Александр Корбут: Экологическая ситуация в Челябинске остается напряженной

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает начальник управления экологии и природопользования администрации Челябинска Александр Корбут.

— Александр Викторович, как бы Вы в целом охарактеризовали экологическую ситуацию в Челябинске? Как выглядит город в этом отношении на фоне других областных центров Уральского федерального округа?

— Экологическая ситуация в Челябинске остается напряженной, но следует учитывать, что это мегаполис, миллионный город с высокоразвитой промышленностью, в том числе с черной и цветной металлургией, энергетикой. Естественно, существующие промышленные предприятия определяют экологическую обстановку в городе. Следует сказать, что предприятия стараются соблюдать требования природоохранного законодательства, у них имеется газоочистное оборудование, которое эксплуатируется в нормальном режиме. Конечно, у специалистов Ростехнадзора есть некоторые замечания, но они устраняются.

Также у нас есть проблемы с твердыми бытовыми отходами, городской свалкой, полигонами промышленных отходов, но они постепенно решаются. В частности, уже найдена площадка в районе Копейска, где будет строиться новый полигон для складирования ТБО. После сдачи этого объекта существующая свалка будет рекультивирована.

Что касается сравнения с другими крупными уральскими городами, то здесь невозможно найти какие-то единые критерии. Например, в прошлом году в атмосферу Челябинска было выброшено 148 тыс. т загрязняющих веществ, при этом в Перми, где сосредоточены предприятия нефтехимии, выбросов гораздо меньше, зато класс опасности вредных веществ намного выше. То же самое касается и Екатеринбурга.

Или сравним такие цифры: в начале 80-х годов в Челябинске выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составляли 420 тыс. т, сейчас — в 2,8 раза меньше (148 тыс. т). Но при этом растет негативное воздействие транспорта на состояние атмосферы. Количество автомобилей с каждым годом увеличивается, их сейчас уже порядка 300 тыс., и за такими темпами роста автопарка развитие улично-дорожной сети просто не успевает. Тем не менее городская администрация прилагает огромные усилия, чтобы решить дорожную проблему, которая в то же время является и проблемой экологической. Ведь чем меньше будет пробок, тем меньше выхлопных газов попадет в атмосферу.

— В конце прошлого года была принята городская целевая программа по оздоровлению окружающей среды, рассчитанная на 2007—2010 гг. Каковы ее приоритетные направления? Что предполагается сделать в текущем году?

— Эта долгосрочная целевая программа состоит из следующих блоков: охрана воздушного бассейна, развитие природного комплекса, охрана содержания зеленых насаждений, создание и использование особо охраняемых территорий, организация и проведение контроля в сфере охраны окружающей среды, мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие.

В рамках ее реализации в этом году мы будем очень серьезно заниматься проблемой по вывозу отходов потребления из жилого фонда Челябинска, противопожарными мероприятиями в городских лесах, посадкой деревьев, реконструкцией старовозрастных малоценных насаждений на внутридворовых территориях. В частности, мы хотим заменить тополя на другие виды деревьев — липы и хвойные породы. Дело в том, что тополя рано стареют, достигают очень больших размеров и несут угрозу для коммуникаций и жителей города.

Также на 2007 г. намечена реконструкция сада Победы, парка им. Тищенко, сквера по ул. Новороссийской. Кроме того, у нас запланирована организация и проведение детского экологического марафона, летнего детского экологического лагеря «Эко-сити». Что касается финансирования, то в текущем году на реализацию мероприятий программы из городского бюджета предусмотрено 52 млн. руб.

— Традиционно мегаполисы страдают от загрязнения воздуха. Каково сегодня состояние атмосферы в Челябинске? Кто вносит наибольший вклад в загрязнение воздуха и есть ли у городских властей действенные способы решения этой проблемы?

— На сегодняшний день основными загрязнителями атмосферы в Челябинске являются ОАО «Челябинский металлургический комбинат» (из годового объема выбросов загрязняющих веществ в 148 тыс. т на его долю приходится порядка 90 тыс. т), ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» — 16 тыс. т, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и другие. То есть основным загрязнителем в Челябинске, как и раньше, остается ЧМК.

Рычаги воздействия на эти предприятия есть, но, к сожалению, они в основном сконцентрированы у федеральных органов. Мы совместно с Ростехнадзором и Росприроднадзором проводим инспекторские проверки деятельности предприятий. Кроме того, есть так называемый экономический механизм природопользования, когда за выбросы загрязняющих веществ все предприятия вносят плату. В случае нарушения природоохранного законодательства применяются штрафные санкции согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Цель программы по сокращению выбросов состоит в том, чтобы за пределами санитарно-защитной зоны выбросы соответствовали нормативным значениям, то есть наличие загрязняющих веществ в воздухе было ниже или равно предельно допустимой концентрации (ПДК). Для того, чтобы этого достичь, разрабатываются проекты предельно допустимых выбросов. Скажем, для ЧМК в первом проекте ПДВ, изданном в 1981 г., планировалось достижение нормативных показателей на границе санитарно-защитной зоны в 2005 г., но сейчас уже 2007 г., а воз и ныне там.

Между тем у подавляющего большинства челябинских предприятий машиностроительного профиля выбросы находятся в пределах допустимых норм. Что касается крупных предприятий черной металлургии, энергетики, там выбросы загрязняющих веществ не соответствуют ПДК. Но тем не менее они заинтересованы в снижении выбросов, потому что это завязано на экономическом механизме природопользования.

— Кстати, уже больше года в Челябинске функционируют передвижные пункты мониторинга атмосферного воздуха. Как они зарекомендовали себя в работе? Можно ли с их помощью бороться с нарушителями природоохранного законодательства?

— В МУП «Горэкоцентр» действительно существует передвижной пункт-лаборатория, оснащенный современным оборудованием для исследования состояния атмосферного воздуха. Сейчас мы работаем по заявлениям жителей города, которые жалуются на неблагоприятную экологическую обстановку. Мы приезжаем, производим соответствующие замеры, после чего стараемся определить, какое предприятие превысило предельно допустимые нормы выбросов. Подобные жалобы поступают к нам приблизительно раз в месяц.

— Каждой весной, в связи с паводком, встает вопрос о качестве питьевой воды. Какова ситуация в этом сезоне? Вообще, от каких факторов зависит качество воды, которую пьют челябинцы? Можно ли надеяться на позитивные изменения в этом направлении?

— Нужно сказать, что качество питьевой воды зависит от исходной воды источника — Шершневского водохранилища, техногенная нагрузка на которое с каждым годом увеличивается. Как известно, загрязнению исходной воды водных объектов, в частности, способствуют массовая застройка водоохранных зон, хозяйственная деятельность в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, возрастающее содержание аммиака, которое в период паводка приближается к ПДК.

По данным специалистов МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения», начавшийся с 30 марта паводок показал высокую цветность исходной воды Шершневского водохранилища. Однако очистные сооружения обеспечивают очищенную воду гарантированного качества. Для этого инженерная служба предприятия приняла все необходимые меры: 100%-ное обеспечение реагентами для водоподготовки, изменение технологического цикла, марганцевание воды и другие. Поэтому на выходе МУП «ПОВВ» выдает питьевую воду, качество которой соответствует санитарным нормам.

— Недавно глава Челябинска Михаил Юревич озвучил идею создания экологической полиции на территории города. Как Вы относитесь к этому проекту? Какие полномочия и функции могут быть возложены на данный орган?

— Это очень полезное и своевременное решение. Дело в том, что за прошедшие 10—15 лет у нас изменилось природоохранное законодательство, которое теперь предусматривает довольно длительные процедуры, например приостановку производства или наложение штрафов. Все это происходит в судебном порядке. В то время как раньше инспектор, находивший нарушения, составлял протокол и сразу же выписывал штраф, без всякого суда. Поэтому я думаю, что создание экологической полиции — очень хорошая идея. Этим должны заниматься органы внутренних дел, «люди в форме», которые могли бы контролировать, допустим, режим использования водоохранных зон или осуществлять надзор за соблюдением правил поведения в лесах, чтобы не жгли костры и не оставляли мусор. Также экологические полицейские могут пресекать мойку автомобилей в неустановленных местах, проверять транспорт на дымность и токсичность, как это практиковалось раньше. Я считаю, что представителям правоохранительных органов в силу их статуса было бы гораздо проще заниматься этими проблемами, чем гражданским специалистам.

— Для Челябинска, как города-миллионника, актуален вопрос обращения с бытовыми отходами. В последнее время обострилась ситуация с городской свалкой. Есть ли надежда на ее разрешение? Что будет сделано в долгосрочной перспективе в этом направлении?

— В настоящее время городская свалка работает, принимает мусор, МУП «Горэкоцентр» имеет соответствующую лицензию, которая действительна до 2009 г.

Конечно, проблемы с хранением отходов у нас существуют уже на протяжении 60 лет, но в то же время Горэкоцентр проводит все необходимые мероприятия, которые бы предотвратили горение городской свалки. В этом году мы запланировали проведение мониторинга на этом объекте, чтобы оценить его влияние на состояние окружающей среды в городе. Я думаю, что к концу года у нас уже будут соответствующие сведения.

Что касается перспектив, то выбрано место для строительства нового полигона для складирования отходов, который бы отвечал всем требованиям и в техническом, и в экологическом плане. И здесь все будет зависеть от интенсивности финансирования: как будут выделяться средства, удастся ли нам привлечь областной и федеральный бюджет. В 2007 г. для начала проектных работ запланировано выделение 4 млн. руб., а в планах построить полигон в течение 3—4 лет.


Другие материалы по теме: