«Российская газета», Елена Лашкина пишет: «Правительство выговорилось. Виноватых в алкогольном кризисе оказалось трое»

3 ноября 2006 (11:00)

Вчера премьер Михаил Фрадков назвал виновных за критическую ситуацию, сложившуюся на рынке алкоголя в результате недоработок при введении Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).

Правда, ожидания не оправдались и замминистра финансов Сергей Шаталов, заместитель главы минэкономразвития Андрей Шаронов и замминистра сельского хозяйства Игорь Руденя отделались выговором. Кроме того, наложены дисциплинарные взыскания на работников этих министерств и Федеральной таможенной службы, а также органов, занимавшихся внедрением ЕГАИС, пояснил вчера вице-премьер Александр Жуков, которому глава правительства Михаил Фрадков и поручил заняться разрешением ситуации. В результате, как выяснил вице-премьер, были несвоевременно подготовлены нормативные акты, имели место недостатки в разработке программных и технических средств системы, что привело к определенным сбоям, дефициту и снижению объемов алкогольной продукции на рынке летом этого года. «Сейчас дефицита на рынке нет, отмечается положительная динамика по увеличению объемов отечественной продукции», - заметил Жуков, все же признав, что импорт восстанавливается меньшими темпами. Система теперь работает в штатном режиме, однако она не дает возможности в полной мере осуществлять контроль за оборотом спиртовой продукции: «Она сложная, неоперативная и требует серьезной доработки, - считает Жуков.- Нужно совершенствовать законодательство». Для этого предлагается ликвидировать оставшиеся налоговые льготы на продукцию, содержащую этиловый спирт, выведя одновременно из-под действия ЕГАИС ту продукцию, где этиловый спирт используется минимально и где использование его заменителей экономически не выгодно. То есть в парфюмерной, пищевой и кондитерской промышленности. Одновременно, считает вице-премьер, должна быть усилена уголовная и административная ответственность за нелегальное производство и нелегальный оборот алкоголя.

Во избежание отравлений Жуков решил лично провести разъяснительную работу среди населения, призвав приобретать алкоголь только в специализированных магазинах, причем в бутылках с новыми марками.

- Прошу и предупреждаю руководителей ФНС Анатолия Сердюкова, министра финансов Алексея Кудрина и руководство ФТС о необходимости усилить контроль в своих ведомствах за работой в этом направлении, доведением ЕГАИС, чтобы обеспечить учет и контроль на всех этапах работы - от спирта до розничной торговли, - жестко сказал Фрадков, оглашая решение.

- Персонально обращаюсь к Герману Грефу и Алексею Гордееву, прошу обратить внимание на эту работу, провести ее профессионально и быстро. Руководители названы, рассчитываю, что персональная ответственность будет серьезной гарантией, что мы выйдем из сложного положения, не очень удобного, в котором оказались вольно или невольно, с позитивным результатом, как это и задумывалось.

Премьер еще раз напомнил членам правительства, что неплохо было бы согласовывать действия на всех уровнях, так как на определенном этапе «она приобретает политическое звучание». Правда, в заключение предложил в качестве, видимо, эксперимента «посмотреть на проделанную работу, на участие каждого, в том числе неназванных товарищей». А руководителям посоветовал «не только примерить критику на себя, но и принять кадровые решения в министерствах и ведомствах».

Еще два заместителя министров - промышленности и энергетики Иван Матеров и экономического развития и торговли Виталий Савельев - разделили участь коллег. Им премьер объявил выговоры за неудовлетворительную организацию работы по развитию лесопромышленного комплекса. «К сожалению, опасения, высказанные президентом и неоднократно высказанные правительством, подтверждаются. Несмотря на переписку, доклады, некоторые действия, которые носят больше косметический характер, воз и ныне там», - с неприкрытым сожалением констатировал полный разлад в деятельности правительства Фрадков, характеризуя ситуацию в лесопромышленном комплексе. Видимо, поэтому он обратился к главе минпромэнерго Виктору Христенко с просьбой «дать предложения по укреплению кадрами этого направления в работе министерства, начиная от руководящего состава». Поскольку Фрадков считает, что если бы у профильных ведомств было желание и умение использовать имеющийся потенциал в этой области, то «с этой задачей мы давно могли бы справиться». «Мы ничем в худшую сторону не отличаемся от других стран, которые успешно работают на чужом сырье», - отметил премьер, напомнив, что до конца этого года правительство должно представить предложение о повышении экспортных ставок на вывоз круглого леса.

Ответственных за реформу железнодорожной отрасли премьер пока не стал искать, да, впрочем, и сами министр транспорта Игорь Левитин и глава РЖД Владимир Якунин пришли вчера в правительство с более или менее согласованной позицией. Во всяком случае публичной. Левитин не стал заострять внимание на том, когда должны быть созданы Пассажирская и Грузовая компании. Он рассказал о том, что проведение структурной реформы на железнодорожном транспорте позволит создать Федеральную пассажирскую компанию на базе имущественного комплекса РАО РЖД в качестве дочернего общества. Планируется, что ФПК станет самостоятельным акционерным обществом, 100 процентов акций которого будут принадлежать государству. Новая компания займется перевозками дальнего следования, РЖД передаст ей 332 из 472 имеющихся у нее вокзалов, 24 тысячи из 26 тысяч вагонов дальнего следования и 1 тысячу платформ из 14 тысяч. Балансовая стоимость передаваемого имущества составит около 100 миллиардов рублей. Тем не менее основной задачей остается ликвидация перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. Начиная с 2007 года, бюджет будет компенсировать убытки от пассажирских перевозок в дальнем следовании.

Вопрос о создании дочерних обществ РЖД в сфере грузовых перевозок Игорь Левитин предложил решить по итогам анализа работы существующих грузовых «дочек» («Трансконтейнер» и «Рефсервис»). Только тогда, считает министр, можно будет сделать вывод о необходимых условиях и способах создания дочерних обществ, осуществляющих деятельность в других сферах перевозок и оценки влияния их работы на рынок железнодорожных перевозок. Якунин же утверждал, что результаты работы «Трансконтейнера» и «Рефсервиса» положительные. На самом деле существуют два варианта создания Грузовой компании. РЖД предлагает создать ее в качестве 100-процентной «дочки» и передать ей почти весь парк грузовых вагонов. Министерство планирует создание Грузовой компании в качестве государственной и предлагает РЖД создавать специализированные дочерние общества в сфере перевозок отдельных видов грузов. И правительство, видимо, решило не спешить с реформой, чтобы не повторить ошибок приватизации 90-х годов. Тем более что сейчас речь идет о государственно образующей отрасли - железной дороге.

Как бы то ни было, но правительство не стало вчера публично обсуждать ни этот вопрос, ни то, почему руководство РЖД использует свое монопольное положение в качестве рычага и не позволяет строить частные ветки к тем портам, где не является собственником. Зато ответ на вопрос - насколько такой бизнес отвечает интересам государства и соответствует закону - фактически дал вице-премьер Александр Жуков. Несмотря на то что по совместительству он возглавляет совет директоров РЖД, Жуков считает необходимым ускорение создания независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте. «Нам нужно быстрее добиваться появления независимых перевозчиков, только в этом случае будут частные инвестиции в отрасль и повысится качество предоставляемых услуг», - заметил вице-премьер.

И хотя инвестиции в сферу грузовых перевозок за последние три года составили более 100 миллиардов рублей, что позволило обеспечить загрузку практически всех имеющихся вагоностроительных мощностей, по мнению Жукова, происходит задержка с созданием конкурентной среды в сфере пассажирских перевозок, в сфере вагоноремонтных депо, а также конкурентной среды для владельцев локомотивов. Именно поэтому на приобретение локомотивов сейчас необходимо выделять 100 миллиардов рублей в год.

Эти средства в условиях конкуренции можно было заменить частными инвестициями. Поэтому Жуков предложил уже в 2007 году отработать конкурентные модели на рынке железнодорожных перевозок. «Промедление может привести к очередному росту тарифов и попытке решить этот вопрос за счет бюджетных средств», - предупредил он.

- Надо двигаться к созданию конкуренции, - поддержал его премьер-министр Михаил Фрадков.


Другие материалы по теме: