GSM в Екатеринбурге: развитие или стагнация?

Связь, особенно мобильная, является одним из важнейших компонентов цивилизованной рыночной инфраструктуры. Особенно это важно для такого крупного экономического и финансового центра, как Екатеринбург.

В настоящее время наиболее интересным и перспективным стандартом сотовой телефонии является GSM 900/1800. Дело в том, что по ряду международных соглашений Россия отнесена к так называемой зоне № 1, где должен развиваться именно этот стандарт. Эта зона включает в себя также Европу и Ближний Восток. В рамках данных соглашений формируется и политика федерального Министерства связи, которая направлена на преимущественное развитие GSM как основного федерального стандарта сотовой телефонии в нашей стране. Как известно, действующие лицензии на DAMPS продляться не будут, и к 2010 г. ни одного такого оператора остаться не должно.

Уралтел

В Екатеринбурге услуги сотовой телефонной связи в стандарте GSM-900 предоставляет ЗАО «Уралтел», которое действует с 1997 г. С тех пор неоднократно с периодичностью примерно раз в квартал возникали слухи о том, что вот-вот, буквально со дня на день появится второй оператор сотовой связи в стандарте GSM. ЗАО «Уралтел», будучи единственным оператором в данном стандарте, не имеет стимулов снижать расценки на обслуживание, наоборот, недавно до 100 долл. были подняты цены на подключение. Однако объяснялось это не столько экономическими, сколько техническими проблемами, что фактически признало ЗАО «Уралтел» в своем пресс-релизе: «Так как емкость существующего оборудования практически целиком задействована, то возникает вероятность прекращения подключения новых абонентов. Чтобы избежать данной ситуации и оставить возможность подключиться к сети тем, кто испытывает на данный момент острую необходимость в услугах связи, компания с 7 июля 2001 г. увеличивает стоимость подключения до 100 у. е. (120 у. е. подключение с собственным оборудованием абонента)». Два последних года свердловский GSM-оператор активно проводил различные маркетинговые кампании и мероприятия, направленные на экстенсивный рост клиентской базы: бесплатное или льготное подключение определенных моделей телефонов, введение тарифного плана «Луноход-2», рассчитанного на малоговорящих в рабочее время клиентов. Основная цель – рост числа абонентов – была реализована даже более чем успешно. В результате такой однообразной маркетинговой стратегии технические возможности действующего коммутатора оказались близки к пределу, в связи с чем и была резко повышена цена на подключение новых абонентов. Это единственный законный способ снизить темпы роста их числа. Простое прекращение подключения, во-первых, имело бы еще более отрицательные последствия для репутации оператора и, во-вторых, могло получить неоднозначное гражданско-правовое толкование.

Второй оператор

Необходимость второго оператора в стандарте GSM с точки зрения клиентов очевидна. Об этом свидетельствует история развития GSM-телефонии в Москве: до появления второго оператора тарифная политика МТС была подобна той, что проводит Уралтел (относительно высокие цены, негибкая система тарифных планов и т.д.). В последнее же время на московском рынке происходит то, что можно назвать ценовой войной за покупателя, которая выражается в регулярном снижении тарифов и разнообразных льготах. Разумеется, рядовой потребитель (напомним, число абонентов Уралтела составляет около 37 тыс.) тоже хочет низких цен и высокого качества. Этим и объясняется систематическое появление слухов о том, что скоро заработает второй оператор.

Обычно в числе претендентов на роль второго оператора в стандарте GSM называли холдинг «Телекоминвест» (объединяющий компании связи с центром в Санкт-Петербурге) и МТС. Приход Телекоминвеста представляется крайне маловероятным. Действительно, он реализует проект «Мегафон», направленный на продвижение в регионы России. В его рамках компании данной группы получили лицензии на предоставление услуг мобильной связи в 7 из 9 федеральных округов. Проблема в том, что лицензии на Уральский федеральный округ ни у самого холдинга, ни у его дочерних фирм нет. Нет также и свидетельств того, что Телекоминвест покупает компании, владеющие такими лицензиями в Свердловской области.

Остается МТС. В планы этого крупнейшего оператора сотовой связи в стандарте GSM входит прямой выход на рынок города. По крайней мере, на официальном сайте компании Екатеринбург фигурирует в числе ближайших целей. По информации из некоторых местных источников, примерно в сентябре-октябре в Екатеринбурге заработают первые базовые станции МТС. Но существенного снижения тарифов вряд ли стоит ожидать. Дело в том, что Уралтел и МТС связаны между собой. С точки зрения клиента это проявляется в идентичном способе оплаты, предоставляемых услугах (АССА, ИССА и т.д.). С точки зрения структуры собственности в капитале ЗАО «Уралтел» участвует ЗАО «Система-Телеком», которое также является и основным собственником МТС.

Трудно предположить, что одно акционерное общество (МТС), принадлежащее Системе-Телеком, будет совершать действия, могущие привести к оттоку клиентов или нанесению любого иного ущерба другому обществу (Уралтел), в котором у той же Системы-Телеком есть интересы.

Свои интересы в Уралтеле имеет и американская компания связи MСT (не путать с МТС!). Хотя корректнее было бы говорить о ее российском филиале RDTC, который участвует в капитале другого свердловского оператора связи – Уралвесткома (стандарт NMT, 17 тыс. абонентов).

Брэнды

В целом сейчас мы можем наблюдать процесс смены региональных торговых марок (таких, как Уралтел и Уралвестком) федеральными (Индиго). Можно ожидать, что примерно к концу года или началу следующего на местном рынке будут действовать операторы только с федеральными брэндами: МТС, Индиго (принадлежит MСT) и Би-Лайн. Стандарт GSM будет продвигаться на рынок под двумя из них: МТС и Индиго (ныне Уралтел). Маркетинговые стратегии компаний, работающих под данными брэндами, скорее всего, будут определяться уже не здесь, а федеральными партнерами. Поэтому важны возможные цели именно московских корпораций.

МТС прямым выходом на местный рынок может преследовать несколько целей. Безусловно, что клиентов МТС весьма интересует роуминг в Екатеринбурге. В случае появления компании в Свердловской области данная услуга будет предоставляться уже по сетевым ценам МТС, которые гораздо более выгодны клиентам, нежели действующие на условиях национального роуминга (именно на таких основаниях осуществляется роуминг МТС в сети Уралтела).

Есть и другая возможная цель. Дело в том, что еще в апреле текущего года Минсвязи ввело понятие «минимально допустимый объем частот для выдачи лицензий применительно к диапазону 900 МГц». То есть существует некое ограничение полосы частот, в которых выдаются лицензии. Разумеется, если несколько лицензий в данной полосе частот на данный регион уже есть, то это существенно снижает шансы на получение новых. Но если МТС запускает базовые станции, то у него будет лицензия – вторая в GSM-900 после Уралтела. Не получится ли так, что две лицензии в одной полосе частот будут у компаний с общим собственником? В таком случае самостоятельный выход МТС на свердловский рынок можно считать средством конкурентной борьбы, своего рода перекрытием возможности получения лицензии потенциальным конкурентом.

Возможно также, что МТС и Уралтел разделят сферу деятельности по частотам: Уралтел (уже Индиго) останется в GSM-900, а МТС возьмет на себя развитие сети GSM-1800. GSM-1800 позволяет обслуживать большую номерную емкость, то есть большее число абонентов – в этом его преимущество. Но в тоже время он требует большей плотности покрытия, то есть большего числа базовых станций, а, соответственно, и больших капиталовложений. Не исключается также разделение по сегментам рынка: условно говоря, одна компания будет обслуживать VIP-клиентов, а другая – простых смертных. В пользу этого говорит введение VIP-обслуживания в Уралтеле. Хотя остается неясным, насколько оправданным является такое разделение при наличии 40 тыс. клиентов? По крайней мере, до введения в строй новой аппаратуры, позволяющей обслуживать большую номерную емкость, делать это бессмысленно. На установку такого оборудования уйдет еще полгода.

Возможным конкурентом могла бы выступить Екатеринбургская сотовая связь (ООО «Екатеринбург-2000», представляющее торговую марку «БиЛайн»). Ничего не мешает Екатеринбургской сотовой связи начать подготовку к получению лицензии на работу в стандарте GSM-1800. Напомним, что между «Ассоциацией-800», владеющей торговой маркой «БиЛайн», и Министерством связи Российской Федерации 14 мая этого года был подписан «меморандум о взаимопонимании». Суть данного документа в том, что операторы Би-Лайна, которые сейчас работают в стандарте DAMPS (в том числе и ЕСС), беспрепятственно получат лицензии на предоставление услуг сотовой связи в стандарте GSM-1800. В связи с этим компания Millicom, участвующая в капитале подавляющего большинства этих операторов, объявила о готовности финансировать соответствующую реконструкцию оборудования региональных операторов. Также «Альфа-Эко Лтд» готова выделить 337 млн долл. Вымпелкому (Би-Лайн-GSM) на региональное развитие. В то же время руководство Екатеринбургской сотовой связи, второго оператора, число абонентов которого практически достигло 30 тыс., заявляет, что переход на GSM-1800 не входит в их планы. Тем не менее, менять стандарт им придется – лицензия ЕСС на работу в DAMPS закончится к 2004 г. и продлена не будет.

Между тем, МТС (точнее, компания «Росико», 100 % капитала которой принадлежат МТС) уже с 1998 г. имеет лицензию на GSM-1800 в Свердловской области. Если для данных частот будут введены аналогичные GSM-900 минимальные ограничения по полосе частот (как сообщает «Коммерсант»), это может поставить Екатеринбургскую сотовую в невыгодные конкурентные условия.


Другие материалы по теме: