Динамика развития политической обстановки в России (июль 2001 г.)

«VIP-консультант» публикует доклад одной из аналитических структур, близких к Администрации Президента России.

В России наступил период относительной стабилизации, В.Путину удается пока поддерживать баланс интересов между различными политическими силами. Президент продолжает придерживаться курса, направленного на укрепление государства и установление контроля над финансовыми, силовыми, административными ресурсами.

Рейтинг В. Путина остается высоким, несмотря на множество проблем, которые пока не удается решить: социальные проблемы, крайне напряженная обстановка в Чечне, отсутствие реальных шагов на пути интеграции на постсоветском пространстве и т.д.

Оппоненты В. Путина внимательно наблюдают за его деятельностью, стремясь использовать сложности сегодняшней ситуации. В июле увеличилось количество критических публикаций в отношении действий Кремля со стороны печатных изданий, в той или иной степени подконтрольных оппозиционным силам. Однако пока реальной оппозиции президенту не существует. Ситуация может измениться в случае крупных неудач в проведении социальных реформ, что неизбежно спровоцирует рост недовольства среди населения. Тем не менее, позиция президента остается достаточно прочной, что оставляет ему широкое поле для маневра.

Противоречия в структурах власти

В июле закончился законотворческий сезон. Итоги завершившейся весенней сессии работы Госдумы позволили премьеру М. Касьянову заявить, что «Россия стала другой страной». Депутаты в целом положительно оценили результаты весенней сессии. Пожалуй, единственным руководителем фракции, предельно негативно оценившим работу Думы, был лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его мнению, Дума превратилась в «гуттаперчевого мальчика», работающего по указке исполнительной власти. Как отметил председатель Госдумы Геннадий Селезнев, за минувшую сессию было рассмотрено 500 законопроектов, принято 160 законов, 10 из которых были отклонены президентом. В прежней Думе, при Ельцине, ситуация была принципиально иной: число законов, отклоненных президентом, было значительно больше. Это можно считать свидетельством того, что конфликт между исполнительной и законодательной властью в целом преодолен.

Исполнительной власти удалось провести через Думу целый ряд принципиально важных законопроектов, направленных на увеличение поступлений в бюджет, создание благоприятной среды для ведения бизнеса в России и притока инвестиций (снижение налога на прибыль, пакет мер, направленных на дебюрократизацию экономики). Несмотря на ожесточенные дискуссии в первом чтении были приняты Трудовой и Земельный кодексы. Тяжело проходило обсуждение законопроектов, связанных с социальными реформами, такими как реформа ЖКХ, пенсионная реформа.

Однако принятие большинства законопроектов является прежде всего успехом политическим, до практических результатов еще далеко. Кроме того, многие из задуманных реформ (в частности, реформы пенсионной системы, ЖКХ и здравоохранения) способны вызвать рост социальной напряженности и активизацию оппозиционных политических сил.

Подводя итоги весенней сессии, Михаил Касьянов также признал, что документы, исходящие из Белого дома, далеки от совершенства. И хотя сессия завершилась успешно для правительства, потребовалось продление ее работы на месяц и поистине штурмовой темп рассмотрения законов. О несовершенстве законопроектов неоднократно говорили и члены профильных комитетов Госдумы, жалуясь на их юридическую слабость, а нередко и на неопрятность формулировок. Это в числе прочих причин замедляет работу над законами и, что еще хуже, дает шанс лоббистам «замотать» тот или иной проект, в котором они не заинтересованы.

Успешное прохождение приоритетных для правительства законов положительно сказалось на позициях премьера. Одним из подтверждений усиления позиций премьер-министра стало согласие В. Путина на разработанный правительством и менеджментом РАО «ЕЭС России» вариант реформы электроэнергетики, который с небольшими дополнениями был утвержден М. Касьяновым.

Неслучайно вопрос о реформе правительства, объявленный еще в начале года, вновь встал на повестку дня. Однако вряд ли стоит ожидать шагов в этом направлении раньше конца года, когда правительство в этом составе доведет начатые инициативы до конца и проведет через Думу бюджет-2002.

Оппозиция

Вступил в силу закон о партиях. Хотя он предусматривает два года на переходный период, уже давно идет активное партстроительство. Сразу в нескольких регионах проходят конференции и партсобрания крупнейших политических структур: «Единства», «Отечества» и КПРФ.

В последнее время наблюдается процесс радикализации КПРФ и солидарных с ней политических организаций. КПРФ остается привлекательной партией для значительного числа избирателей в то время как другие партии пока не демонстрируют особо заметных достижений в привлечении электората.

В июле состоялся учредительный съезд союза «Единства» и «Отечества», который получил название «Союз во имя России».

Руководители обеих политических организаций демонстрировали несколько наигранный оптимизм и утверждали, что сформировавшийся союз получит на парламентских выборах 46% голосов. Однако опросы общественного мнения показывают, что рейтинг объединенной партии не превышает 24%. Между тем, еще несколько месяцев назад совокупный рейтинг «Единства» и «Отечества» превышал 30%. В связи с неопределенными перспективами союза ряд аналитиков высказывает мнение, что задуманное по инициативе Администрации Президента объединение вообще не принесет Кремлю никакой ощутимой пользы. В настоящее время правительство проводит праволиберальную политику. Поддерживая ее, «Единство» и вместе с ним «Отечество» (до настоящего времени занимавшее политическое пространство левого центра) также смещаются вправо. Таким образом, центр разрушается, и происходит новая поляризация политического пространства.

Несмотря на то, что речь идет о фактическом поглощении «Отечества» партией С. Шойгу, ряд достаточно авторитетных политиков «Отечества» рассчитывает, что в новом объединении они займут серьезные позиции.

В июле прошла пресс-конференция членов ГКЧП. Сам факт ее проведения, как представляется, демонстрирует, что среди элит имеются достаточно влиятельные силы, которые не вполне удовлетворены нынешним либеральным курсом Кремля и хотели бы подтолкнуть президента к более жестким и антилиберальным решениям. Речь идет о предельно жестком государственническом, антиолигархическом курсе.

Новый закон о партиях по существу формирует новую политическую ситуацию, новую расстановку сил внутри России. «Карманные» партии обречены и будут искать возможность сохранить себя, вливаясь в существующие объединения и стремясь выторговать для себя выгодные условия. Этот процесс уже начался. Но, пожалуй, ситуация прояснится только к концу 2001 – началу 2002 гг.

Противоречие

Пытаясь расширить социально-политическую основу правящего режима, президент неслучайно форсировал принятие нового закона о партиях. Не случайна и его рекомендация КПРФ принять дореволюционное название – РСДРП. Это свидетельствует о том, что левоцентристская ниша продолжает пустовать. КПРФ в силу ряда объективных (идеология) и субъективных (руководство КПРФ) причин не может сегодня ее занять, оставаясь классической партией левого направления. «Отечество» и «Единство» не только все больше расстаются с левоцентристскими идеями, но по некоторым вопросам уходят даже от чистого центризма. Намерение Селезнева на основе движения «Россия» создать левоцентристскую политическую организацию малоперспективно. Еще меньше шансов занять эту позицию у новых российских социал-демократов (Горбачев, Титов, Попов, Яковлев и др.) У них для этого нет ни своей идеологии, ни социальной базы.

Президент не может не понимать, что в стране, где 25-40 млн человек стабильно голосуют за левых, обойтись без левоцентристской политической организации просто невозможно. Но одного желания и намерений мало. Нужна прежде всего новая идеология, новое видение внутреннего развития страны и ее деятельности на международной арене. Президент сделал первый шаг в этом направлении, когда всерьез начал действия по восстановлению российской государственности, когда в основу своей деятельности положил национальные интересы. Но для успешного решения целого комплекса вопросов нужна весьма широкая, серьезная политическая основа внутри страны. КПРФ намека не поняла. «Отечество» и «Единство» в пылу борьбы за позиции в объединенной политической организации инициативу упустили. Поэтому ситуация остается противоречивой как для политических организаций России, так и для власти. В ее исполнительных структурах по-прежнему сильны позиции радикал-реформаторов, которые полностью исключают принятие каких-либо левоцентристских идей и позиций. Развитие политической ситуации в России в ближайшей перспективе будет проходить под знаком этого противоречия.


Другие материалы по теме: