«Деловой квартал», Магазин «СВ-2000» прогорел «на трюфелях»

4 декабря 2006 (10:56)

Компания «СВ-2000» закрыла свой одноименный премиальный магазин из-за невостребованности формата и сдает площади в аренду. Игроки местного рынка продуктов питания подтверждают, что торговля элитной едой в формате бутика сегодня убыточна.

Магазин «СВ-2000» площадью 157 кв. м, расположенный на ул. Малышева — Белинского, торговал в основном продуктами питания класса премиум. Закрытие магазина Елена Сурикова, генеральный директор компании «СВ-2000», супруга Игоря Варова и вместе с ним совладелец компании, объяснила тем, что формат стал невостребованным в условиях развития крупной розницы и магазинов шаговой доступности и торговая точка начала терять своего покупателя. Сделать актив доходным компания намерена за счет сдачи площадей бывшего магазина в аренду по 3 тыс. руб./кв. м. Арендатор уже найден, раскрыть его в компании отказались вплоть до окончательного оформления документов.

Елена Сурикова: «С 1995 г. мы были законодателями гастрономической моды в Екатеринбурге — тогда только появлялись европейская гастрономия, экзотические морепродукты, итальянская паста и французские паштеты. Эти продукты считались деликатесами, и мы единственные не боялись с ними работать». С 2003 г., несмотря на рост доходов населения, обороты магазина начали падать. Часть элитного ассортимента стала интересна супермаркетам, а их соседство с торговыми центрами казалось привлекательным для состоятельных покупателей. Магазин «СВ-2000» продолжил торговлю деликатесной группой, в частности продавали трюфели, мясо страуса, крокодила, фермерские сыры, которых нет в супермаркетах. Был создан отдел кошерных продуктов и первый в городе отдел этнической кухни. Однако ассортиментную политику в компании изменили в пользу продуктов массового спроса. В итоге доля элитной группы не превышала 30%. Г-жа Сурикова подчеркнула, что покупательская аудитория товара высокой ценовой категории ограниченна: «Не каждый приобретает трюфели, баночка которых стоит 2,5 тыс. руб., тем более регулярно. Кроме того, из-за административных ограничений мы не могли решить вопрос о создании собственного производства — пекарного и т. п.». Уступив супермаркетам покупателя, «СВ-2000» не захотел вписываться в формат магазина у дома: чтобы торговать продуктами в таком формате, нужно располагаться в районе жилой застройки, считает Елена Сурикова.

В компании рассматривали другие варианты развития магазина. От идеи специализированного магазина шоколада отказались. Хотя опыт работы с таким форматом у «СВ-2000» есть: компания владеет магазинами «Шато» (элитный алкоголь), «Табаккос», «Чай & кофе». По мнению г-жи Суриковой, обеспечить разнообразный ассортимент шоколадных деликатесов целому магазину проблематично, к тому же потребление качественного шоколада не гарантировано. Для гастрономического бутика Екатеринбург пока не созрел. «Начав год назад вести переговоры о покупке франшизы гастрономических бутиков Fauchon и Hediard (появились в Москве в прошлом году), мы обнаружили, что они скорее имиджевые, нежели доходные предприятия. К тому же открытие бутика потребовало бы больших вложений — 150-200 тыс. евро минимум. А так как доходность трех наших магазинов, в том числе «Шато», становилась меньше, инвестиционные возможности ослабели», — признает г-жа Сурикова. Тем не менее в компании не собираются отказываться от торговли продуктами класса премиум. Елена Сурикова считает, что формат специализированного премиального магазина, такого как «Шато», «Табаккос» и «Чай & кофе», способен остаться доходным благодаря уникальности ассортимента и повышенным компетенциям продавцов-консультантов.

Эксперты рынка констатируют, что премиальных продуктовых бутиков в Екатеринбурге сегодня нет. Светлана Лясс, генеральный директор сети универсамов «Звездный», уверена: пока никто не решился сделать такой магазин, поскольку это невыгодно, нет достаточного спроса. Но г-жа Лясс полагает, что именно формат гастрономических бутиков сможет выжить на рынке — если будет торговать ассортиментом, который нельзя найти в супермаркетах.

Роман Сандлерман, директор компании «Продэлита-Урал» (оптовая продажа продуктов премиум-класса), отмечает, что премиальный ассортимент сейчас можно увидеть в супермаркетах и в небольших отделах обычных магазинов. В «Звездном», например, в каждой товарной категории выделяется небольшая доля премиум-продуктов.

По словам г-на Сандлермана, инвестируя в подобный проект, нужно быть готовым, что средства вернутся не скоро. Несмотря на более высокую наценку на элитный продукт, торговля таким товаром связана с повышенными рисками. Роман Сандлерман: «Среди премиальных продуктов много скоропортящихся, а спрос на товары экстра-класса нестабилен. Приходится списывать непроданный товар. Это убытки». По его оценке, в Екатеринбурге самую дорогую продукцию (трюфели, пармская ветчина, фуа-гра, натуральные фермерские сыры) готовы покупать доли процента населения, а продукты премиум-класса уже регулярно потребляют 4-6%.

Торговать продуктами класса премиум компания «СВ-2000» не перестанет: в магазине «Шато» появится гастрономический отдел, куда и будет переведена «продуктовая элита». В качестве возможной ниши для магазина г-жа Сурикова рассматривает торговлю экологически чистыми продуктами, спрос на которые, по ее мнению, будет выше, чем на элитные. С ней соглашается Светлана Лясс: это сейчас модно, поэтому аудитория таких продуктов шире. Но «СВ-2000», по словам г-жи Суриковой, возьмется за подобный проект, когда он станет инвестиционно привлекательным.

Досье

ЗАО «Торговая компания «СВ-2000»

Год основания — 1993.

Владельцы:

Игорь Варов, бывший президент фонда «Город без наркотиков», и его супруга Елена Сурикова.

Активы:

в компанию входят три специализированных магазина:

«Шато» (с 1995 г., площадь 153 кв. м) — продажа дорогих элитных алкогольных напитков и кондитерских изделий;

«Чай & кофе» (с 1996 г., 79 кв. м) — продажа чая (от демократичных до самых элитных сортов ручной скрутки) и кофе (в зернах, молотый, растворимый, в том числе немассовых сортов);

«Табаккос» (с 2001 г., 70 кв. м) — единственный в Екатеринбурге салон табака (трубки, сигары, табак, хьюмидоры домашние и дорожные, сигарные пепельницы).

Выручка от продаж (за минусом НДС и акцизов) в 2005 г. составила 11 561 тыс. руб.

Источник: данные компании и информационно-аналитической системы «Интерфакс-СПАРК».


Другие материалы по теме: