Привлечение инвестиций для строительства в Свердловской области нефтеперерабатывающего завода эксперты считают проблематичным

18 октября 2006 (16:50)

На территории Свердловской области предполагается реализовать проект по строительству нефтеперерабатывающего завода, о чем уже сообщалось ранее.

«С точки зрения региональных и местных финансов, а также решения проблем занятости строительство нефтеперерабатывающего завода в Свердловской области выглядит многообещающим. Однако все эти позитивные моменты реализуются лишь при экономической состоятельности проекта. Иными словами, нельзя быть уверенным, что завод после своего запуска будет обеспечен поставками сырья в необходимых объемах и адекватным устойчивым сбытом. Проблема с поставками сырья по экономически оправданным ценам и в нужных объемах — крайне сложная и наименее проработанная», — заявил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер, комментируя перспективы строительства нефтеперерабатывающего завода в Свердловской области.

«Решение вопроса с поставками сырья возможно только через создание альянса (альянсов) с основными операторами нефтедобычи или через поддержку проекта на федеральном уровне. Наличие поблизости «трубы» создает лишь определенные технологические или экономические предпосылки, не более того. Поэтому проект, без четко обозначенных параметров «входа сырья» и «выхода продукта», будет содержать значительный уровень риска для инвесторов», — заметил А. Мецгер.

ООО «Верхотурский нефтеперерабатывающий завод» представило потенциальным инвесторам и органам государственной власти проект строительства предприятия по глубокой переработке нефти в г. Верхотурье (Свердловская область). В распоряжении УрБК имеется бизнес-план данного проекта.

Предполагаемая мощность переработки нефти, указанная в бизнес-плане, — 3 млн. т. в год. Выход готовой продукции (глубина переработки) — около 96%. Объем товарной продукции — 52 млрд. руб. в год. Штатное расписание предполагает 750 сотрудников, в т.ч. 500 человек рабочих специальностей. Выработка чистого продукта на одного человека — 40 млн. руб. в год. Период проектирования и строительства — 3 года. Срок окупаемости проекта, как предполагается, 4,7 года.

В проекте изложены положительные и отрицательные стороны решения разместить завод на территории Свердловской области. В качестве отрицательных позиций авторы проекта отмечают следующие: «отсутствие продуктопровода, месторождений нефти с высоким дебетом, опыта эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий, отдаленность от речных и морских портов, отдаленность от пограничных переходов».

К положительным позициям причислены: «наличие магистральных нефтепроводов (Сургут — Полоцк, Холмогоры — Клин), мощная развитая сеть автомобильных и железных дорог, экспорт продукции в железнодорожных цистернах». В разделе «Почему размещение завода предложено на территории Свердловской области» в качестве примечания выделено курсивом зеленого цвета: «Дома и стены помогают».

Инициатором настоящего проекта является ООО «Верхотурский нефтеперерабатывающий завод», основанное в 2006 г. и находящееся в г. Верхотурье (Свердловская область). Учредителями являются ООО «Регионнефтепродукт», ООО «АЗС Карпинская», ООО «АЗС Центральная», ООО «Премиум». Уставной капитал ООО «Верхотурский НПЗ» составляет 1 млн. руб. Генеральным директором, действующим на основании Устава, является Александр Каплин.

Авторы инвестиционного проекта заявляют о следующих условиях финансирования. Для данного инвестиционного проекта предполагается привлечь внешнее финансирование в виде кредита в размере $ 1 млрд. 400 млн. Годовая ставка процента по кредиту равна LIBOR+0,75%, что в настоящее время составляет около 6%. Срок кредитного соглашения определяется в 15 лет, с льготным периодом в 3 года. Возврат кредита предполагается осуществлять равными долями в течение 12 лет с момента начала производства. Таким образом, строительство проекта может обойтись в $ 2 млрд. 408 млн.

В качестве поставщиков оборудования для основного производства в бизнес-плане авторами указаны: UOP, АВВ, ШЕВРОН (США), АКСЕНС (Франция), Зюд-Хеми (Германия), АКЗО-НОБЕЛЬ (Голландия).

Проект содержит описание объектов, строительство которых предусмотрено в составе проекта. Основными объектами промышленной инфраструктуры являются нефтепровод протяженностью 7 км, склад сырья вместимостью около 40 тыс. т, железнодорожный и автотранспортный терминалы, железная дорога от станции Верхотурье (3—4 км) и автодорога (4—5 км), ЛЭП, 110 тыс. В (3—4 км). Среди вспомогательных служб, наряду с трансформаторными подстанциями, цехом по утилизации отходов от производства и отходов ТБО города, базой стройиндустрии, также предусмотрено строительство дополнительного офиса с гостиницей в г. Екатеринбурге.

На сегодняшний день, как указано в бизнес-плане, проделана следующая работа: согласован вопрос размещения завода с Роснедрами, Росприроднадзором и Роснедвижимостью, администрацией МО «Верхотурский городской округ» утвержден акт о выборе земельного участка, подписано генеральное соглашение с группой «Альфа иншурес», идет формирование кредитных отношений, согласование условий финансирования, разработка ТЭР, сформирована технологическая схема НПЗ, идет согласование с инжиниринговыми компаниями последовательности работ по проектированию, строительству, ввода в эксплуатацию завода.

Среди вопросов, решение которых нуждается в содействии правительства Свердловской области, авторами проекта указаны: «развитие связи, транспортных коммуникаций, обеспечение электроэнергией строительства и эксплуатации предприятия и содействие в формировании отношений с различными государственными и коммерческими структурами».

Финансовые эксперты оценивают перспективы представленного проекта как достаточно проблематичные.

«Для анализа реалистичности проекта строительства предприятия по глубокой переработке нефти на территории Свердловской области важно знать имя основного инвестора. Среди учредителей ООО «Верхотурский нефтеперерабатывающий завод» указаны лишь трансакционные компании, которые выступают подрядчиками или будут курировать строительство. Реальные владельцы предпочитают оставаться в тени по ряду причин. Свердловская область уже имеет опыт подобных нереализованных проектов, например завод труб большого диаметра. Приведу пример: если FORD решает вкладывать свои средства в строительство завода в Аргентине, то информация об этом доступна каждому. Этим самым подтверждается прозрачность существующей системы. В данном же случае речь может идти как и об успешной реализации проекта, так и об очередной схеме отмывания денег», — заявил генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.

«В целом, идея строительства завода достаточна интересна. В перспективе производство можно наладить, нефтепереработка внесет значительный вклад в экономику области, повысит ее инвестиционную привлекательность. Капитальные вложения необходимы. Насколько этот проект будет соответствовать заявленным параметрам, можно будет судить, только когда основной инвестор открыто заявит о себе», — пояснил В. Чащин.

«Проект строительства предприятия по глубокой переработке нефти на территории Свердловской области ООО «Верхотурский нефтеперерабатывающий завод» может быть реализован только в случае решения проблемы с энергетическими мощностями. Проект энергоемкий, и его состоятельность будет зависеть от строительства дополнительных генерирующих мощностей на близлежащих территориях», — заявил директор ЕФ ООО «ГК «Брокеркредитсервис» Виктор Немихин.

«Сомнительно, разумеется, строить практически в географическом центре страны НПЗ, заявляя при этом, что продукция будет экспортироваться. А если перевозиться продукт будет ещё и цистернами — самым дорогим видом транспорта (не считая авиатранспорта, конечно), идея вообще нецелесообразна. Обращу внимание, что цистерны на сегодня — вид транспорта совершенно дефицитный, и найти их где-то несколько тысяч (а надо возить 250 тыс. т в месяц на экспорт при вместимости в 60—120 тонн в каждую) представляется достаточно сложной задачей. Врезка в магистральный нефтепровод — также, на мой взгляд, сомнительная возможность», — сообщил УрБК директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин, комментируя перспективы строительства нефтеперерабатывающего завода в Свердловской области, предполагающего привлечение инвестиций в размере $ 1,4 млрд.

«Кроме того, 750 человек квалифицированного персонала (а НПЗ — это не спичечная фабрика, персонал нужен опытный и высокооплачиваемый) найти в малолюдном Северном округе будет трудно, поэтому, возможно, придётся возить на вахту, что удорожает проект», — полагает В. Калугин.

«План, по моему мнению, нереален как с точки зрения вложения инвестиций, так и по привлечению инвестора. Кто может дать денег под 6% годовых, когда ставка рефинансирования США 5,25%, ставки в Европе и Великобритании тоже постепенно растут?» — отметил В. Калугин.

«Следует отметить, на рынке инициаторы и учредители проекта неизвестны совершенно, во всяком случае нашей компании. Например, удалось найти целых 6 ООО «Премиум» в нашей области, и непонятно, какое из них имеется в виду», — считает В. Калугин.

«Исходя из предоставленной информации, данный вид финансирования выглядит невероятным. Заявленная ставка характерна, может быть, для крупных ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний), но никак не для нескольких малоизвестных ООО без публичной кредитной истории. Сумма и сроки совершенно нереальны по той же причине. Не совсем понятно, кто может быть инвестором, поскольку такую кредитную сумму, как правило, банки (причём только западные, для российских кредитных учреждений такие ставки нереальны) синдицируют. Если кредитор — банк, то, по моему мнению, он несёт огромный риск, причём без обеспечения, что позволяет лишний раз усомниться в реальности проекта», — заключил В. Калугин.


Другие материалы по теме: