Виктор Вексельберг: «Мы решаем социальные проблемы на региональном уровне»
В эксклюзивном интервью для «VIP-консультанта» Виктор Вексельберг поделился с читателями планами развития «СУАЛ-холдинга».
— Тринадцатого июля Вы открывали Валенторский медный карьер, где началось промышленное освоение медного месторождения. Чем вызван интерес «СУАЛ-холдинга» к медному месторождению и не является ли это попыткой расширить сферу своего экономического влияния?
— Причина очень проста — лицензия на разработку этого месторождения исторически находилась на балансе ОАО «Североуральский бокситовый рудник», который входит в состав нашего объединения. Нам показалось, что нецелесообразно избавляться от этой лицензии и есть прямой экономический смысл начать промышленную разработку рудника. Поэтому интерес «СУАЛ-холдинга» к медному месторождению – это просто оптимизация использования тех активов, которые есть у компании.
С другой стороны, в этой работе есть и элемент диверсификации, поскольку в зону наших интересов входит и Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов. Сегодня его мощности загружены не в полном объеме, но за счет введения в строй рудника мы намерены решить проблему обеспечения предприятия сырьем. Вначале это будет около 40 % его потребностей, затем мы планируем обеспечивать до 80 % потребностей предприятия медью ВМК.
Безусловный плюс в освоении рудника и то, что мы намерены наладить взаимовыгодное сотрудничество с УГМК. Мы будем использовать их мощности на заводе «Святогор» в Красноуральске. Пока медеплавильные заводы Свердловской области загружены сырьем с рудников, находящихся на территории области, едва ли наполовину.
Помимо этого, на Челябинский электролитно-цинковый завод будет направляться цинк, который также присутствует на Валенторском месторождении. Его также будет использовать Каменск-Уральский завод.
— Означает ли это, что вслед за активной отраслевой экспансией СУАЛ готов к вовлечению новых регионов и видов бизнеса в зону своих интересов? Или Вы достигли оптимального соотношения масштабов деятельности и управляемости?
— На сегодняшний день перед объединением предприятий алюминиевого комплекса, которыми управляет «СУАЛ-холдинг», стоят две основные задачи. Во-первых, необходимо повысить эффективность работы, взаимодействия тех предприятий, которые входят в холдинг, ведь компания в своем сегодняшнем виде сформировалась менее года назад. Необходимо наладить стабильность поставок сырья и основных потребляемых материалов на предприятия, провести технологическую унификацию их деятельности, разобраться в существующих ресурсах по расширению их бизнеса…
Во-вторых, внутри холдинга нашим приоритетом является развитие предприятий высокого передела, таких как КУМЗ, МИХАЛЮМ, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью и экспортным потенциалом, востребованную на внутреннем рынке. Сегодня их развитию уделяется самое пристальное внимание, то есть от экстенсивных методов развития нашего бизнеса мы переходим к интенсивным. Этот процесс небыстрый и займет около двух-трех лет.
На это время мы не рассматриваем масштабных планов, связанных с дальнейшим приобретением крупных объектов за рамками нашего бизнеса.
— Как взаимоотношения с региональными властями влияют на экономические показатели работы предприятий Вашего холдинга? Каково Ваше видение оптимальной модели взаимодействия крупного бизнеса и власти?
— Это очень важный для нас вопрос. Мы находимся на таком этапе развития общества, когда бизнес и власть должны вырабатывать тесные формы взаимодействия. Уверен, что в перспективе роль таких форм взаимодействия будет уменьшаться, потому что доминировать должен закон.
Есть законы, утвержденные разными уровнями власти, в соответствии с которыми компания должна осуществлять свою деятельность и платить налоги. Мы понимаем, что сегодня далеко не все платят налоги, их собираемость остается низкой, бюджет от этого страдает, дополнительная нагрузка ложится на крупных налогоплательщиков. Мы как компания, которая заботится о том, какой социальный микроклимат складывается в регионах нашей деятельности, помимо безусловных налоговых платежей принимаем участие в тех или иных программах, связанных с решением социальных проблем.
Есть и конкретные успехи. Мы выступили с инициативой социального партнерства, куда вошли руководители органов власти всех территорий, на которых находятся наши предприятия. Учредительный съезд прошел в феврале, следующий намечен на конец июля – начало августа. И с периодичностью раз в полгода мы намерены собираться, обсуждать острые проблемы, рассказывать руководителям региона о производственных планах, потому что это зачастую связано с созданием новых рабочих мест и реализацией новых инвестиционных проектов.
У нас создан специальный Фонд, средства из которого будут направляться на решение наиболее острых вопросов, таких, как участие в строительстве медицинских, образовательных учреждений. Это и вопрос подготовки кадров, участия в культурных мероприятиях. Для нас важно, чтобы сотрудники компании приходили на работу уверенные, что у них все в порядке, – дети учатся в нормальных школах, у них нормальное медицинское обслуживание, есть горячая вода, а уровень преступности невысок. И мне кажется, что мы являемся в этом плане одним из лучших примеров.
Если сравнить нас с другими крупными компаниями, то многие ориентируются на решение подобных проблем на уровне федерации. У нас же ярко выражена региональная политика. Мы смещаем акцент на взаимодействие с руководителями тех регионов, где мы работаем.
— СУАЛ постоянно развивает новые экономические проекты: освоение Тиманского месторождения, залежей меди. Какие еще проекты рассматриваются в ближайшие год-два?
— Как я уже говорил, мы не будем стремиться в ближайшее время делать что-то принципиально новое. Но есть проект, который пока не реализован, но, уверен, мы доведем его до конца. Это — УралТЭК.
Он чрезвычайно важен и для области, и для нас. Для алюминиевой отрасли стабильное энергообеспечение – очень серьезный вопрос, а в Свердловской области он еще не решен – пересматриваются тарифы, происходят другие изменения.
Если бы эти вопросы возникали внутри единой структуры, то методы и механизмы их решения были бы проще и понятнее. Очевидно, что в рамках одного акционерного общества можно многое спрогнозировать и спланировать, прежде всего — скоординировать несколько взаимосвязанных процессов. Я считаю, что реализация проекта УралТЭК приведет к созданию компании, которая сможет предложить рынку долгосрочные стабильные поставки электроэнергии, а это важно для всех. Я думаю, что реструктуризация энергетической отрасли придаст развитию этого проекта дополнительный импульс.
— Основа рационального экономического и социального устройства общества – налоговая система. В каком направлении необходимо продолжить экономические реформы, чтобы достичь максимального эффекта?
— Это многогранный вопрос. Я непосредственно принимал участие в его обсуждении с президентом. С одной стороны, надо приветствовать те серьезные шаги, которые сделали президент, Правительство и Дума в области реального реформирования налоговой системы. С другой стороны, уменьшение налога на прибыль до 24 % с одновременной отменой всех льгот для нашей компании, которая ведет активную инвестиционную политику, — это ухудшение.
Дело в том, что эффективный налог, который существовал с учетом 50 %-ных льгот на капитальные затраты (а у нас реальный объем инвестиций превышал 50 %-ный рубеж), для нас фактически составлял 17,5 %. Теперь у нас налог увеличился на 6,5 %.
Мы намерены продолжать активную инвестиционную политику, но она будет стоить нам на 6,5 % дороже. У правительства, наверное, был выбор между тем, чтобы как можно больше предприятий вовлечь в процедуру уплаты налогов, и созданием экономических условий для развития тех предприятий, которые осуществляют крупные инвестиции в развитие своей деятельности. Мне трудно, не видя всей картины, оценить качество этого решения. Для нашего предприятия — это ухудшение. Я не думаю, что оно существенно скажется на нашей программе, но какой-то объем инвестиций придется сократить.
Тринадцатипроцентный налог на доходы – это сильный шаг, и он должен сказаться на желании налогоплательщиков платить налоги. Мне кажется, что это движение в абсолютно правильном направлении.
Надо отдавать себе отчет, что налоговая реформа – вопрос сложный и болезненный. Я считаю, что он требует серьезной диверсификации по отраслям. Сейчас же, наоборот, есть попытка все унифицировать – задать некие общие рамки. Кто-то выиграет, кто-то проиграет, но правильно ли это для сегодняшнего уровня российской экономики? Ведь мы не можем сегодня «вытащить» всю экономику, но можем развивать те отрасли, которые реально работают. И налоговая реформа должна этому способствовать.
— Раньше одним из самых главных был вопрос о необратимости политических преобразований. Вы — один из постоянных участников встреч представителей крупного бизнеса с Президентом России. Есть ли у Вас уверенность в необратимости либеральных экономических реформ?
— Государственное регулирование во многих странах Запада достаточно сильно. С точки зрения некоторых политических и экономических свобод мы опережаем ведущие страны Запада. Где-то отстаем, поэтому достаточно сложно дать оценку нашего нынешнего состояния.
Если же говорить о том, будут ли пересматриваться итоги приватизации, то у меня на этот счет нет серьезных опасений. Я не могу гарантировать, что этого не случится, но сегодня не вижу, что это может произойти.
— Вы возглавляете достаточно амбициозную компанию. Как расценивать Ваше заявление об участии некоторых бизнесменов в политике? Оно пришлось на конец политического сезона и было достаточно эмоционально воспринято журналистами. Какова Ваша реальная оценка состояния деловой и политической элиты Свердловской области?
— Это тот случай, когда журналисты определенного уровня квалификации ради того, чтобы создать политическую сенсацию, пытаются преподнести информацию своеобразным образом. Или интерпретируют ее так, чтобы получилась сенсация. Так и было в этом случае — появившаяся информация не соответствовала тому, что я сказал.
У политологов есть любимый вопрос: «Как бы вы голосовали, если бы выборы состоялись сегодня?» Так вот, если бы выборы были сегодня, то, безусловно, победил бы Россель. Сегодня в регионе Росселю нет альтернативы.
И мы в принципе даже не думаем о том, чтобы выдвигать какую-то кандидатуру. Я эту тему ни с кем не обсуждал. Я сказал только одно и продолжаю придерживаться этой точки зрения — Козицын достаточно сильная, экономически продвинутая фигура. Он возглавляет крупный производственный холдинг, который занимает определенное место на политико-экономическом небосклоне Свердловской области. Но я абсолютно не знаю его политических планов и с ним их не обсуждал.
Еще раз повторюсь – мои слова были интерпретированы слишком вольно. Это огорчает – мой опыт работы со СМИ приучил меня к адекватной реакции журналистов на предоставляемую им информацию и корректному цитированию моих слов. Считаю случившееся не позицией СМИ, а их досадной ошибкой, которая не будет повторена впредь.
Беседовал Денис Токарский
— Тринадцатого июля Вы открывали Валенторский медный карьер, где началось промышленное освоение медного месторождения. Чем вызван интерес «СУАЛ-холдинга» к медному месторождению и не является ли это попыткой расширить сферу своего экономического влияния?
— Причина очень проста — лицензия на разработку этого месторождения исторически находилась на балансе ОАО «Североуральский бокситовый рудник», который входит в состав нашего объединения. Нам показалось, что нецелесообразно избавляться от этой лицензии и есть прямой экономический смысл начать промышленную разработку рудника. Поэтому интерес «СУАЛ-холдинга» к медному месторождению – это просто оптимизация использования тех активов, которые есть у компании.
С другой стороны, в этой работе есть и элемент диверсификации, поскольку в зону наших интересов входит и Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов. Сегодня его мощности загружены не в полном объеме, но за счет введения в строй рудника мы намерены решить проблему обеспечения предприятия сырьем. Вначале это будет около 40 % его потребностей, затем мы планируем обеспечивать до 80 % потребностей предприятия медью ВМК.
Безусловный плюс в освоении рудника и то, что мы намерены наладить взаимовыгодное сотрудничество с УГМК. Мы будем использовать их мощности на заводе «Святогор» в Красноуральске. Пока медеплавильные заводы Свердловской области загружены сырьем с рудников, находящихся на территории области, едва ли наполовину.
Помимо этого, на Челябинский электролитно-цинковый завод будет направляться цинк, который также присутствует на Валенторском месторождении. Его также будет использовать Каменск-Уральский завод.
— Означает ли это, что вслед за активной отраслевой экспансией СУАЛ готов к вовлечению новых регионов и видов бизнеса в зону своих интересов? Или Вы достигли оптимального соотношения масштабов деятельности и управляемости?
— На сегодняшний день перед объединением предприятий алюминиевого комплекса, которыми управляет «СУАЛ-холдинг», стоят две основные задачи. Во-первых, необходимо повысить эффективность работы, взаимодействия тех предприятий, которые входят в холдинг, ведь компания в своем сегодняшнем виде сформировалась менее года назад. Необходимо наладить стабильность поставок сырья и основных потребляемых материалов на предприятия, провести технологическую унификацию их деятельности, разобраться в существующих ресурсах по расширению их бизнеса…
Во-вторых, внутри холдинга нашим приоритетом является развитие предприятий высокого передела, таких как КУМЗ, МИХАЛЮМ, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью и экспортным потенциалом, востребованную на внутреннем рынке. Сегодня их развитию уделяется самое пристальное внимание, то есть от экстенсивных методов развития нашего бизнеса мы переходим к интенсивным. Этот процесс небыстрый и займет около двух-трех лет.
На это время мы не рассматриваем масштабных планов, связанных с дальнейшим приобретением крупных объектов за рамками нашего бизнеса.
— Как взаимоотношения с региональными властями влияют на экономические показатели работы предприятий Вашего холдинга? Каково Ваше видение оптимальной модели взаимодействия крупного бизнеса и власти?
— Это очень важный для нас вопрос. Мы находимся на таком этапе развития общества, когда бизнес и власть должны вырабатывать тесные формы взаимодействия. Уверен, что в перспективе роль таких форм взаимодействия будет уменьшаться, потому что доминировать должен закон.
Есть законы, утвержденные разными уровнями власти, в соответствии с которыми компания должна осуществлять свою деятельность и платить налоги. Мы понимаем, что сегодня далеко не все платят налоги, их собираемость остается низкой, бюджет от этого страдает, дополнительная нагрузка ложится на крупных налогоплательщиков. Мы как компания, которая заботится о том, какой социальный микроклимат складывается в регионах нашей деятельности, помимо безусловных налоговых платежей принимаем участие в тех или иных программах, связанных с решением социальных проблем.
Есть и конкретные успехи. Мы выступили с инициативой социального партнерства, куда вошли руководители органов власти всех территорий, на которых находятся наши предприятия. Учредительный съезд прошел в феврале, следующий намечен на конец июля – начало августа. И с периодичностью раз в полгода мы намерены собираться, обсуждать острые проблемы, рассказывать руководителям региона о производственных планах, потому что это зачастую связано с созданием новых рабочих мест и реализацией новых инвестиционных проектов.
У нас создан специальный Фонд, средства из которого будут направляться на решение наиболее острых вопросов, таких, как участие в строительстве медицинских, образовательных учреждений. Это и вопрос подготовки кадров, участия в культурных мероприятиях. Для нас важно, чтобы сотрудники компании приходили на работу уверенные, что у них все в порядке, – дети учатся в нормальных школах, у них нормальное медицинское обслуживание, есть горячая вода, а уровень преступности невысок. И мне кажется, что мы являемся в этом плане одним из лучших примеров.
Если сравнить нас с другими крупными компаниями, то многие ориентируются на решение подобных проблем на уровне федерации. У нас же ярко выражена региональная политика. Мы смещаем акцент на взаимодействие с руководителями тех регионов, где мы работаем.
— СУАЛ постоянно развивает новые экономические проекты: освоение Тиманского месторождения, залежей меди. Какие еще проекты рассматриваются в ближайшие год-два?
— Как я уже говорил, мы не будем стремиться в ближайшее время делать что-то принципиально новое. Но есть проект, который пока не реализован, но, уверен, мы доведем его до конца. Это — УралТЭК.
Он чрезвычайно важен и для области, и для нас. Для алюминиевой отрасли стабильное энергообеспечение – очень серьезный вопрос, а в Свердловской области он еще не решен – пересматриваются тарифы, происходят другие изменения.
Если бы эти вопросы возникали внутри единой структуры, то методы и механизмы их решения были бы проще и понятнее. Очевидно, что в рамках одного акционерного общества можно многое спрогнозировать и спланировать, прежде всего — скоординировать несколько взаимосвязанных процессов. Я считаю, что реализация проекта УралТЭК приведет к созданию компании, которая сможет предложить рынку долгосрочные стабильные поставки электроэнергии, а это важно для всех. Я думаю, что реструктуризация энергетической отрасли придаст развитию этого проекта дополнительный импульс.
— Основа рационального экономического и социального устройства общества – налоговая система. В каком направлении необходимо продолжить экономические реформы, чтобы достичь максимального эффекта?
— Это многогранный вопрос. Я непосредственно принимал участие в его обсуждении с президентом. С одной стороны, надо приветствовать те серьезные шаги, которые сделали президент, Правительство и Дума в области реального реформирования налоговой системы. С другой стороны, уменьшение налога на прибыль до 24 % с одновременной отменой всех льгот для нашей компании, которая ведет активную инвестиционную политику, — это ухудшение.
Дело в том, что эффективный налог, который существовал с учетом 50 %-ных льгот на капитальные затраты (а у нас реальный объем инвестиций превышал 50 %-ный рубеж), для нас фактически составлял 17,5 %. Теперь у нас налог увеличился на 6,5 %.
Мы намерены продолжать активную инвестиционную политику, но она будет стоить нам на 6,5 % дороже. У правительства, наверное, был выбор между тем, чтобы как можно больше предприятий вовлечь в процедуру уплаты налогов, и созданием экономических условий для развития тех предприятий, которые осуществляют крупные инвестиции в развитие своей деятельности. Мне трудно, не видя всей картины, оценить качество этого решения. Для нашего предприятия — это ухудшение. Я не думаю, что оно существенно скажется на нашей программе, но какой-то объем инвестиций придется сократить.
Тринадцатипроцентный налог на доходы – это сильный шаг, и он должен сказаться на желании налогоплательщиков платить налоги. Мне кажется, что это движение в абсолютно правильном направлении.
Надо отдавать себе отчет, что налоговая реформа – вопрос сложный и болезненный. Я считаю, что он требует серьезной диверсификации по отраслям. Сейчас же, наоборот, есть попытка все унифицировать – задать некие общие рамки. Кто-то выиграет, кто-то проиграет, но правильно ли это для сегодняшнего уровня российской экономики? Ведь мы не можем сегодня «вытащить» всю экономику, но можем развивать те отрасли, которые реально работают. И налоговая реформа должна этому способствовать.
— Раньше одним из самых главных был вопрос о необратимости политических преобразований. Вы — один из постоянных участников встреч представителей крупного бизнеса с Президентом России. Есть ли у Вас уверенность в необратимости либеральных экономических реформ?
— Государственное регулирование во многих странах Запада достаточно сильно. С точки зрения некоторых политических и экономических свобод мы опережаем ведущие страны Запада. Где-то отстаем, поэтому достаточно сложно дать оценку нашего нынешнего состояния.
Если же говорить о том, будут ли пересматриваться итоги приватизации, то у меня на этот счет нет серьезных опасений. Я не могу гарантировать, что этого не случится, но сегодня не вижу, что это может произойти.
— Вы возглавляете достаточно амбициозную компанию. Как расценивать Ваше заявление об участии некоторых бизнесменов в политике? Оно пришлось на конец политического сезона и было достаточно эмоционально воспринято журналистами. Какова Ваша реальная оценка состояния деловой и политической элиты Свердловской области?
— Это тот случай, когда журналисты определенного уровня квалификации ради того, чтобы создать политическую сенсацию, пытаются преподнести информацию своеобразным образом. Или интерпретируют ее так, чтобы получилась сенсация. Так и было в этом случае — появившаяся информация не соответствовала тому, что я сказал.
У политологов есть любимый вопрос: «Как бы вы голосовали, если бы выборы состоялись сегодня?» Так вот, если бы выборы были сегодня, то, безусловно, победил бы Россель. Сегодня в регионе Росселю нет альтернативы.
И мы в принципе даже не думаем о том, чтобы выдвигать какую-то кандидатуру. Я эту тему ни с кем не обсуждал. Я сказал только одно и продолжаю придерживаться этой точки зрения — Козицын достаточно сильная, экономически продвинутая фигура. Он возглавляет крупный производственный холдинг, который занимает определенное место на политико-экономическом небосклоне Свердловской области. Но я абсолютно не знаю его политических планов и с ним их не обсуждал.
Еще раз повторюсь – мои слова были интерпретированы слишком вольно. Это огорчает – мой опыт работы со СМИ приучил меня к адекватной реакции журналистов на предоставляемую им информацию и корректному цитированию моих слов. Считаю случившееся не позицией СМИ, а их досадной ошибкой, которая не будет повторена впредь.
Беседовал Денис Токарский
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Виктор Вексельберг: «Мы решаем социальные проблемы на региональном уровне»
- Виктор Вексельберг: На сегодняшний день перед объединением предприятий алюм ...
- В зону интересов ОАО «СУАЛ-холдинг» входит Каменск-Уральский завод по обраб ...
- Зам. директора Департамента кадровой и социальной политики ОАО «СУАЛ-Холдин ...
- 14 февраля в город Каменск-Уральский приезжает глава «СУАЛ-холдинга» Виктор ...