«Ведомости», Анастасия Голицына пишет: «Яндекс» нашел не всё

12 января 2007 (10:52)

В крупнейшем поисковике Рунета произошел крупный сбой

В новогодние праздники на серверах поисковой системы «Яндекс» произошел крупнейший в истории этой компании технический сбой. В результате целая обойма крупных сайтов оказалась вне поля зрения пользователей.

Компания «Яндекс» основана в 2000 г. Оборот за 2005 г. — $35,6 млн, чистая прибыль — $13,6 млн. Владеет интернет-порталом Yandex.ru, ежедневная аудитория которого составляет 5 млн человек.

Новогодние каникулы принесли неприятный сюрприз многим пользователям Рунета и владельцам интернет-сайтов, которые вдруг не обнаружили свои ресурсы на привычных позициях в результатах поиска системы «Яндекс». Если раньше при выполнении запросов пользователей эти сайты оказывались, к примеру, на первой странице результатов поиска, то в первые дни нового года многие из них вообще исчезли оттуда. Пользователи не сразу обратили на это внимание, но 3 января проблему заметили владельцы сайтов и оптимизаторы интернет-страниц, которые регулярно отслеживают положение своих ресурсов в поисковых системах. «Моего сайта в выдаче нет, а в «Рамблере» и Google он сейчас в «топе», — жалуется один из участников форума для веб-мастеров searchengines.ru. В «Яндексе», по его словам, сайт прежде также занимал верхние позиции.

А после Рождества необычное поведение «Яндекса» заметили и пользователи. Одним из первых оказался писатель и известный блогер Алекс Экслер, которого удивило исчезновение из первых строчек результатов поиска таких крупных ресурсов, как «Авто.ру» (всегда первый при запросе «автомобили») и «Анекдоты из России» (запрос «анекдоты»). А один из прочитавших это сообщение отметил, что с первой страницы исчез и сайт самого Экслера (при запросе «экслер»), хотя Google выдает его первым. Правда, сам хозяин этого сайта ситуацию не драматизирует. «Из выдачи «Яндекса» выпало большое количество сайтов, которые должны были выдаваться в первую очередь, и эти сайты лишились части поискового трафика с «Яндекса», но сбои бывают у любых механизмов, и этот вовсе не был критическим», — заявил Экслер «Ведомостям».

Сам «Яндекс» признал проблему лишь 10 января, когда на форуме searchengines.ru руководитель отдела веб-поиска компании Александр Садовский принес извинения от имени компании. Он объяснил проблемы тем, что в праздники «Яндекс» обновил оборудование и программное обеспечение, и в процессе работ произошла техническая ошибка, которую не удалось быстро поправить. «На новогодние каникулы у нас было запланировано большое расширение — установка новых серверов и новой версии операционной системы. Увы, во время работ произошел сбой, который отразился на ранжировании сайтов в выдаче «Яндекса», — подтвердил «Ведомостям» гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож. Сейчас, отметил он, последствия сбоя полностью устранены.

Большинство экспертов не считают новогодний сбой серьезным. «Эмоциональной составляющей <...> в этой истории гораздо больше, чем реальных проблем», — считает владелец сервиса блогов Livinternet.ru Герман Клименко. А руководитель отдела собственных проектов компании «Цэтис», оптимизатор Илья Лисс говорит, что его сайты не пострадали, а большинство его клиентов в праздники вообще не вспоминают о собственных интернет-ресурсах. Лисс считает, что сбой «Яндекса» мог повредить разве что сайтам, связанным с новогодними продажами. А по мнению эксперта «Финама» Игоря Веретенникова, больше всех пострадали те, кто занимается так называемой «черной» поисковой оптимизацией и продает компаниям определенные позиции в поисковых результатах. Объем рынка поисковой оптимизации он оценивает в $65 млн в год, и «черные» оптимизаторы занимают 20%. По словам Лисса, компании платят оптимизаторам за появление их сайтов на верхних строчках поисковых результатов по 90% наиболее популярных запросов (вроде «автомобили», «пластиковые окна», «снять квартиру» и т. п.), и 20 000-30 000 показов по каждому такому запросу стоит от $1000 в месяц.


Другие материалы по теме: