КПКГ «Союз Кредит» обвинен в нарушении рекламного законодательства

26 января 2007 (17:00)

Кредитный потребительский кооператив граждан (КПКГ) «Союз Кредит» в одном из печатных изданий города опубликовал рекламу о размещении сбережений частных лиц под высокие, по мнению ряда наблюдателей, проценты (более 49%). Сотрудники организации поясняют, что при вложении денежных средств в размере от 5 000 руб. сроком на 6 месяцев кооператив обещает 49,92% годовых, от 10 000 рублей на 2 года — 70% годовых (140% за 2 года), а при размещении суммы свыше 400 000 рублей — 140% годовых.

Пристальное, по мнению наблюдателей, внимание ФАС РФ деятельность КПКГ «Союз Кредит» уже привлекала.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесло решение о признании рекламы КПКГ «Союз Кредит» нарушающей рекламное законодательство.

Осенью 2006 года один из участников финансового рынка — ООО «Аккорд-Инвест» (в лице уральского филиала) — направил заявление в РО ФСФР России с просьбой рассмотреть возможность произвести проверку правомерности деятельности кредитных потребительских кооперативов, в частности «Союз Кредит», в порядке надзора за соблюдением законодательства о финансовых рынках. Федеральная служба по финансовым рынкам, в свою очередь, перенаправила заявление в УФАС по Свердловской области.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, рассмотрев заявление ООО «Аккорд-Инвест», возбудило дело против КПКГ «Союз Кредит» о нарушении рекламного законодательства, по итогам рассмотрения которого вынесено решение о признании рекламы ненадлежащей. УФАС выдало предписание о прекращении допущенного нарушения.

Профессиональные же участники рынка финансовых услуг и наблюдатели отмечают возможность постройки финансовых пирамид на основе кредитно-потребительских кооперативов. При этом использование подобной организационной формы связывают с наличием «лазеек» в законодательстве, которые позволяют избежать уголовного и административного наказания нарушителей.

«Любая кооперация (в т. ч. и кредитная) построена на принципе «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Применительно к кредитной кооперации закон (117-ФЗ от 7.08.2001) так трактует этот принцип: «Кредитный потребительский кооператив граждан — потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи». Т. е. кредитный кооператив — это не бизнес, это форма взаимопомощи, и закон четко это оговаривает. Поэтому кредитный кооператив, если он работает в рамках «буквы» и «духа» закона, не является конкурентом для банков, инвестиционных компаний и других видов финансового бизнеса», — полагает заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.

«Теоретически у пайщиков кооператива нет никаких рисков, поскольку согласно законодательству они сами управляют кооперативом. В жизни, конечно, все сложнее. Как правило, управление в кооперативах узурпируется одним (председатель) или несколькими

(правление) людьми», — считает Е. Болотин.

«Похоже, форма кредитного кооператива используется для финансирования частного бизнеса, т. е. предприниматель с группой близких лиц создает и регистрирует кредитный кооператив граждан. Форма закона соблюдена, а дух — нет. Теоретически не исключена и «пирамида», — отметил Е. Болотин.

«Конечно, в этом случае у пайщиков кредитно-потребительских кооперативов возникают «гигантские» риски, не сравнимые с фондовым рынком и тем более с застрахованными банковскими вкладами, т. к. реально они кооперативом не управляют и не знают, куда уходят их средства. Отмечу, что с дохода пайщика должен быть уплачен подоходный налог, как правило, в рекламе об этом не говорится», — заключил Е. Болотин.

«Целью финансового посредничества, помимо удовлетворения материальных и иных потребностей участников, является снижение рисков для тех, кто сберегает, и для тех, кто инвестирует ресурсы. В ситуации с КПКГ «Союз Кредит» такая организация не снижает, а увеличивает их, принимая на себя повышенные обязательства по выплате процентов. В этом случае степень морального риска этой организации высока, и какие бы ни были обещания КПКГ «Союз Кредит» относительно процентной ставки, сроков и кредитоспособности, эти обещания останутся лишь на бумаге», — сообщил генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.

«Присутствие организаций со спекулятивным финансированием приводит к кризисам в реальном секторе. К сожалению, в Екатеринбурге доля таких компаний, не находящихся на виду, достаточно велика. Многие юридические агентства просто не успевают обрабатывать вал исковых заявлений по поводу взыскания дебиторской задолженности. Всё это дает рынку плохие сигналы», — отметил В. Чащин.

«Что касается гарантий по возврату вложенных средств, которые имеет клиент, — у подобных организаций есть лишь «голое» обещание, поэтому тут только одна гарантия — доверие, а оно бывает обманчиво, особенно когда на кону такие «ставки», — заключил В. Чащин.

«В отношении кредитно-потребительских кооперативов на практике мы можем иметь дело с экономическими, да и правовыми искажениями кредитной формы кооперации граждан. Кооператив не предназначен для извлечения дохода для своих членов, для этого существуют другие понятные и прозрачные формы коллективных инвестиций. Более того, изначально предполагается, что в кооператив граждане вступают не для получения прибыли, а для формирования возможности при необходимости самим получить кредит на льготных условиях», — сообщил директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.

«Возникает естественный вопрос. Если источником этих доходностей, как заявляется организацией, является выдача кредита «проверенным членам кооператива», то остается лишь «порадоваться» за последних, которые имеют возможность обернуть полученный капитал в наших современных условиях с рентабельностью, превышающей 70% годовых. Правда остается вопрос об определенном альтруизме этих бизнесменов, которые готовы поделиться «львиной долей» доходов с остальными членами кооператива. Ведь здравый экономический смысл подсказывает получение обычного кредита в банке, с гораздо меньшими процентными издержками», — заявил А. Мецгер.

«Очевидная абсурдность декларируемых процентных КПКГ ставок может иметь печальные финансовые последствия для тех «инвесторов», которые не успеют написать заявление о выходе из кооператива «по установленной форме». При этом не стоит забывать, что в отличие от других нормальных форм инвестирования в КПКГ не гарантируется «ограниченная ответственность» его членов. Это означает, что теоретически граждане могут в самом худшем случае потерять даже больше, чем вложили. И, наконец, хотя форма получения дохода «через кооперативы» и не стала массовым явлением, возможные негативные прецеденты скажутся не самым лучшим образом на доверии населения к другим разумным формам инвестирования и сбережения средств», — заключил А. Мецгер.

Таким образом, эксперты приходят в выводу, что при вложении средств в такой КПКГ не исключена возможность не получить их обратно. Причем при существующей законодательной базе, регулирующей функционирование подобных хозяйствующих субъектов, практически невозможно привлечь их к ответственности. И вместе с тем, по мнению ряда аналитиков, «недобросовестная деятельность» «пирамид» на финансовом рынке наносит ущерб и инвесторам, и профессиональным участникам финансового рынка, и рынку финансовых услуг в целом.


Другие материалы по теме: