Инициатива депутатов Государственной Думы РФ установить льготы по налогу на прибыль для организаций торговли, развивающих эквайринговые услуги, является актуальной

24 октября 2006 (16:40)

Депутаты Государственной Думы РФ предложили установить льготы при исчислении налога на прибыль для организаций торговли, развивающих эквайринговые услуги (карточные платежи).

Эквайринг — это услуга, которую предоставляет банк, позволяющая организации принимать пластиковые карты в качестве оплаты за свои товары и услуги. При этом повышается конкурентоспособность предприятия и увеличиваются его обороты за счет привлечения новых клиентов — держателей пластиковых карт.

В Европе практика применения платежных карт как средства безналичного расчета существует уже длительное время. Но, по мнению экспертов, такая услуга недостаточно развита в России.

С одной стороны, в идеале, применение эквайринга равноценно выгодно всем трем сторонам: покупателю, торговой организации (ретейлеру) и кредитному учреждению.

Прием к оплате карт различных платежных систем обеспечивает клиентам широкий выбор вариантов платежа, избавляет от опасности оборота фальшивых банкнот и мошенничества, то есть работать с картами намного проще и безопаснее.

С другой стороны, на практике, ретейлеры не всегда готовы платить банку вознаграждение за процессирование операций по картам.

Кроме того, на сегодняшний день существует проблема установления специального оборудования (терминалов, импринтеров) не только в крупных, но и в мелких торговых организациях.

«В настоящее время оплата товаров и услуг банковскими картами недостаточно активно используется клиентами. И не только по причине недостатка торговых точек, принимающих к оплате банковские карты, но и в результате сложившихся стереотипов. Большинство держателей банковских карт пользуются ими лишь в качестве инструмента для получения заработной платы, перечисляемой на их карточные счета, или получают банковские кредиты с использованием карт. Поэтому все возможности сервиса, который предлагают банки для держателей банковских карт, пока клиентами не используются. Наличные расчеты пока остаются более привычной операцией, чем оплата по карте», — сообщила УрБК ведущий экономист отдела развития карточных технологий департамента розничных услуг ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития» Марина Бояринцева. «Что касается торговых предприятий, рассчитанных на клиентов с невысоким уровнем доходов, то прием карт там воспринимается, по меньшей мере, как излишество. Как показывает практика, довольно часто в таких магазинах недостаточно следят за качеством обслуживания клиентов и не стремятся к предоставлению дополнительного сервиса для своих покупателей. Еще одна сторона данного сервиса — обеспечение обслуживания по картам в магазинах с небольшими оборотами нерентабельно для банка. Поэтому говорить о том, что закрепление необходимости приема банковских карт в оплату товаров и услуг на законодательном уровне резко повысит темпы развития эквайринговых услуг или приведет к высокому росту количества держателей карт, наверное, рано», — отметила М. Бояринцева.

«В перспективе количество точек приема карт вырастет, увеличится и количество клиентов, являющихся владельцами банковских карт. Но, во-первых, изменить менталитет человека в один момент невозможно, во-вторых, принимая подобного рода нововведения на законодательном уровне, государство сокращает свои доходы, поэтому, полагаю, льготы, которые предоставят предприятиям торговли, будут невелики», — рассказала М. Бояринцева.

«Активное развитие эквайринговых услуг начнется, когда люди начнут воспринимать банковские карты как обычное средство совершения различного рода финансовых операций, а не только для снятия наличных. Для того чтобы ускорить этот процесс, банкам необходимо предоставить клиентам дополнительный сервис, который даст им очевидные преимущества по сравнению с оплатой наличными. Например, возможность оплаты услуг (коммунальных, телевидения, средств связи и др.) позволила клиентам получить неоспоримое преимущество — экономить время на поход в отделение связи для совершения оплаты квитанций. Обороты по платежам на банкоматах медленно, но верно растут. Растет и количество организаций, которые сотрудничают с банками в части приема платежей в свой адрес. То же можно сказать и про торговую сеть — когда со стороны клиентов возникнет потребность в получении подобной услуги, тогда предприятия начнут искать возможности ее предоставления», — прокомментировала М. Бояринцева.

«Не секрет, что процент операций оплаты товаров и услуг с использованием банковских карт выше в больших городах, где крупные торговые сети, имеющие огромные обороты и обслуживающие большую часть жителей этих городов, давно «разобраны». Это значит, что они уже работают со своими банками, в том числе и по приему банковских карт. То же можно сказать и про брендовые магазины, кафе, рестораны, гостиницы, другие крупные предприятия торговли и услуг. Остаются лишь небольшие предприятия, для которых вопрос обслуживания держателей банковских карт не стоит остро. Для этих предприятий получение оплаты за товары или услуги наличными обусловлено, пожалуй, отсутствием необходимости предоставления клиентам дополнительной услуги, отсутствием определенных стимулов, а также недостатком спроса подобной услуги со стороны клиентов», — заключила М. Бояринцева.

«Введение льгот при исчислении налога на прибыль для организаций торговли, развивающих эквайринговые услуги, сыграет свою роль, если оно коснется не только крупных предприятий, но и тех торговых организаций, которые используют упрощенную схему налогообложения (от оборота или от доходов за вычетом расходов). Именно они представляют наибольший интерес для держателя карты», — сообщила Директор сервиса «кредитная карта» системы платежных сервисов «Золотая Корона» Ольга Повещенко.

«Если принимать во внимание то, что изменения коснутся перечисленных выше категорий торговых организаций, то, действительно, это будет способствовать росту оборота по пластиковым картам, развитию эквайринговой сети. Основным моментом, тормозящим такое развитие, является то, что торговые организации не хотят платить банкам торговую уступку, тогда как банки обязаны возмещать те или иные комиссионные платежным системам. Банк может установить терминал в магазине, но высока вероятность того, что кассир не примет карту к обслуживанию, сославшись на то, что нет связи или банк отказывает в обработке транзакции, что портит не только имидж банка, но заставляет клиента не полагаться на возможность безналичного платежа, а снимать все и сразу. Здесь наша платежная система несколько выигрывает относительно иностранных, так как наши карты не требуют онлайн-связи и при торговой уступке выше 0,7% операции эквайринга становятся выгодными для банка. Если торговая сеть получит возможность повышать торговую уступку за счет снижения сумм налоговых платежей, то, безусловно, это увеличит безналичные расчеты», — отметила О. Повещенко.

«В настоящее время существует проблема недостатка торговых точек, где держатели кредитных карт могут расплатиться ими за покупки, основная причина которой — нежелание торговцев платить банку, тогда как, с другой стороны, банк не может строить убыточный бизнес», — заключила О. Повещенко.

«Практически все клиенты ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» являются держателями банковских карт (либо дебетовых, либо кредитных). Инициатива по введению льгот при исчислении налога на прибыль для организаций торговли, развивающих эквайринговые услуги, актуальна и своевременна. Это объясняется тем, что для крупных сетевых ретейлеров снижение маржи на размер банковской комиссии (2—3%), при большой доле платежей по кредитным картам (уже не редкость — магазины, в которых доля оплат по кредитным картам достигает 70—80% от продаж), может существенно влиять на прибыль», — сообщил член Правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» Роман Воробьев.

«Безусловно, эта инициатива положительно повлияет на увеличение числа магазинов, принимающих карты, так как они будут уверены, что ничего не теряют, а только приобретают новых клиентов», — отметил Р. Воробьев.

«На сегодняшний день в России не хватает торговых предприятий, принимающих карты. Согласно исследованиям российского рынка международной компанией Retail Banking Research Company (London), рынок далек от насыщения. Можно сказать, что прошел необходимый период «ликбеза», и это направление не кажется многим ретейлерам чем-то непонятным. Все больше банков обращают внимание на этот рынок, так же как растет к этому интерес и со стороны представителей торговли», — отметил Р. Воробьев.

«Порядка 80% клиентов ООО «КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ» являются держателями пластиковых карт и постоянно ими пользуются как в России, так и за рубежом. Банк эмитирует карты международных платежных систем VISA и MasterCard», — сообщила ведущий специалист сектора пластиковых карт филиала «Уральский» ООО «КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ» Елена Трофимова.

«Я считаю, что актуальность предложения депутатов Государственной Думы РФ установить льготы при исчислении налога на прибыль для организаций торговли, развивающих эквайринговые услуги, сейчас не вызывает сомнений. При введении льгот торговые точки получат стимул установить оборудование для безналичных расчетов. В Екатеринбурге практически все крупные предприятия работают с банками по договорам выплаты заработной платы на пластиковые карты. При этом лишь незначительное число «клиентов-зарплатников» пользуется картами при оплате товаров и услуг: как правило, держатели карт полностью снимают наличные через банкоматы. Это связано с тем, что большинство предприятий торговли и услуг (а в основном это небольшие магазины и торговые сети) не предоставляет возможности безналичной оплаты. За обеспечение обслуживания покупателей по банковским картам сейчас торговое предприятие должно заплатить банку в среднем от 2 до 2,5% от стоимости товара или услуги. Для мелких торговых точек это невыгодно. Получается некий замкнутый круг: магазины не спешат внедрять эквайринг, так как для них это дорогостоящая процедура. А клиенты не видят особого смысла использовать карты для расчетов, поскольку ими практически негде расплатиться, и просто сразу же снимают всю зарплату в банкоматах. Соответственно, изменение налоговой системы поможет выйти из этого тупика», — отметила Е. Трофимова, комментируя актуальность данной законодательной инициативы и ее последствия для развития эквайринговых услуг на рынке Екатеринбурга.

«В настоящее время POS-терминальное оборудование используют в основном крупные предприятия с большими оборотами. Средние и мелкие торговые точки редко пользуются данной услугой. В первую очередь это обусловлено комиссией, которая взимается с предприятия торговли поставщиком услуг эквайринга. Кроме того, многие руководители торговых точек просто не обладают полной информацией об эквайринговых услугах, поэтому относятся с осторожностью к нововведениям. Магазинов, принимающих в оплату пластиковые карты, катастрофически не хватает в отдаленных от центра города районах. Именно там живут основные держатели карт — сотрудники предприятий, работающих с банком по зарплатным проектам. С другой стороны, терминальное оборудование дорогостоящее, оно должно окупаться, а устанавливать его просто для того, «чтобы было», банкам крайне невыгодно. Думаю, что льготы для организаций торговли, развивающих эквайринг, станут для них стимулом подключиться к общепризнанной мировой системе приема оплаты с помощью пластиковых карт», — рассказала Е. Трофимова.

«Налоговые льготы при эквайринге для торговых точек необходимы. Но этого недостаточно. Нужно «сломить» сложившиеся стереотипы клиентов — убедить их в том, что «электронный кошелек» размером с визитку удобнее при расчетах, чем привычные наличные деньги. Нужно, чтобы оплата по «пластику» стала полезной привычкой. А это можно обеспечить только активной информационной поддержкой, разъяснениями и рекламой услуг эквайринга как со стороны банков, так и со стороны предприятий торговли и сервиса», — заключила Е. Трофимова.

«В Свердловской области действует значительное количество крупных промышленных предприятий. Соответственно, средняя заработная плата жителей области выше среднероссийской. Многие свердловчане получают зарплату на банковские карты (всего, по данным ЦБ РФ, уральскими банками выпущено около 2 млн. 200 тыс. карт). А при значительном количестве эмитированных уральскими кредитными организациями банковских карт необходимо обеспечить их держателей соответствующей инфраструктурой. Это банкоматы и пункты выдачи наличных (ПВН), а также возможность оплаты товаров и услуг в торгово-сервисных точках при помощи банковских карт», — сообщил начальник управления продаж ОАО «СКБ-Банк» Евгений Беличенко.

«С банкоматами в Екатеринбурге и Свердловской области проблем нет: например, только у одного ОАО «СКБ-Банк» в городе и области действует более 130 банкоматов. А количество торговых и сервисных точек, в которых можно расплатиться при помощи банковской карты, в Свердловской области пока недостаточно велико. Мы полностью поддерживаем инициативу депутатов Государственной Думы, предлагающих установление льгот при исчислении налога на прибыль для организаций, развивающих эквайринговые услуги. Отчасти она может привести к увеличению числа торговых точек, в которых можно расплатиться по карте», — отметил Е. Беличенко.

«В то же время мы видим необходимость прорабатывать дополнительные инструменты для расширения эквайринговой сети среди небольших торговых точек и в сфере малого бизнеса, так как крупные торговые сети сегодня уже принимают карты. Впрочем, одновременно с расширением эквайринговой сети необходимо решить проблему наличия и надежности каналов связи, чтобы у держателей карт не возникало трудностей при оплате покупок», — заключил Е. Беличенко.


Другие материалы по теме: