«Коммерсантъ» и Татьяна Шушакова: «Японцы купили Toyota»

22 декабря 2006 (11:45)

в Екатеринбурге

Как стало известно «Ъ», завершилась сделка по приобретению японской корпорацией «Мицуи» автосалона «Тойта-Центр Екатеринбург Юг». Стороны не сообщают сумму сделки, но, по разным экспертным оценкам она составила не менее $15 млн. Японцы объясняют причины покупки инвестиционной привлекательностью региона, и активным ростом продаж авто. Между тем, по одной из версий участников рынка, «Мицуи» хочет создать на базе екатеринбургского автосалона второго в России дистрибутора автомобилей марки Toyota.

Как уточнил «Ъ» новый директор совета директоров «Тойта-Центр Екатеринбург Юг» Тахакаси Кацунори, «Мицуи» выкупила 100% акционерного капитала салона. По его словам, приобретение этого актива связано с инвестиционной привлекательностью Свердловской области, в частности, с активным ростом продаж автомобилей в регионе. Так, по данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, ежегодный рост продаж легковых автомобилей составляет 12-15%. Тахакаси Кацунори также подчеркнул, что покупка «Тойта-Центр Екатеринбург Юг» — первая сделка «Мицуи» на рынке автомобильного ритейла России. По его словам, в планах корпорации приобретение еще ряда активов в этом сегменте не только в Свердловской области, но и в целом по России. Бывшие владельцы екатеринбургского автосалона сделкой, а также ее размером, довольны. «На вырученные деньги я планирую заняться новым бизнесом. Каким именно, пока коммерческая тайна», — сообщил «Ъ» экс-член совета директоров «Тойта-Центр Екатеринбург Юг» Сергей Бондарев.

ОАО «Тойота-Центр Екатеринбург Юг» — старейший автосалон в Екатеринбурге, создан в 1994 году. Его экс-владельцами является группа екатеринбургских бизнесменов. Общая площадь салона составляет 1,6 га. По данным компании, ежемесячно здесь продается порядка 300 автомобилей в месяц. По информации «Спарка», выручка от продаж салона в 2005 году составила 2 млрд 442 млн 235 тыс. рублей, чистая прибыль — 134 млн 219 тыс. рублей. В стадии регистрации находится новое название салона ООО «Альянс Мотор», название «Тойота-Центр Екатеринбург Юг» останется в качестве торговой марки.

Корпорация Мицуи (Mitsui) — одна из крупнейших в Японии, создана в конце XIX века на базе торгово-банкирского дома Мицуи. В настоящее время группу возглавляют Мицуи банк и торговая фирма «Мицуи буссан». Корпорация занимает первое место в Японии по угледобыче, производстве удобрений, синтетических волокон и алюминия, морским перевозкам. Ее среднегодовой оборот составляет $33 млрд. Среди активов Мицуи в Уральском регионе — совместное российско-японское предприятие «Комек Машинери», которое занимается продажей и сервисным обслуживанием техники «Комацу» в Свердловской, Тюменской областях. А также проект с предприятием «Станкопроект Лтд» по продаже на российском рынке обрабатывающих станков.

Мнения участников уральского рынка по поводу причин покупки «Мицуи» екатеринбургского автосалона расходятся. Так, по одной из версий, для японцев эта сделка — только финансовый инструмент для вложения денежных средств. «Существенно расширить свое присутствие в Уральском регионе, и увеличить объемы продаж автомобилей новым инвесторам будет нереально, — сообщил «Ъ» исполнительный директор автоцентра «Уралфрансавто» Григорий Балакин. — У каждого дилера (в данном случае речь идет об автосалоне — «Ъ») имеется квота на определенное число автомобилей и выше этой квоты продать машины невозможно». У главы автоцентра «Краснолесья» Евгения Кондабаева другая версия. По его сведениям, в планах японцев создать на базе екатеринбургского салона дистрибутора автомобилей Toyota. Сегодня в России поставки авто этой марки и запчасти к ней осуществляет единственная компания ООО «Тойота Мотор». «Не исключено, что в перспективе в Екатеринбурге появится еще один дистрибутор», — предположил Евгений Кондабаев. С его мнением согласился и экс-член совета директоров «Тойота-Центр Екатеринбург Юг» Сергей Бондарев. «До сделки в течение нескольких лет мы пытались создать на базе салона дистрибутора, который бы осуществлял поставки Toyota в восточной части России, но не получилось. Это очень сложный процесс, который требует внушительных инвестиций — не менее $5-6 млн — на создание таможенного склада, покупку автовозов, страховку машин и другое. Возможно, сейчас эту идею реализуют японцы», — сказал Сергей Бондарев. Впрочем, представители «Мицуи» эту версию комментировать не стали.


Другие материалы по теме: