«Российская газета»: «За туроператора ответят банки и страховщики»

3 мая 2007 (10:52)

Ровно через месяц вступают в силу поправки к ФЗ «О туристской деятельности». Особое беспокойство у региональных турфирм вызывает процедура предоставления фингарантий, а также изменения во взаимоотношениях «туроператор — турагент». За разъяснениями мы обратились к Константину Брылякову, заместителю министра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области.

— Что такое федеральный реестр туроператоров и как в него попасть?

— Единый реестр туроператоров формирует Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Одним из главных условий является предоставление компанией финансового обеспечения (ст.17, п.1—3 ФЗ № 12). Оно может быть двух видов: банковская гарантия или договор страхования ответственности. Сумма зависит от вида деятельности. В сфере международного туризма — не менее 10 миллионов рублей в год (в 2007 году — не менее пяти миллионов), в сфере внутреннего туризма — не менее 500 тысяч рублей в год. Туроператорская деятельность при отсутствии гарантий будет квалифицироваться по ст. 177 УК как незаконное предпринимательство. За это грозит денежный штраф или лишение свободы до пяти лет.

Для включения в Единый госреестр компания должна подать заявление установленного образца с указанием всех необходимых сведений, в том числе и наличия финобеспечения на срок не менее одного года (бланк можно скачать на сайте www. russiatourism.ru). Причем не позднее трех месяцев до истечения действующего обеспечения оператор обязан проинформировать Ростуризм о продлении гарантий на новый срок.

— Кто не обязан предоставлять финансовое обеспечение?

— Турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание не более 24 часов подряд, а также государственные и муниципальные учреждения, организующие путешествия на территории РФ по установленным государственным расценкам в целях социального туризма (ст. 4, п. 1).

— Может ли ИП быть оператором?

— После вступления в силу изменений операторской деятельностью смогут заниматься лишь юридические лица, ИП оставлена ниша тур-агентов.

— Если организация занимается только размещением отдыхающих, можно ли это рассматривать как туроператорскую деятельность?

— Нет, если по договору не предоставляются услуги по перевозке. Поэтому санатории и гостиницы могут по-прежнему заключать агентские договоры и не предоставлять финансовое обеспечение.

— Какие документы нужны, чтобы открыть турагентство?

— Определиться с формой собственности, зарегистрироваться как ИП или как юрлицо, а также заключить договор с туроператором, вошедшим в Единый госреестр. Никаких специальных документов не нужно. В том числе и диплома о специальном образовании для руководителя компании.

— Глобальные сетевые дистрибьюторы позволяют бронировать не только билеты, но и трансферты, номера в отелях и другие услуги. Можно ли считать эту деятельность туроператорской?

— Да, если это оформлено в пакете услуг одним договором. Хотя вопрос с глобальными сетями достаточно сложный, поскольку многие из них не имеют представительств в России, а по ФЗ № 12 иностранные туроператоры обязаны предоставлять финобеспечение в том же объеме и порядке, что и российские. Поэтому однозначно ответить не могу, но предполагаю, что такие компании (или их филиалы) должны зарегистрироваться как туроператоры в РФ, предоставить фингарантии и войти в Единый федеральный реестр, чтобы турагенты имели право ссылаться на них при заключении договоров.

— Каков порядок выплаты компенсаций и что является основанием для этого?

— Согласно ст. 17, п. 4 ФЗ основанием для выплаты компенсаций туристу является установление факта реального ущерба, нанесенного туристу в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору. При этом гражданин обязан подтвердить документально, что понес расходы: приложить к заявлению чеки, квитанции, пояснения со стороны отеля. Если туроператор отказывается возмещать ущерб добровольно, нужно обращаться в суд. В случае удовлетворения иска страховая компания или банк выплатят пострадавшему требуемую сумму. Причем оператор будет обязан впоследствии вернуть им эти средства, а также предоставить сведения о страховом случае в Ростуризм. Стоит добавить, что выплата реального ущерба не лишает туриста возможности требовать еще и возмещения упущенной выгоды или морального ущерба.

— В договорах страхования установлены лимиты выплат по каждому случаю. Правомерно ли это?

— Нет. Закон этого не предусматривает, хотя в нем есть одна поправка — лимиты могут быть установлены, если начнутся массовые обращения клиентов, а сумма финобеспечения будет недостаточной для удовлетворения всех претензий в полном объеме. В этом случае выплаты проводятся пропорциональными долями.

Подготовила Наталия Швабауэр.


Другие материалы по теме: