Год политического затишья

Относительно спокойный политический сезон, главным событием в котором стал парламентский кризис, подходит к концу. А пока политические деятели отдыхают на курортах, в местных средствах массовой информации готовятся к новому политическому сезону.

Если исходить из политической системы Свердловской области, то получается, что на четырехлетие приходится только один год без значимых выборных кампаний. Каждый четный год мы выбираем областную Думу. В 2003 г. нам предстоит выбирать губернатора, затем — мэра Екатеринбурга и депутатов Государственной Думы, а в 2004 г. – вместе с депутатами местной Думы Президента РФ.

Следует признать, что для политической жизни моментом истины являются как раз выборные кампании, и в этом смысле 2001-му «не повезло». Самое время как следует подготовиться к предстоящим баталиям.

Передел рынка СМИ

Значение СМИ для политического процесса трудно переоценить, и хотя во время выборов используются самые разные источники агитации и пропаганды, в «мирный период» именно СМИ становятся главной трибуной для политических деятелей. Контроль над СМИ – вожделенная мечта любой партии, политического движения, финансово-промышленной группы. Именно активность последних предопределила одну из главных политических тем года – передел на рынке средств массовой информации.

Основные перемены происходят на телевизионных каналах. Екатеринбург по праву гордится количеством собственных телеканалов. Их одиннадцать: СГТРК, «10 канал», «4 канал», «Областное телевидение», «Студия 41», «РТК-29», АСВ, ЦТУ, Эра-ТВ, АТН, «Канал 5-1». «Независимо» от местных телекомпаний вещают ОРТ, «Культура», ТВЦ, НТВ. Даже беглого взгляда хватит, чтобы заметить: на половине каналов произошли или происходят значительные перемены, которые в преддверии будущих политических кампаний можно оценить как перегруппировку сил.

СГТРК

На самом старом канале вновь поменялся директор; громким приобретением канала стал, конечно же, один из самых популярных тележурналистов Тимур Иванов, перешедший на государственный канал с «четверки». Переход был сенсационным: трудно было предположить, что Иванов поменяет независимый и продвинутый в техническом и творческом смыслах канал на полную противоположность. Между тем, переход состоялся, после чего наблюдатели ждали новой струи на СГТРК. Струи не случилось. Говорят, что новый телевизионный сезон Тимур начнет с собственной программы, сходной с «Итогами недели» на «4 канале». Но пока единственной отличительной чертой СГТРК стала подчеркнутая лояльность к областным властям, которая исчезала на время в прошлом году после появления в области полпреда Петра Латышева. Тогдашний директор канала Наталья Кириллова открыто поддержала полпреда в противостоянии с губернатором Росселем (для Росселя, надо полагать, это был удар), за что она и поплатилась. Новый директор лоялен и к тем, и к другим. Надо полагать, это правильная политика, тем более, что противостояние приняло спокойные формы.

Сохраняется острая проблема, связанная с количеством эфирного времени: ВГТРК давно пытается урезать вещательное время своих региональных «дочек». Эфир СГТРК в таком случае может быть урезан просто до неприличия – до 1 часа в день. А кому нужно телевидение, да еще с таким грандиозным штатом, без эфирного времени? Правильно, никому. Правда, выход есть — это утреннее время на канале «Культура», также входящем в ВГТРК. Этот вариант вполне возможен, но возникают трудности с зоной вещания, поскольку метровый СГТРК на порядок выгоднее дециметровой «Культуры».

АСВ

Примерно та же проблема у АСВ. Мало того, что поменялось руководство сетевого партнера ТВ-6, – туда, если помните, пришел Евгений Киселев – так теперь это руководство намерено добровольно лишиться своих региональных партнеров по той же причине, что и ВГТРК: куда ценнее во всех смыслах программы, которые не накрываются местными телекомпаниями. Остаться без ТВ-6 для АСВ означает скорую смерть: авторские программы на АСВ можно пересчитать по пальцам одной руки. Следовательно, перед ним стоит задача наполнения эфира, а это требует денег, которых у АСВ нет. Следовательно, канал может быть выставлен на продажу. Но знатоки помнят схему, по которой продавалось АСВ: у покупателя после такой покупки на руках оказалось несколько ненужных бумажек, а наиболее важные активы были переведены в другие фирмы.

10 Канал

Пока вероятные покупатели АСВ обдумывают это дело, настоящая драка развернулась вокруг «10 канала», значительно более привлекательного своим метровым диапазоном, вполне достойным сетевым партнером и качеством приема в Екатеринбурге и окрестностях. Зимой на канале произошел переворот: вместо Бондарева директором стал Олег Долганов. Началась череда судебных разбирательств между акционерами по инициативе ЛУКОЙЛа, заморожены счета в банке, постепенно стали расходиться люди. Главный результат – полное отсутствие каких-либо перспектив у информационной службы, и так сузившей вещание до сорокаминутной программы в неделю.

Впрочем, борьба развернулась не только за контроль над каналом, но и за форму выражения этого канала – за новости Иннокентия Шеремета и Эдуарда Худякова. Шеремет давно организовал production studio, где делает свои знаменитые «9 1/2». Эдуард Худяков после возвращения из брянских лесов, где он сумел стать самым скандальным журналистом лет на пятьдесят вперед (и наверняка гордится этим!), не сошелся с прежним директором АТН Михаилом Нелюбиным и организовал собственную production studio. В августе новости Худякова должны были выйти как раз на «10 канале» — вместо Шеремета. Но, говорят, не выйдут: в споре акционеров москвичи пока уступают областным властям, не заинтересованным в такой рокировке. В результате возникло патовое положение, когда никто не одержал окончательной победы. Такая ситуация выглядит сегодня предпочтительнее для областной власти.

ОТВ

Удержав позиции на других каналах, областная власть провалилась на собственном – «Областном телевидении». Всю весну информационная служба вкупе с рекламной воевала со своим генеральным директором. На стороне руководителя службы информации Татьяны Николаевой был Белый дом, на стороне директора канала Миха – резиденция губернатора. В результате победил генеральный директор, после чего Николаева и еще двенадцать человек заявили в эфире «Событий» о невозможности работать с руководством канала и ушли. Миху пришлось на ходу формировать новую информационную службу, и она заметно уступает прежней. В результате конфликта резиденция добилась желанного полного послушания, но в творческом плане «События» заметно скатились вниз. Как это скажется на рейтингах и прежде не самых высоких, можно догадаться.

АТН

Конфликт на ОТВ прямо отразился на конфликте на АТН. В прошлом году у канала было два совладельца: УГМК и Павел Федулев. Павел Федулев привел своего директора – Михаила Нелюбина. Долго двоевластие продолжаться не могло – и в этом году АТН окончательно перешел под контроль УГМК. Встал, разумеется, и кадровый вопрос. С АТН тоже ушла значительная часть информационной службы к прежнему шеф-редактору Эдуарду Худякову. Ожидалось, что на АТН после трехлетнего перерыва вернется Татьяна Николаева и приведет всех уволившихся с ОТВ. Но неожиданно внутри УГМК возникла оппозиция кандидатуре Николаевой в лице Владимира Белоглазова. В результате напряженных переговоров в течение полутора месяцев директор канала сменился трижды! Сначала им стал Мурашко, потом Антон Стуликов, а когда эта статья уже подписывалась в печать, оказалось, что канал возглавила все же Татьяна Николаева.

Про замену Стуликова на Николаеву стоит поговорить подробнее, так как в ней просматриваются корни углубляющегося конфликта между резиденцией губернатора и Белым домом. Как известно, после разгона идеологического и PR-департамента Александра Рыжкова ряд людей ушли с занимаемых мест – чтобы не переходить на работу в резиденцию. Так освободилось прежде малозаметное место начальника отдела правительственной информации. Возглавил отдел ушедший с поста главного редактора «Вечерних ведомостей» Антон Стуликов. Но уже спустя два месяца он бросил резиденцию и перешел на АТН. Его решение вызвало неудовольствие политических сил с обеих сторон городского пруда, но дело было сделано. Почему же Стуликов был генеральным директором АТН всего две недели? Главная версия: Белый дом сделал все возможное, чтобы на этот пост была назначена Николаева, хотя говорить о том, что Стуликов занимал бы враждебную позицию по отношению к Белому дому, не приходится. Однако в жизни возможно всякое. Об окончательном исходе конфликта на АТН вокруг поста генерального директора остается только гадать.

Прочие

На остальных каналах ситуация спокойнее, хотя тревожное настроение царит и на самом продвинутом канале города – «четверке». Корни растут из Москвы, где идет борьба вокруг «Медиа-моста». Известно, что 51 % акций «4 канала» принадлежит ТНТ, а само ТНТ, как полагают осведомленные наблюдатели, служило формой отмывания денег для Гусинского – для НТВ, которое в «Мост» официально не входило. В результате на ТНТ идет финансовая проверка, и даже возбуждены уголовные дела. Мишин, похоже, решил от канала избавиться. Надо понимать, что покупатель на столь раскрученный канал нашелся бы без особых проблем. Но одно дело – покупать контрольный пакет акций, а другое – 49%. Мишин попытался вернуть себе контроль над созданным им каналом, но в этом деле не преуспел. Все возможные сделки сорвались, и он решил оставить все как есть. Проблема в том, что за это время с канала ушло много талантливых журналистов, а лицо канала – Анна Титова – теперь украшает «Вести». Фактически «4 канал» оказался в роли школы для начинающих репортеров: зарплаты относительно низкие, люди завлекаются на былой престиж, а потом, чуть научившись работать, уходят в другие места. Качество новостей падает, а вслед за этим и рейтинг. Канал все еще вытягивает Евгений Енин, но в целом ситуация выглядит не очень радужной.

У других телеканалов таких проблем нет. Наилучшее положение у «Студии 41», которая по праву находится в группе лидеров. Там все достаточно стабильно. Надо полагать, что проблемы у «Студии 41» начнутся в том случае, если Чернецкий окончательно проиграет все возможные выборы, но запас времени пока есть. Ходили слухи о возможной продаже «РТК-29» Олегу Дерипаске и переходе туда Эдуарда Худякова. Но дальше слухов дело не пошло: «РТК-29» приносит значительные суммы для «Студии 41».

ЦТУ наконец-то стало получать инвестиции от своих хозяев – ОПС «Уралмаш», но все также находится в стане откровенных аутсайдеров. «Канал 51» транслирует MTV, он вне зоны политических сражений. А «Эра-ТВ» — вне зоны всего – и рейтингов, и приема сигнала, и какой-либо жизни.

Тенденции

Необходимо отметить одну тенденцию: увеличение роли уральского полпредства в телевизионных переделах. Кстати, само полпредство намерено учредить так называемое окружное телевидение, эта идея прямо пересекается с идеей «Евразии» — давней мечты Миха, которую он стал воплощать под знаменами Уральской экономической ассоциации и лично губернатора Росселя. Говорят, что Мих готов решать технические вопросы для полпредства, таким образом, у нас могут появиться аж два канала, вещающих на Большой Урал. Правда, есть сомнения, что эта идея воплотится в ближайшие годы. А потому полпредство оказывает пока активную моральную помощь уже работающим телеканалам: возит корреспондентов СГТРК и «Студии 41» на различные мероприятия, например, на пресс-конференцию Президента Путина, проталкивает Худякова на «10 канал» и открыто противостоит областным властям в этом конфликте. Однако без каких-либо финансовых инструментов отношения между полпредом и телевизионщиками останутся на уровне приятельских – до выборов.

В общем, прежнее разделение каналов между Белым домом, Серым домом и сохранение некоторой независимости остальных — в прошлом. Теперь разумнее говорить, что на рынке СМИ появились новые силы влияния: резиденция, Белый дом, мэрия, ФПГ (УГМК и, видимо, Газпром), полпредство, ОПС «Уралмаш». Независимых не осталось, и после того, как каналы будут окончательно распределены между участниками будущих политических битв, начнется формирование пула союзников. В этих условиях действующая областная власть явно впереди. Но пулы еще не сформированы. Год затишья – год подготовки к новым сражениям.


Другие материалы по теме: