ъ» в Tele2, инициатива «СМАРТСа» им интересна. «Мы хотим обслуживать как можно больше клиентов, расширяя существующие сети и выходя в новые регионы. Поэтому компания Tele2 с интересом относится ко всем предложениям и инициативам, которые позволят расширить зону присутствия в России», — пояснили в компании.

Эксперты считают, что инициатива «СМАРТСа», скорее всего, связана именно с какими-то договоренностями с Tele2. «Возможно, что «СМАРТС» заключит партнерское соглашение с Tele2, о котором говорят уже несколько лет», — предполагает старший аналитик ИГ «Атон» Надежда Голубева.


Другие материалы по теме: