Игорному бизнесу в Свердловской области осталось жить несколько месяцев?

В ноябре 2006 года Государственная Дума может принять законопроект, который отправит игорный бизнес в специальные резервации.

До конца ноября этого года Госдума РФ должна рассмотреть предложенный Президентом РФ Владимиром Путиным проект закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», который существенно ограничивает игорный бизнес, вводя фактический запрет на его организацию в городах и населенных пунктах за исключением четырех территорий, которые будут определены позднее.

Преобразование планируется проводить в два этапа. До июля 2007 года предполагается ввести запрет на работу игровых заведений менее чем на 50 игровых автоматов и провести ряд других мер по концентрации игорного бизнеса.

Второй этап должен завершиться до 1 января 2009 года, когда все игорные заведения России, включая спортивные тотализаторы, электронные казино, азартные игры в Интернете, должны переместиться либо в одну из четырех «федеральных» игорных зон, либо в «игорные зоны», создающиеся местными властями. Об их числе и условии открытия пока ничего неизвестно.

Большинство экспертов не сомневается в том, что законопроект будет принят в президентской редакции, так как проект закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» разрабатывался группой депутатов партии «Единая Россия», что гарантирует ему поддержку думского большинства. Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов неоднократно заявлял журналистам, что проект поддерживается всеми фракциями и что, согласно прогнозам, на третье чтение законопроект может выйти уже в ноябре.

Кроме того, во время прямой линии президент В. Путин, отвечая на вопросы населения, напомнил о создании четырех игорных зон, подтвердив тем самым серьезность намерений законодательной и исполнительной властей относительно реформирования игорного бизнеса. Он заявил, что игровые автоматы наносят обществу «серьезный моральный и подчас материальный ущерб» и «государство не может не обращать внимания на эту проблему».

Среди причин, которые побудили законодателей на столь радикальный шаг, как фактический запрет игорного бизнеса, прежде всего называется социальный ущерб, который наносит стране так называемая игромания. По мнению депутатов, он намного превышает налоговые поступления от игорного бизнеса. Согласно официальной статистике, используемой авторами законопроекта, болезненной зависимостью к азартным играм страдает 2 млн. россиян, большая часть которых относится к средне- и малообеспеченным слоям населения, для которых азартные игры становятся существенной финансовой проблемой. По данным МВД РФ, в 2005 году в сфере игорного бизнеса было совершено более 155 тыс. преступлений. Почти половина из них связана с уходом от налогов организаторов бизнеса, четверть приходится на грабежи и разбойные нападения, растет число самоубийств.

Конец рынка

Законопроект «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» вызвал неоднозначную реакцию со стороны широкого круга общественности и структур, непосредственно связанных с индустрией развлечений. Законопроект, по сути, является продолжением планомерной государственной политики сокращения темпов развития игорного бизнеса. Только за последний год на федеральном уровне было принято несколько важных документов, призванных поставить стихийное развитие индустрии развлечений под контроль властей.

Некоторые эксперты вполне обоснованно высказывают мысль о том, что ужесточение правил вытеснит с рынка множество мелких компаний и усилит позиции крупнейших игровых сетей. Особенно ощутимо пострадает региональный рынок.

«Законопроект пролоббирован крупными компаниями, среди которых есть не только федеральные, но и региональные участники рынка, обладающие достаточными ресурсами, чтобы влиять на принятие подобных решений. Мелкий и средний игорный бизнес будет вынужден прийти на поклон к тем, кто будет «соответствовать» требованиям формирующегося законодательства», — полагает президент Уральской ассоциации развития игорного бизнеса Алексей Галагузов.

В результате этих и ранее принятых мер (повышение налога на игорный бизнес, увеличение стоимости лицензии, вынос несанкционированных объектов игорного бизнеса, а также федеральная экспансия) на территории Свердловской области, по оценкам экспертов, количество объектов игорного бизнеса уменьшится в 4—5 раз. Уже сейчас некоторые владельцы сетей заявляют, что готовятся переводить капиталы из индустрии игорного бизнеса в другие, более стабильные сферы предпринимательства.

Как отмечают участники рынка, за шесть месяцев 2006 года в Екатеринбурге количество объектов игорного бизнеса сократилось с 16 000 до 13 000. При этом с рынка ушли не только «недобросовестные» предприниматели, не имеющие лицензий или сертифицированного оборудования, но и те, кто почувствовал тенденцию последнего времени и, ощутив на себе снижение прибыльности бизнеса, выгодно продал активы до разговоров о законопроекте президента.

По официальным данным, в 2006 году произошло существенное снижение количества объектов игорного бизнеса. За первое полугодие 2006 года общее количество игровых столов и игровых автоматов сократилось на 2 136 единиц, или на 13,9%, из них число игровых автоматов сократилось на 2 084 единицы (-13,7%), игровых столов — на 52 единицы (-26%).

Федеральные и региональные общественные организации, призванные представлять интересы участников этого рынка, показали полную неспособность отстаивать свою позицию в федеральных и региональных законодательных органах. Представители игровой индустрии отмечают, что в данный момент не располагают лоббистскими инструментами, способными оказать воздействие на решение законодателей, и потому готовы смириться с очередным увеличением налога и снижением рентабельности, а зачастую — и разорением собственного бизнеса.

«Мы не принимаем решений, мы можем только представить экономическое обоснование того, что закон слишком жесткий, а налог слишком высокий. Но прислушаются к нам или нет — неизвестно. К сожалению, игорный бизнес зачастую становится той картой, которую разыгрывает та или иная политическая сила, стараясь набрать дополнительные очки в предвыборный период. В результате те средства, которые могли пойти на премии работникам или ремонт помещений, ушли на уплату налогов», — пояснил начальник управления эксплуатации игровых залов ООО «Клондайк» Александр Савинков.

Однако в действительности разорение определенного числа игорных заведений для регионов не так страшно, как, например, создание теневого рынка в области игорной индустрии. А именно этот путь развития событий является более ожидаемым.

Напомним, что создание одной из четырех игровых зон на Урале даже не планируется. «Чтобы выжить в сложившихся условиях, игорный бизнес просто уйдет в подполье, а вернуть его в легальное русло гораздо сложнее», — отмечает президент Уральской ассоциации игорного бизнеса Сергей Петров.

Между тем схема выживания для малых предприятий игорного бизнеса понятна уже сейчас. До 1 июля 2007 года все предприниматели, не имеющие 600 млн. руб. чистых активов и 50—70 единиц автоматов, постараются договориться с отдельными игроками рынка о размещении своих единиц оборудования на площадях более крупных предпринимателей — естественно, за определенную плату.

Но и это не худший вариант развития событий. Создание теневого рынка и подпольных клубов может стать реальностью уже в ближайшие несколько месяцев.

«Может так случиться, что мы снова вспомним, что такое закрытые клубы со строгим фейсконтролем и спецохраной. Рынок все равно найдет себе место, но такой рынок контролировать будет уже невозможно», — заявил А. Галагузов.

Перспективы

Таким образом, принимаемый законопроект фактически означает полное уничтожение игорного бизнеса о всех регионах России за исключением 4 зон, ни одна из которых не расположена на Урале. Для регионального игорного бизнеса — как мелкого, так и среднего — это означает практически полное вымирание.

Альтернативным вариантом легализации игорных заведений представляется создание на территории муниципалитетов «игорных зон». Прежде муниципальные образования ничего не получали от налогов, поступающих от игорного бизнеса. В соответствии с федеральным законодательством 100% поступлений от данного налога зачисляется в бюджет субъекта РФ. О возможности создания подобного рода игровой резервации заявил и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, отметивший, что согласно федеральному плану на Урале не будет ни одной игорной зоны, что не соответствует потребностям региона. Однако в случае, если закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» будет принят в существующей редакции, то законодатели могут не оставить муниципальным властям никаких шансов на подобную «самодеятельность».

Другой альтернативой может стать перенос основных игорных центров за пределы России в сопредельные государства, прежде всего в страны СНГ. Так, о возможности размещения подобных центров уже заявили власти Украины, не исключают такой возможности и в прибалтийских республиках. Однако для игорного бизнеса Урала подобный выход из ситуации не является приемлемым: единственная страна, расположенная вблизи региона — Казахстан, — также приняла план по созданию единой игорной зоны, причем не вблизи российской границы, а на юге республики, в непосредственной близости от Алма-Аты.

Третьим выходом станет формирование подпольной индустрии развлечений, создание нелегальных игорных заведений и клубов автоматов, а также маскировка казино под иные формы досуга. Неизбежным следствием этого, по мнению экспертов, станет усиление коррупции, в том числе в органах внутренних дел, а также рост криминальной составляющей данного бизнеса.


Другие материалы по теме: