Рынок иномарок: рост в премиум-сегменте
Продажи автомобилей класса премиум в регионах продолжают расти быстрее рынка.
Автомобили иностранного производства становятся все более и более востребованным товаром на российском рынке. Об этом свидетельствуют как экспертные оценки, так и статистика продаж подходящего к концу 2006 года. Возможно, в истории новой России это будет первый год, в котором продажи иномарок превысят продажи отечественных автомобилей в относительном выражении и отметку в 1 миллион единиц в абсолютном выражении. Как ожидают эксперты, продажи отдельных иностранных брендов составят более 100 тысяч единиц.
При этом поведение российского потребителя постепенно меняется: теперь он не просто мечтает об автомобиле, который бы ездил и не слишком часто ломался, — он готов платить больше за более дорогой, комфортный и даже статусный автомобиль известной во всем мире торговой марки. Конечно, основной вклад в феноменальные успехи продавцов автомобилей все еще продолжают вносить максимально дешевые варианты иномарок, собираемых в России или в странах бывшего СССР. Но отмеченная тенденция подтверждается хотя бы тем постоянством, с которым демократичные хиты прошлых лет, такие как Daewoo Nexia и Hyundai Accent, утрачивают лидерство в росте в результате заполнения рынка более дорогими, но и более современными моделями. Другим ее показателем является резкий рост продаж премиум-иномарок. Здесь продажи ведущих брендов по итогам 2006 года, скорее всего, покажут рост порядка 80—90%, при этом продажи как минимум трех компаний — Audi, Lexus и Volvo — должны преодолеть отметку в 10 тысяч единиц.
Другой особенностью рынка является его неуклонное перераспределение из столиц в регионы, прежде всего в такие региональные города-миллионники, как Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород и др. Сегодня именно они являются лидерами роста продаж и постепенно увеличивают свою долю в совокупном спросе. Особенно ярко эта тенденция проявляется в том же премиум-сегменте. Например, с января по сентябрь 2006 года доля Екатеринбурга в продажах машин премиум-класса по России поднялась с 5% до 7,2%. При этом рост продаж к уровню 2005 года по отдельным брендам составил: Jaguar — 300%, Land Rover — 200%, Volvo — свыше 200%. Учитывая, что рост продаж того же Volvo в целом по России составил порядка 80%, это значительные цифры. Кроме того, за аналогичный период доля Москвы в продаже дорогих машин по России упала на 1%, а Санкт-Петербурга — на 2,5%.
Среди основных причин роста популярности дорогих автомобилей иностранного производства в российских регионах эксперты вполне предсказуемо отмечают общий рост благосостояния населения этих регионов. Рост доходов вызывает изменение стандартов качества жизни, а автомобиль служит зримым выражением этого качества. Основную роль здесь играют не столько причины статусного характера, сколько новый образ жизни потребителя. Стремительно распространяется представление о том, что цивилизованное общество — это общество, где не приходится каждому быть «на все руки мастером», где каждый занимается только своим делом, но делает его профессионально.
Уходят в прошлое те времена, когда одним из основных видов досуга любого автовладельца было «полежать под машиной». Современный активно работающий горожанин, если он успешен в своем деле и искренне увлечен им, не имеет на это ни желания, ни времени. Зато он, как правило, имеет средства на оплату хорошего обслуживания своего автомобиля. А значит, все больше потребителей стремится приобретать сравнительно дорогие новые иномарки. Ведь приобретая автомобиль, Вы платите не только за сам механизм. Покупая автомобиль, Вы покупаете и его послепродажное обслуживание.
Не секрет, что наивысший уровень сервиса клиент, как правило, получает у официального дилера компании-производителя. Представление о возможностях такого сервиса сегодня дает следующий комментарий руководителя автоцентра «Краснолесье» Евгения Кондабаева: «Надо понимать, что любой, даже самый надежный автомобиль нуждается в регулярном техническом обслуживании. Наши клиенты — это успешные и часто очень занятые люди, ценящие быстрый и качественный сервис. Поэтому мы уделяем особое внимание обслуживанию проданных автомобилей: склад запасных частей и дополнительных аксессуаров укомплектован таким образом, чтобы удовлетворить любые потребности клиентов. Если автомобиль в гарантийный период выходит из строя, то клиенту предоставляется «подменный» автомобиль на время устранения неисправностей. Наши клиенты ценят свое время, и мы создаем условия для его эффективного использования. Пока автомобиль в сервисе или на мойке, к услугам его хозяина — просторное кафе. Многие клиенты приезжают к нам на бизнес-ланчи, назначают у нас деловые встречи. Кроме того, мы запустили систему Wi-Fi, благодаря которой все наши посетители могут бесплатно пользоваться высокоскоростным Интернетом».
Спрос на дорогие иномарки подогревается еще и тем, что рост благосостояния в стране не поспевает за ростом цен на жилье, — и в результате все больше россиян предпочитают вкладывать освобождающиеся средства в дорогое авто.
Кредиты
Другим важным фактором, стимулирующим продажи, является повсеместное распространение, сравнительная дешевизна и простота в оформлении самых разнообразных автокредитов.
Сегодня в России, по разным оценкам, от 40 до 50% покупателей приобретают автомобиль с использованием тех или иных кредитных схем. Этот показатель значительно выше для иномарок класса премиум: например, в екатеринбургском автоцентре «Краснолесье», который специализируется на продаже элитных автомобилей концерна Ford (торговые марки Jaguar, Land Rover и Volvo), до 70% автомобилей в 2006 году были проданы в кредит и лизинг. Эксперты отмечают, что более высокая доля продаж в кредит объясняется не только стоимостью автомобиля, но и качеством кредитных предложений: ведь в том же автоцентре «Краснолесье» примерно каждый четвертый из проданных в текущем году автомобилей стоил не более миллиона рублей, то есть относился к среднему ценовому сегменту. Как отмечает руководитель автоцентра Евгений Кондабаев, востребованность кредитных схем автосалона в немалой степени возникает как результат особого внимания, которое «Краснолесье» уделяет работе с банками и лизинговыми компаниями, их выбору в качестве партнеров и т. д. Несомненно, возможности уральских автосалонов в этом направлении расширяются благодаря ситуации в банковском секторе экономики, где напряженная конкуренция между банками разного уровня делает финансовые ресурсы все более и более доступными.
Несмотря на это, возможности улучшения продаж посредством вывода на рынок новых кредитных схем еще далеко не исчерпаны.
Такая перспективная форма продажи, как выкуп автосалоном старого автомобиля в счет приобретения нового (так называемый trade-in), сегодня в полном объеме предоставляется в основном московскими и лишь в отдельных случаях — региональными автосалонами. Налаженная система услуг trade-in является показателем существования цивилизованного рынка подержанных автомобилей, а складыванию такого рынка в России пока препятствуют самые разные, в том числе и объективные причины, такие как низкое качество дорог, особенности национальной культуры вождения и др. Да и для банков, при всей их открытости, кредитование автосалонов на выкуп подержанных автомобилей не всегда оказывается достаточно прозрачной операцией.
Вместе с тем компании — производители иномарок, понимая, что на данном этапе развития рынка успех того или иного бренда во многом определяется степенью развития и качеством логистики и оперативностью дилерской сети, готовы содействовать своим официальным дилерам в решении этих проблем. Так, компания Volvo приняла в текущем году «Программу подготовки автомобиля с рекомендацией Volvo», в соответствии с которой все официальные дилеры берут на себя обязательства приводить каждый автомобиль, сданный по системе trade-in, в порядок. Автомобиль, прошедший такую подготовку, получает гарантию Volvo на 2 года. Для участия в этой программе автомобиль должен удовлетворять трем условиям: быть приобретенным у официального дилера, иметь «возраст» не старше 5 лет, а пробег — не более 100 000 километров.
Перспективы
Факторы, создавшие в 2006 году повышенный спрос на дорогие автомобили иностранного производства в крупных российских городах, по мнению экспертов, продолжат влиять на поведение потребителя и в наступающем, 2007 году. А это означает, что в перспективе 1—2 лет темпы роста продаж и интенсивность расширения дилерских сетей едва ли снизится сколько-нибудь существенным образом.
Скорее всего, в ближайшей перспективе на Урале будут открыты новые точки продаж элитных авто, а площади ряда уже существующих автосалонов будут значительно расширены. На этом фоне планы того же автоцентра «Краснолесье» увеличить в 2007 году продажи на 45% по сравнению с 2006 годом выглядят почти консервативными и, скорее всего, будут перевыполнены. Но даже если продажи останутся строго в пределах намеченных планов, только в одном «Краснолесье» в наступающем году будет продано свыше 1 000 иномарок класса премиум, что само по себе является показателем емкости и перспектив уральского рынка дорогих автомобилей иностранного производства.
Автомобили иностранного производства становятся все более и более востребованным товаром на российском рынке. Об этом свидетельствуют как экспертные оценки, так и статистика продаж подходящего к концу 2006 года. Возможно, в истории новой России это будет первый год, в котором продажи иномарок превысят продажи отечественных автомобилей в относительном выражении и отметку в 1 миллион единиц в абсолютном выражении. Как ожидают эксперты, продажи отдельных иностранных брендов составят более 100 тысяч единиц.
При этом поведение российского потребителя постепенно меняется: теперь он не просто мечтает об автомобиле, который бы ездил и не слишком часто ломался, — он готов платить больше за более дорогой, комфортный и даже статусный автомобиль известной во всем мире торговой марки. Конечно, основной вклад в феноменальные успехи продавцов автомобилей все еще продолжают вносить максимально дешевые варианты иномарок, собираемых в России или в странах бывшего СССР. Но отмеченная тенденция подтверждается хотя бы тем постоянством, с которым демократичные хиты прошлых лет, такие как Daewoo Nexia и Hyundai Accent, утрачивают лидерство в росте в результате заполнения рынка более дорогими, но и более современными моделями. Другим ее показателем является резкий рост продаж премиум-иномарок. Здесь продажи ведущих брендов по итогам 2006 года, скорее всего, покажут рост порядка 80—90%, при этом продажи как минимум трех компаний — Audi, Lexus и Volvo — должны преодолеть отметку в 10 тысяч единиц.
Другой особенностью рынка является его неуклонное перераспределение из столиц в регионы, прежде всего в такие региональные города-миллионники, как Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород и др. Сегодня именно они являются лидерами роста продаж и постепенно увеличивают свою долю в совокупном спросе. Особенно ярко эта тенденция проявляется в том же премиум-сегменте. Например, с января по сентябрь 2006 года доля Екатеринбурга в продажах машин премиум-класса по России поднялась с 5% до 7,2%. При этом рост продаж к уровню 2005 года по отдельным брендам составил: Jaguar — 300%, Land Rover — 200%, Volvo — свыше 200%. Учитывая, что рост продаж того же Volvo в целом по России составил порядка 80%, это значительные цифры. Кроме того, за аналогичный период доля Москвы в продаже дорогих машин по России упала на 1%, а Санкт-Петербурга — на 2,5%.
Среди основных причин роста популярности дорогих автомобилей иностранного производства в российских регионах эксперты вполне предсказуемо отмечают общий рост благосостояния населения этих регионов. Рост доходов вызывает изменение стандартов качества жизни, а автомобиль служит зримым выражением этого качества. Основную роль здесь играют не столько причины статусного характера, сколько новый образ жизни потребителя. Стремительно распространяется представление о том, что цивилизованное общество — это общество, где не приходится каждому быть «на все руки мастером», где каждый занимается только своим делом, но делает его профессионально.
Уходят в прошлое те времена, когда одним из основных видов досуга любого автовладельца было «полежать под машиной». Современный активно работающий горожанин, если он успешен в своем деле и искренне увлечен им, не имеет на это ни желания, ни времени. Зато он, как правило, имеет средства на оплату хорошего обслуживания своего автомобиля. А значит, все больше потребителей стремится приобретать сравнительно дорогие новые иномарки. Ведь приобретая автомобиль, Вы платите не только за сам механизм. Покупая автомобиль, Вы покупаете и его послепродажное обслуживание.
Не секрет, что наивысший уровень сервиса клиент, как правило, получает у официального дилера компании-производителя. Представление о возможностях такого сервиса сегодня дает следующий комментарий руководителя автоцентра «Краснолесье» Евгения Кондабаева: «Надо понимать, что любой, даже самый надежный автомобиль нуждается в регулярном техническом обслуживании. Наши клиенты — это успешные и часто очень занятые люди, ценящие быстрый и качественный сервис. Поэтому мы уделяем особое внимание обслуживанию проданных автомобилей: склад запасных частей и дополнительных аксессуаров укомплектован таким образом, чтобы удовлетворить любые потребности клиентов. Если автомобиль в гарантийный период выходит из строя, то клиенту предоставляется «подменный» автомобиль на время устранения неисправностей. Наши клиенты ценят свое время, и мы создаем условия для его эффективного использования. Пока автомобиль в сервисе или на мойке, к услугам его хозяина — просторное кафе. Многие клиенты приезжают к нам на бизнес-ланчи, назначают у нас деловые встречи. Кроме того, мы запустили систему Wi-Fi, благодаря которой все наши посетители могут бесплатно пользоваться высокоскоростным Интернетом».
Спрос на дорогие иномарки подогревается еще и тем, что рост благосостояния в стране не поспевает за ростом цен на жилье, — и в результате все больше россиян предпочитают вкладывать освобождающиеся средства в дорогое авто.
Кредиты
Другим важным фактором, стимулирующим продажи, является повсеместное распространение, сравнительная дешевизна и простота в оформлении самых разнообразных автокредитов.
Сегодня в России, по разным оценкам, от 40 до 50% покупателей приобретают автомобиль с использованием тех или иных кредитных схем. Этот показатель значительно выше для иномарок класса премиум: например, в екатеринбургском автоцентре «Краснолесье», который специализируется на продаже элитных автомобилей концерна Ford (торговые марки Jaguar, Land Rover и Volvo), до 70% автомобилей в 2006 году были проданы в кредит и лизинг. Эксперты отмечают, что более высокая доля продаж в кредит объясняется не только стоимостью автомобиля, но и качеством кредитных предложений: ведь в том же автоцентре «Краснолесье» примерно каждый четвертый из проданных в текущем году автомобилей стоил не более миллиона рублей, то есть относился к среднему ценовому сегменту. Как отмечает руководитель автоцентра Евгений Кондабаев, востребованность кредитных схем автосалона в немалой степени возникает как результат особого внимания, которое «Краснолесье» уделяет работе с банками и лизинговыми компаниями, их выбору в качестве партнеров и т. д. Несомненно, возможности уральских автосалонов в этом направлении расширяются благодаря ситуации в банковском секторе экономики, где напряженная конкуренция между банками разного уровня делает финансовые ресурсы все более и более доступными.
Несмотря на это, возможности улучшения продаж посредством вывода на рынок новых кредитных схем еще далеко не исчерпаны.
Такая перспективная форма продажи, как выкуп автосалоном старого автомобиля в счет приобретения нового (так называемый trade-in), сегодня в полном объеме предоставляется в основном московскими и лишь в отдельных случаях — региональными автосалонами. Налаженная система услуг trade-in является показателем существования цивилизованного рынка подержанных автомобилей, а складыванию такого рынка в России пока препятствуют самые разные, в том числе и объективные причины, такие как низкое качество дорог, особенности национальной культуры вождения и др. Да и для банков, при всей их открытости, кредитование автосалонов на выкуп подержанных автомобилей не всегда оказывается достаточно прозрачной операцией.
Вместе с тем компании — производители иномарок, понимая, что на данном этапе развития рынка успех того или иного бренда во многом определяется степенью развития и качеством логистики и оперативностью дилерской сети, готовы содействовать своим официальным дилерам в решении этих проблем. Так, компания Volvo приняла в текущем году «Программу подготовки автомобиля с рекомендацией Volvo», в соответствии с которой все официальные дилеры берут на себя обязательства приводить каждый автомобиль, сданный по системе trade-in, в порядок. Автомобиль, прошедший такую подготовку, получает гарантию Volvo на 2 года. Для участия в этой программе автомобиль должен удовлетворять трем условиям: быть приобретенным у официального дилера, иметь «возраст» не старше 5 лет, а пробег — не более 100 000 километров.
Перспективы
Факторы, создавшие в 2006 году повышенный спрос на дорогие автомобили иностранного производства в крупных российских городах, по мнению экспертов, продолжат влиять на поведение потребителя и в наступающем, 2007 году. А это означает, что в перспективе 1—2 лет темпы роста продаж и интенсивность расширения дилерских сетей едва ли снизится сколько-нибудь существенным образом.
Скорее всего, в ближайшей перспективе на Урале будут открыты новые точки продаж элитных авто, а площади ряда уже существующих автосалонов будут значительно расширены. На этом фоне планы того же автоцентра «Краснолесье» увеличить в 2007 году продажи на 45% по сравнению с 2006 годом выглядят почти консервативными и, скорее всего, будут перевыполнены. Но даже если продажи останутся строго в пределах намеченных планов, только в одном «Краснолесье» в наступающем году будет продано свыше 1 000 иномарок класса премиум, что само по себе является показателем емкости и перспектив уральского рынка дорогих автомобилей иностранного производства.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Авторынок: экспансия дорогих иномарок продолжается
- Евгений Кондабаев: Автоцентр «Краснолесье» удвоил объемы продаж
- За I квартал 2006 года автоцентр «Краснолесье» реализовал 79 автомобилей
- Объем продаж автомобилей Volvo в автоцентре «Краснолесье» за 10 месяцев 200 ...
- Объем продаж автомобилей Volvo в автоцентре «Краснолесье» в 2005 году соста ...