«Коммерсантъ», Анна Моторина, Александр Лакедемонский пишут: «Сошедший с пути»

22 марта 2007 (11:01)

На Свердловской железной дороге сменился начальник

Начальник Свердловской железной дороги (СвЖД) Шевкет Шайдуллин отправлен в отставку, по официальной версии, «за неудовлетворительную организацию работы по обеспечению безопасности движения». Уже вчера в Екатеринбург прибыл вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Сергей Козырев, который назначен временно исполняющим обязанности главы СвЖД. Между тем в РЖД подчеркнули, что господин Шайдуллин — грамотный руководитель, которому будет обеспечено достойное место в железнодорожной отрасли.

Решение об отставке начальника СвЖД Шевкета Шайдуллина принял президент РЖД Владимир Якунин на заседании правления РЖД 20 марта. Отчет об этом заседании вчера распространил официальный печатный орган российских железнодорожников — газета «Гудок». «Ситуация с обеспечением безопасности движения на Свердловской дороге достигла критической отметки, плохо работает ревизорский аппарат по безопасности движения, — говорится в передовице «Гудка». — Руководство магистрали не способно решать управленческие задачи и занимается лишь формальными мероприятиями». По словам Владимира Якунина, на свердловской магистрали «отсутствует эффективная практическая реализация принятых решений, планов, программ, неудовлетворительная организация работы по обеспечению безопасности движения, высокая текучесть кадров». «Таким образом, Шевкет Шайдуллин как руководитель дороги, не выполнил взятых на себя обязательств», — подвел итог господин Якунин, хотя при этом отметил, что экс-начальнику СвЖД «досталось сложное хозяйство».

Шевкет Шайдуллин родился 22 июня 1961 года в селе Роднинское Донецкой области Украинской ССР. Закончил Куйбышевский институт железнодорожного транспорта по специальности «Локомотивы» и Саранский государственный университет по специальности «Экономика и управление на предприятии». В 1998 году в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации прошел курс по программе «Государственное управление железнодорожным транспортом». Защитил кандидатскую диссертацию «Подготовка железнодорожного пути к скоростному пассажирскому движению на Горьковской железной дороге». На железной дороге начал работать с 1978 года. Прошел путь от машиниста тепловоза до начальника Горьковской железной дороги. В мае 2004 года возглавил СвЖД вместо Александра Мишарина, назначенного заместителем министра транспорта РФ.

По официальной версии, отставка господина Шуйдуллина связана с несколькими последними происшествиями на дороге. Например,12 марта на пермском отделении СвЖД на перегоне между станциями «Шамары» и «Кордон» с рельсов сошли 13 вагонов товарного поезда с зерном, а 14 марта произошел сход 35 вагонов с углем на дороге Свердловск–Пермь. Как подчеркнул на правлении Владимир Якунин, безопасность для РЖД является основным постулатом. Поэтому в РЖД не исключают отставки и двух заместителей господина Шайдуллина — по путевому хозяйству и по безопасности движения — Сергея Павлова и Николая Михайлова соответственно.

На СвЖД вчера комментировать отставку Шевкета Шайдуллина отказались, мотивируя это тем, что сегодня он сам должен выступить перед прессой. Начальник пресс-службы СвЖД Андрей Иванов лишь заявил: «Начальник Свердловской железной дороги взял на себя ответственность за сходы вагонов на свердловской магистрали». Стоит отметить, что официальная версия отставки начальника СвЖД вызывает сомнения в коллективе предприятия. «С начала 2000-х годов это уже третий начальник Свердловской железной дороги, — прокомментировал один из сотрудников магистрали. — Аварии были всегда, удивительно, что акцентировать внимание на них начали только сейчас». По данным высокопоставленного источника «Ъ» в пермском отделении СвЖД, неофициальной причиной отставки начальника стали экономические проблемы. «Дорога не смогла справиться с возросшим потоком грузовых составов. Плановые показатели мы выполняем, однако в январе-феврале объем грузоперевозок вырос в среднем на 17%, и это, оказалось, сложно выполнить», — утверждает собеседник «Ъ». По его мнению, это происходит из-за сложных погодных условий, а именно — перепада температур. «Выход из зимы был тяжелым: днем плюсовая, ночью — минусовая температуры, это приводит к ограничению скорости, а, следовательно — и к снижению пропускной способности СвЖД», — говорит сотрудник пермского отделения СвЖД.

За время работы на железной дороге Шевкет Шайдуллин зарекомендовал себя как инициативный, волевой и очень жесткий руководитель. Поэтому в неофициальных беседах сотрудники СвЖД выражали радость по поводу его отставки. «Его деятельность на СвЖД началась с массовых сокращений штатов, постоянных увольнений, назначений рабочих суббот», — рассказал один из сотрудников предприятия на екатеринбургском городском интернет-форуме. Аналогичные отклики были и на известие о переводе господина Шайдуллина из Горьковской железной дороги на СвЖД. «Характер у него был жесткий, поэтому, когда мы узнали о его переводе — радости многих не было предела», — сообщил «Ъ» источник на Горьковской железной дороге.

Партнеры СвЖД комментируют ситуацию с отставкой Шевкета Шайдуллина довольно осторожно. «Свердловская железная дорога — закрытое предприятие, поэтому оценивать обстановку не могу — сказал гендиректор ОАО «Свердловская пригородная компания» (председателем совета директоров является Шевкет Шайдуллин — «Ъ») Максим Шнейдер. — Скажу лишь, что Шевкет Нургалиевич — очень сильный человек, который очень много времени отдавал работе, и наше сотрудничество с ним было весьма конструктивным». «Шевкет Шайдуллин — профессионал своего дела, во время сотрудничества с которым у нас сложились хорошие деловые контакты со многими предприятиями», — прокомментировали его отставку на ФГУП «Уралвагонзавод».

Тем временем президент РЖД Владимир Якунин заявил, что отдает должное профессиональным качествам Шевкета Шайдуллина, и его потенциал в ближайшее время будет востребован компанией. «Господин Шайдуллин — достаточно опытный начальник дороги, — прокомментировали в пресс-службе РЖД. — Найти топ-менеджера такого уровня достаточно сложно, поэтому, безусловно, Шевкет Шайдуллин останется в отрасли, только позиции его предсказать достаточно сложно».

Вчера в Екатеринбург прибыл исполняющий обязанности руководителя СвЖД — вице-президент РЖД Сергей Козырев, который отвечает за пассажирские перевозки (ранее руководил Московско-Курским отделением Московской железной дороги). Вчера же стало известно, что президент РЖД Владимир Якунин уже согласовал с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем кандидатуру нового начальника СвЖД, однако пока его имя не разглашается. В пресс-службе РЖД лишь отметили, что новым начальником СвЖД может стать как начальник региональной железной дороги, так и представитель из аппарата РЖД.

Чем известен Шевкет Шайдуллин

— Будучи начальником Горьковской железной дороги он выступил с инициативой создания компании для оказания услуг пригородных железнодорожных перевозок — АО «Экспресс-пригород НН», однако проект так и не был реализован.

— В 2004 году сразу после своего назначения на должность начальника СвЖД господин Шайдуллин инициировал проверку финансово-экономической деятельности предприятия. В результате проверки были выявлены незаконные финансовые операции и было возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора московского «Желдорторгснаба» Ивана Максимова.

— В 2005 году была зарегистрирована ОАО «Свердловская пригородная компания», председателем совета директоров которой был назначен Шевкет Шайдуллин.

— В 2006 году он выступал против участия ООО «Уралвагонремонт» в создании ОАО «Пермская пригородная компания» (ППК), сомневаясь в инвестиционной привлекательности частного инвестора. Однако потом СвЖД и власти Пермского края все-таки достигли компромисса – ППК должна появиться к концу 2007 года.


Другие материалы по теме: