Начальник управления систем самообслуживания и эквайринга ОАО «Альфа-Банк» Павел Городенский: С точки зрения здоровой экономики стационарные аппараты по приему платежей, в отличие от банковских терминалов, вообще не нужны
9 февраля 2007 (16:50)
На прошедшей встрече Ассоциации региональных банков России с руководством ЦБ банкиры обратили внимание председателя ЦБ Сергея Игнатьева на то, что через стационарные автоматы по приему платежей от населения, не являющиеся банковскими терминалами, ежегодно проходит по несколько миллиардов рублей. По мнению представителей банковского сообщества, они поставлены в неравные конкурентные условия с владельцами таких автоматов, поскольку их установка, в отличие от банковских терминалов, не сопряжена с большими затратами.
«Сервисное обслуживание частный владелец выполняет в основном самостоятельно, в то время как крупный банк нанимает сертифицированную сервисную службу. Если платеж осуществляется наличными, то ни у банков, ни у частных владельцев идентификация не проводится. Ведь если вы придете в офис к оператору мобильной связи, с вас также не будут требовать паспорт, если сумма менее 15 тыс. руб. Если клиент оплачивает услугу пластиковой картой, то и банки, и частники потребуют ввода ПИН-кода», — заявил начальник управления систем самообслуживания и эквайринга ОАО «Альфа-Банк» Павел Городенский, комментируя перспективы использования стационарных аппаратов по приему платежей.
«Стоит заметить, что для клиента его идентификация никакой гарантии надежности ему не дает. В этом бизнесе сложно идентифицировать клиента, поскольку большая часть платежей осуществляется за третьих лиц (например, один член семьи пополняет телефоны сразу всем). Гарантировать надежность прохождения платежа для клиента может только его бдительность. Во-первых, нужно обращаться к известным брендам. Даже если автомат стоит в овощном магазине, то, как правило, он подключен к одной из крупных российских платежных систем («ОСМП», «Киберплат», «Элекснет», «Рапида» и т. д.). На автомате об этом свидетельствуют соответствующие логотипы. Точка приема платежей должна быть обозначена на сайте получателя платежа (МТС, «Билайн» и т. д.) или на сайте платежной системы. Нужно попробовать оплатить минимально допустимую сумму и дождаться зачисления. В нормальных системах это время не должно превышать 2—3 минут. После этого можно с определенной уверенностью пользоваться этой точкой», — считает П. Городенский.
«Конкуренция между банковскими терминалами и стационарными автоматами, принимающими платежи, безусловно существует», — уточнил П. Городенский.
«Сегодня практически все банки принимают платежи на своих терминалах. При этом кредитные учреждения вынуждены покупать дорогие автоматы, удовлетворяющие требованиям ЦБ. Частные владельцы покупают автоматы иногда в десятки раз дешевле банковских, потому что никаких требований к таким автоматам нет. Сейчас только «ленивый» завод не производит терминалы. При такой конкуренции стоимость существенно падает, а качество, надо признать, растет», — заметил П. Городенский.
«Затраты на инкассацию у частного владельца обычно определяются стоимостью проезда в общественном транспорте. Банк инкассирует броневиками. Владельцу продовольственного ларька установить терминал на своей территории ничего не стоит. Если к нему придет банк — возникнут недешевые арендные отношения», — отметил П. Городенский.
«С точки зрения здоровой экономики такие аппараты вообще не нужны, т. к. все расходы физического лица должны списываться с банковского счета физического лица автоматически. Однако экономика России пока характеризуется слишком высоким уровнем наличных денежных операций, а понятие банковского счета физического лица в нашем законодательстве вообще отсутствует. Поэтому никаких проблем в отношении функционирования таких автоматов их владельцы на текущем этапе развития нашей экономики пока не испытывают», — заключил П. Городенский.
«Сервисное обслуживание частный владелец выполняет в основном самостоятельно, в то время как крупный банк нанимает сертифицированную сервисную службу. Если платеж осуществляется наличными, то ни у банков, ни у частных владельцев идентификация не проводится. Ведь если вы придете в офис к оператору мобильной связи, с вас также не будут требовать паспорт, если сумма менее 15 тыс. руб. Если клиент оплачивает услугу пластиковой картой, то и банки, и частники потребуют ввода ПИН-кода», — заявил начальник управления систем самообслуживания и эквайринга ОАО «Альфа-Банк» Павел Городенский, комментируя перспективы использования стационарных аппаратов по приему платежей.
«Стоит заметить, что для клиента его идентификация никакой гарантии надежности ему не дает. В этом бизнесе сложно идентифицировать клиента, поскольку большая часть платежей осуществляется за третьих лиц (например, один член семьи пополняет телефоны сразу всем). Гарантировать надежность прохождения платежа для клиента может только его бдительность. Во-первых, нужно обращаться к известным брендам. Даже если автомат стоит в овощном магазине, то, как правило, он подключен к одной из крупных российских платежных систем («ОСМП», «Киберплат», «Элекснет», «Рапида» и т. д.). На автомате об этом свидетельствуют соответствующие логотипы. Точка приема платежей должна быть обозначена на сайте получателя платежа (МТС, «Билайн» и т. д.) или на сайте платежной системы. Нужно попробовать оплатить минимально допустимую сумму и дождаться зачисления. В нормальных системах это время не должно превышать 2—3 минут. После этого можно с определенной уверенностью пользоваться этой точкой», — считает П. Городенский.
«Конкуренция между банковскими терминалами и стационарными автоматами, принимающими платежи, безусловно существует», — уточнил П. Городенский.
«Сегодня практически все банки принимают платежи на своих терминалах. При этом кредитные учреждения вынуждены покупать дорогие автоматы, удовлетворяющие требованиям ЦБ. Частные владельцы покупают автоматы иногда в десятки раз дешевле банковских, потому что никаких требований к таким автоматам нет. Сейчас только «ленивый» завод не производит терминалы. При такой конкуренции стоимость существенно падает, а качество, надо признать, растет», — заметил П. Городенский.
«Затраты на инкассацию у частного владельца обычно определяются стоимостью проезда в общественном транспорте. Банк инкассирует броневиками. Владельцу продовольственного ларька установить терминал на своей территории ничего не стоит. Если к нему придет банк — возникнут недешевые арендные отношения», — отметил П. Городенский.
«С точки зрения здоровой экономики такие аппараты вообще не нужны, т. к. все расходы физического лица должны списываться с банковского счета физического лица автоматически. Однако экономика России пока характеризуется слишком высоким уровнем наличных денежных операций, а понятие банковского счета физического лица в нашем законодательстве вообще отсутствует. Поэтому никаких проблем в отношении функционирования таких автоматов их владельцы на текущем этапе развития нашей экономики пока не испытывают», — заключил П. Городенский.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Начальник управления систем самообслуживания и эквайринга ОАО «Альфа-Банк» ...
- ОАО «Альфа-Банк»: С точки зрения здоровой экономики стационарные аппараты п ...
- ОАО «Альфа-Банк»: Для обслуживания банковских терминалов, в отличие от стац ...
- Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков: Все плате ...
- ОАО «СКБ-Банк»: Отмена обязательного требования идентификации плательщиков ...