«Уральский рабочий», Елена Мационг пишет: «Медицинское лобби — страшная болезнь»

22 ноября 2006 (10:58)

Как скажется коррупционный скандал в Москве на обеспечении лекарствами льготников Урала?

С конца минувшей недели центральные СМИ наперебой поставляют в регионы порцию за порцией подробности очередного коррупционного скандала в Москве.

Сообщения в подавляющем большинстве своем выстроены в стилистике 1937 года: «Андрей Таранов и Дмитрий Усенко, руководитель Фонда обязательного медицинского страхования и его заместитель, год назад создали организованную преступную группу, в которую вовлекли некоторых сотрудников Фонда в регионах. При обыске у чиновников были найдены сберкнижки и наличные деньги, значительно выходящие за возможности их зарплаты...». Далее следуют душещипательные подробности хищений из государева кармана.

Казалось бы, радоваться надо тому, что то тут, то там доблестные сотрудники правоохранительных органов ловят нечистых на руку чиновников, объявив настоящую войну коррупционерам. Одно настораживает: скандал вокруг руководства ФОМСа подозрительным образом разразился в разгар конкурса среди крупнейших компаний-поставщиков лекарственных препаратов для льготников. Добавляет ярких штрихов к ситуации и то, что деньги — 29 миллиардов рублей на программу ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение) на этот год —- чудесным образом были израсходованы все до рублика еще летом (в Свердловской области это 1 миллиард 619 миллионов рублей), а в регионах между тем по-прежнему резко ощущается нехватка лекарственных препаратов. Для того чтобы выдать лекарства по всем выписанным на этот год рецептам, в России потребуется еще без малого 60 миллиардов рублей.

Чисты ли на самом деле на руку первые лица и чиновники ФОМСа — одному богу ведомо, но даже если за ними что и водилось, вопрос по большому счету сейчас не в отдельных персонах, а в самой системе, которая была выстроена для обеспечения льготников бесплатными лекарствами.

— Она изначально была порочна, устроена таким образом, что коррупционных злоупотреблений было просто не избежать, обеспечение программы ДЛО в сегодняшнем ее виде неизбежно привело бы к краху, — считает Максим Стародубцев, президент Ассоциации региональных страховщиков «Территория», директор Уральского отделения международного института гуманитарно-политических исследований. — Ни один конкурс среди поставщиков лекарств не был проведен безупречно с точки зрения закона и предупреждения коррупции. Всего шесть крупнейших компаний в России занимаются обеспечением льготников бесплатными лекарствами. Можете себе представить, какие огромные деньги им выделяются из государевой казны и какая война разгорается за то, чтобы занять место среди шести счастливчиков, При этом схема распределения, расходования средств составлена таким хитроумным образом и настолько непрозрачна, что проследить, куда уходят миллиарды рублей, просто не представляется возможным.

Более того, по словам Максима Стародубцева, такая система отлично позволяет откачивать деньги из бюджета в карманы определенных людей. По мнению Стародубцева, автором именно такой, мутной, схемы «обеспечения» льготников лекарствами был министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов.

Ко всему, результатом программы льготного лекарственного обеспечения стало слияние крупнейших, специально отобранных продавцов медикаментов с отечественными производителями. Отсюда и активное продвижение отечественных лекарств вместо импортных по программе ДЛО. Известно, что по результатам работы в 2005 году каждая из компаний — поставщиков лекарств приобрела по одному фармацевтическому заводу.

— Отечественного производителя поддерживать надо, но не таким диким образом, — считает Максим Стародубцев, — когда больным начинают просто навязывать лекарства из перечня именно отечественных препаратов. При этом заявляя, что они ничем не хуже импортных аналогов. Это далеко не всегда так. Даже при одной и той же химической формуле препарата отечественные и импортные лекарства в подавляющем большинстве случаев отличаются. Зарубежные, как правило, содержат стабилизирующие вещества, которые позволяют равномерно распределяться и содержаться определенное время в крови больного, наши — чаще всего одномоментно, сразу вносят ударную дозу в организм. Увы, наши технологии еще не настолько совершенны. И больных просто вводят в заблуждение.

При всем том известно, что в результате недавнего сокращения списка льготных лекарств из него в большинстве своем были исключены именно импортные препараты.

Чем грозит обернуться коррупционный скандал в Москве для льготников Свердловской области? Ведь в центральных СМИ уже не раз звучало, что результатом может стать арест счетов фондов обязательного медстрахования на местах. Что в свою очередь может парализовать вообще всю систему лекарственного обеспечения льготников.

— Врядли это случится, — отметил Стародубцев. — Если заблокируют счета, это будет невероятной глупостью, во-первых, а во-вторых, деньги на ДЛО на этот год все равно уже израсходованы, счета пусты.

При этом он все же не исключает, что к концу года кризис с лекарственным обеспечением льготников в нашей области может все же обостриться. Между тем в аптеках и без того уже не первый месяц ощущается дефицит многих препаратов. Особенно инсулина для больных диабетом. Нормализовать ситуацию сейчас сможет только дополнительное вливание средств. Причем уже сейчас на ДЛО расходуются деньги из других статей бюджета, отведенного на медицину.

Ко всему, нехватку лекарств сейчас есть на что списать — чиновники в Москве проворовались. Мол, что уж тут попишешь, извечная российская беда!

И создается ощущение, будто мы сами так любим ходить по своим же собственным граблям. Между тем, если не исправить систему, на обеспечение льготников нам никогда не хватит и миллиардов долларов — они так и будут утекать в чьи-то карманы.

— Система должна быть максимально прозрачной, — уверен Максим Стародубцев. — А мы продолжаем существовать в частнокапиталистической системе присвоения продукта при государственном распределении. Лучших условий для культивирования коррупции мир еще не придумал. И это становится особенно опасным, когда касается больных людей, Медицинское лобби — это самая страшная болезнь.


Другие материалы по теме: