Динамика развития политической обстановки в России
«VIP-консультант» публикует очередной отчет одной из аналитических структур, близкой к администрации Президента России
Летние месяцы традиционно характеризуются спадом политической активности, однако в стране происходят весьма сложные и неоднозначные процессы, которые в перспективе чреваты социальным и политическим кризисом. Планируемые социальные реформы, результаты которых не поддаются однозначному прогнозу, требуют консолидации как исполнительной вертикали, так и политического и информационного пространства.
Перемены в Белом доме откладываются. В борьбе вокруг реорганизации правительства победу одержали сторонники «малых шагов», которые отстаивали идею сочетания отдельных персональных замен с косметическим обновлением структуры кабинета. Июньские назначения двух новых министров (В.Артюхова в Минприроды и И.Юсуфова в Минэнерго) – это не реформа, а просто кадровые решения, вызванные оперативной необходимостью. Существует мнение, что этими перестановками президент как бы дает понять «старой команде» и олигархам: «Да, я пока не могу сформировать свое правительство, но и вам не дам». Очевидно, за структуру и персоналии кабинета идет острая борьба, и пока установилось некое равновесие противоборствующих сил. Вопрос о реформе активно обсуждается, со стороны главы государства ожидаются решительные меры.
Реформы монополий
Пока предрекались кадровые изменения в Администрации президента и правительстве, президент осуществил другое очень важное кадровое перемещение. Назначение Миллера главой Газпрома подтверждает решимость президента установить больший контроль над компаниями с государственным участием, а также постепенно освободиться от ключевых фигур эпохи Ельцина. Характерен в этой связи комментарий итальянской газеты «Репубблика»: «Уход со сцены Рема Вяхирева означает конец эпохи и начало долгожданной путинской экономической реформы, целью которой будет прозрачность, корректность и доверие к компаниям».
Как заявил премьер-министр Михаил Касьянов, правительство РФ начнет обсуждать тему реформирования газовой отрасли не раньше осени 2001 г. Он подчеркнул, что правительство не будет спешить с реформами «в этой самой чувствительной из трех монополий». Осторожность правительства премьер объяснил тем, что уже начались реформы в нескольких важных сферах экономики. Кроме того, очевидно, что Миллеру нужно время, чтобы разобраться с ситуацией.
Единой четко оформленной концепции реформы газового рынка пока нет, но есть попытки по крайней мере трех ведомств сформулировать основные принципы реформы: этим давно занимаются Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральная энергетическая комиссия. Какими бы ни были планы по поводу газового монополиста, скорее всего, на начальном этапе Газпром останется неделимым. Основной задачей будет обеспечение равноправного доступа к трубе независимых компаний. Концепция развития рынка газа, о которой говорит правительство, – не реформа Газпрома, а попытка договориться с монополией о правилах доступа к трубе независимых производителей. Однако это может означать разделение бизнеса Газпрома на добычу и транспортировку.
В начале июня государство продолжило наступление на ряд частных сырьевых компаний, стремясь добиться от них выплат налогов в полном объеме, свидетельством чего стала реанимация так называемого дела Сибнефти. Конфликты между компанией и налоговыми органами начались еще в сентябре прошлого года. Теперь же это дело реанимировано, причем к нему добавляется давняя и не до конца прозрачная история, связанная с приватизацией Сибнефти. Однако речь не идет о серьезном конфликте между властью и крупным бизнесом, подтверждением чего стала встреча Путина с руководителями крупнейших российских компаний, на которой обсуждались главным образом налоговая политика и либерализация валютного законодательства.
В июне правительство одобрило план работы на вторую половину 2001 г., согласно которому оно намерено продолжить реформы. К концу года планируется выработать концепцию развития рынка газа. Кабинет займется правилами купли-продажи земли сельхозназначения. Минэкономразвития обещает к осени представить проект закона о валютном регулировании и валютном контроле.
При нынешнем состоянии инвестиционных ресурсов государства и низкой прозрачности естественных монополий важнейшие социальные преобразования, такие как реформа ЖКХ, будут иметь своим итогом лишь повышение тарифов и снижение уровня жизни, что неизбежно повлечет за собой рост социального недовольства. Это может стать опасным фактором, способным дестабилизировать ситуацию в стране. Михаил Касьянов в своем июньском выступлении перед сенаторами отметил, что в стране по-прежнему «серьезнейшие проблемы»: инфляция снижается медленно, продолжается утечка капиталов, сохраняется преобладающее положение сырьевых отраслей над перерабатывающей промышленностью. Касьянов отметил, что правительство предпринимает ряд мер для изменения этой ситуации и поэтому внесло в Госдуму несколько пакетов законопроектов, продолжающих модификацию бюджетно-налогового, валютного, таможенного, трудового, земельного законодательства и судебной реформы.
Дума
Пятнадцатого июня депутаты в первом чтении приняли Земельный кодекс. Проиграв первый раунд битвы, думские левые, пытающиеся любым способом не допустить либерализации земельного рынка, решили прибегнуть к помощи на местах. Они рассчитывают на то, что ряд регионов выступит против института купли-продажи земли, и тогда им удастся внести в кодекс поправки, которые смогут поставить реальный заслон обороту земли на рынке. Однако их расчеты не имеют перспективы, поскольку противоречат действующему законодательству. Все, на что сможет рассчитывать оппозиция, – некоторая задержка принятия кодекса. Нет оснований полагать, что тридцать субъектов федерации выскажутся против кодекса. За Земельный кодекс проголосовал 251 депутат, так что провалить законы шансов мало, но затянуть их принятие вполне в силах КПРФ.
После того, как 15 июня представители фракции КПРФ и агропромышленной группы попытались сорвать рассмотрение во втором чтении внесенного правительством проекта Земельного кодекса РФ, встал вопрос о пересмотре «пакетного соглашения». Совет Государственной думы поручил комитету по регламенту рассмотреть инициативу группы депутатов от разных фракций о пересмотре распределения руководящих постов в Госдуме.
Госдума приняла 21 июня в первом чтении законопроект «О приватизации государственного и муниципального имущества». Проект закона не распространяется на землю, природные ресурсы, жилье и зарубежную собственность государства. Приватизируемые предприятия закон делит на нестратегические, которые приватизирует правительство; стратегические, в основном оборонные, по которым решение будет принимать президент; и «большую тройку» – ЕЭС России, Газпром и МПС, которые предложено приватизировать Думе. Причем, как заявил первый зам. министра имущественных отношений А. Браверман, на самом деле по Конституции это прерогатива правительства, но исполнительная власть добровольно передала монополии законодательной, чтобы избежать конфликтов.
Дума приняла в первом чтении четыре законопроекта из разработанного президентской комиссией пакета по судебной реформе. Изменения и дополнения в законы «О судебной системе» и «О статусе судей» вводят административную и дисциплинарную ответственность судей. Несмотря на протесты Верховного суда, эти нормы, скорее всего, сохранятся в проекте.
Дума, наконец, определилась с Трудовым кодексом: в июне был разработан компромиссный вариант. Это так называемый «новый старый» вариант – доработанный и исправленный профсоюзный законопроект восьми. В одобренном согласительной комиссией варианте правительство и Дума сумели прийти к компромиссу. Так, в долгой и упорной борьбе правительство уступило профсоюзам и согласилось привязать минимальную оплату труда к прожиточному минимуму. Правда, оно настаивает, чтобы это произошло не ранее 2005 г. Обсуждение на совете Думы Трудового кодекса опять сопровождалось скандалом и вновь поставило вопрос о перераспределении комитетов между фракциями.
Таким образом, в июне более четко обозначились разногласия в структурах законодательной и исполнительной власти, развитие которых будет во многом определять политическую обстановку осенью и зимой 2001 г.
Оппозиция
В процессе переформирования политического пространства в июне не произошло каких-либо значимых событий. Создание объединенной партии на основе «Единства» и «Отечества» происходит достаточно сложно. Лидеры «Отечества» и «Единства» объявили, что вместо единой партии они создадут ни к чему не обязывающий союз. Такой союз может быть даже более полезен Кремлю, чем единая центристская пропрезидентская партия. Двенадцатого июля в Колонном зале состоится учредительный съезд партии «Единство» и организации «Отечество». Делегаты должны будут одобрить устав объединения, избрать все руководящие органы, утвердить символику и название.
Не получили какого-либо развития и планы создания мощной партии социал-демократической ориентации при поддержке Кремля. Более того, претензию на занятие социал-демократической ниши на минувшей неделе недвусмысленно заявило «Яблоко». Его лидеры на прошедшем в Санкт-Петербурге форуме резко критиковали намечающуюся пенсионную реформу и реформу ЖКХ и говорили о необходимости преодоления социального неравенства как о первоочередной задаче партии. Внутри СПС в течение месяца происходили сложные и неоднозначные процессы, обусловленные стремлением Анатолия Чубайса создать жесткую централизованную структуру.
Двенадцатый съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), прошедший в июне, был знаковым мероприятием в бизнес-сообществе. На этом съезде была закреплена решающая роль олигархов в избрании президента РСПП. Членами бюро за последний год стали практически все российские олигархи. Раньше, до прихода олигархов, основными членами РСПП являлись промышленные предприятия средней и малой величины, возглавляемые «красными директорами». Однако после того, как главой государства стал В. Путин, российские олигархи в массовом порядке начали входить в союз. Курс нынешнего президента на «равноудаленность» давал им возможность быть услышанными прежде всего в рамках коллективного органа, представляющего все бизнес-сообщество.
В прошлом месяце продолжал развиваться процесс перегруппировки политических и общественных сил в виду принятия Закона о политических партиях, более четкого осознания этими силами необходимости определиться с союзниками и партнерами. Все это обещает значительные изменения в расстановке сил на политической арене России.
Выводы
Июньские события не внесли каких-либо принципиальных изменений в тенденции политического развития, сложившиеся в предыдущие месяцы. Несмотря на некоторые факторы, выпадающие из общего ряда, можно констатировать определенно: президенту удалось не только сохранить, но и в определенной мере укрепить свои позиции в обществе, регионе и мире. Ресурс власти в финансовой, социальной и военной составляющей остался весьма прочным. Но за этим относительно спокойным фасадом зреют противоречия, и если их своевременно не учесть, то они могут привести к осложнениям для власти и особенно для президента. Это прежде всего социальные вопросы. По существу как в прошлом, так и в настоящем структуры государственной власти или персональные представители высших эшелонов власти не несут никакой ответственности за социальные последствия принимаемых решений. Намерения и заявления в этой сфере пока расходятся с реальными результатами. Различные меры по улучшению социального положения наименее обеспеченных групп населения очень быстро нивелируются ростом стоимости жизни, продолжающимся произволом чиновников. Все более очевидным становится и то, что экономическая стратегия, предложенная Комиссией Грефа и реализуемая сегодня, в ближайшие годы не изменит ситуацию радикально. Более того, если будут приняты все предложения правительства, то государство постепенно уйдет из экономической сферы и освободится от ответственности за социальное положение общества.
Летние месяцы традиционно характеризуются спадом политической активности, однако в стране происходят весьма сложные и неоднозначные процессы, которые в перспективе чреваты социальным и политическим кризисом. Планируемые социальные реформы, результаты которых не поддаются однозначному прогнозу, требуют консолидации как исполнительной вертикали, так и политического и информационного пространства.
Перемены в Белом доме откладываются. В борьбе вокруг реорганизации правительства победу одержали сторонники «малых шагов», которые отстаивали идею сочетания отдельных персональных замен с косметическим обновлением структуры кабинета. Июньские назначения двух новых министров (В.Артюхова в Минприроды и И.Юсуфова в Минэнерго) – это не реформа, а просто кадровые решения, вызванные оперативной необходимостью. Существует мнение, что этими перестановками президент как бы дает понять «старой команде» и олигархам: «Да, я пока не могу сформировать свое правительство, но и вам не дам». Очевидно, за структуру и персоналии кабинета идет острая борьба, и пока установилось некое равновесие противоборствующих сил. Вопрос о реформе активно обсуждается, со стороны главы государства ожидаются решительные меры.
Реформы монополий
Пока предрекались кадровые изменения в Администрации президента и правительстве, президент осуществил другое очень важное кадровое перемещение. Назначение Миллера главой Газпрома подтверждает решимость президента установить больший контроль над компаниями с государственным участием, а также постепенно освободиться от ключевых фигур эпохи Ельцина. Характерен в этой связи комментарий итальянской газеты «Репубблика»: «Уход со сцены Рема Вяхирева означает конец эпохи и начало долгожданной путинской экономической реформы, целью которой будет прозрачность, корректность и доверие к компаниям».
Как заявил премьер-министр Михаил Касьянов, правительство РФ начнет обсуждать тему реформирования газовой отрасли не раньше осени 2001 г. Он подчеркнул, что правительство не будет спешить с реформами «в этой самой чувствительной из трех монополий». Осторожность правительства премьер объяснил тем, что уже начались реформы в нескольких важных сферах экономики. Кроме того, очевидно, что Миллеру нужно время, чтобы разобраться с ситуацией.
Единой четко оформленной концепции реформы газового рынка пока нет, но есть попытки по крайней мере трех ведомств сформулировать основные принципы реформы: этим давно занимаются Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральная энергетическая комиссия. Какими бы ни были планы по поводу газового монополиста, скорее всего, на начальном этапе Газпром останется неделимым. Основной задачей будет обеспечение равноправного доступа к трубе независимых компаний. Концепция развития рынка газа, о которой говорит правительство, – не реформа Газпрома, а попытка договориться с монополией о правилах доступа к трубе независимых производителей. Однако это может означать разделение бизнеса Газпрома на добычу и транспортировку.
В начале июня государство продолжило наступление на ряд частных сырьевых компаний, стремясь добиться от них выплат налогов в полном объеме, свидетельством чего стала реанимация так называемого дела Сибнефти. Конфликты между компанией и налоговыми органами начались еще в сентябре прошлого года. Теперь же это дело реанимировано, причем к нему добавляется давняя и не до конца прозрачная история, связанная с приватизацией Сибнефти. Однако речь не идет о серьезном конфликте между властью и крупным бизнесом, подтверждением чего стала встреча Путина с руководителями крупнейших российских компаний, на которой обсуждались главным образом налоговая политика и либерализация валютного законодательства.
В июне правительство одобрило план работы на вторую половину 2001 г., согласно которому оно намерено продолжить реформы. К концу года планируется выработать концепцию развития рынка газа. Кабинет займется правилами купли-продажи земли сельхозназначения. Минэкономразвития обещает к осени представить проект закона о валютном регулировании и валютном контроле.
При нынешнем состоянии инвестиционных ресурсов государства и низкой прозрачности естественных монополий важнейшие социальные преобразования, такие как реформа ЖКХ, будут иметь своим итогом лишь повышение тарифов и снижение уровня жизни, что неизбежно повлечет за собой рост социального недовольства. Это может стать опасным фактором, способным дестабилизировать ситуацию в стране. Михаил Касьянов в своем июньском выступлении перед сенаторами отметил, что в стране по-прежнему «серьезнейшие проблемы»: инфляция снижается медленно, продолжается утечка капиталов, сохраняется преобладающее положение сырьевых отраслей над перерабатывающей промышленностью. Касьянов отметил, что правительство предпринимает ряд мер для изменения этой ситуации и поэтому внесло в Госдуму несколько пакетов законопроектов, продолжающих модификацию бюджетно-налогового, валютного, таможенного, трудового, земельного законодательства и судебной реформы.
Дума
Пятнадцатого июня депутаты в первом чтении приняли Земельный кодекс. Проиграв первый раунд битвы, думские левые, пытающиеся любым способом не допустить либерализации земельного рынка, решили прибегнуть к помощи на местах. Они рассчитывают на то, что ряд регионов выступит против института купли-продажи земли, и тогда им удастся внести в кодекс поправки, которые смогут поставить реальный заслон обороту земли на рынке. Однако их расчеты не имеют перспективы, поскольку противоречат действующему законодательству. Все, на что сможет рассчитывать оппозиция, – некоторая задержка принятия кодекса. Нет оснований полагать, что тридцать субъектов федерации выскажутся против кодекса. За Земельный кодекс проголосовал 251 депутат, так что провалить законы шансов мало, но затянуть их принятие вполне в силах КПРФ.
После того, как 15 июня представители фракции КПРФ и агропромышленной группы попытались сорвать рассмотрение во втором чтении внесенного правительством проекта Земельного кодекса РФ, встал вопрос о пересмотре «пакетного соглашения». Совет Государственной думы поручил комитету по регламенту рассмотреть инициативу группы депутатов от разных фракций о пересмотре распределения руководящих постов в Госдуме.
Госдума приняла 21 июня в первом чтении законопроект «О приватизации государственного и муниципального имущества». Проект закона не распространяется на землю, природные ресурсы, жилье и зарубежную собственность государства. Приватизируемые предприятия закон делит на нестратегические, которые приватизирует правительство; стратегические, в основном оборонные, по которым решение будет принимать президент; и «большую тройку» – ЕЭС России, Газпром и МПС, которые предложено приватизировать Думе. Причем, как заявил первый зам. министра имущественных отношений А. Браверман, на самом деле по Конституции это прерогатива правительства, но исполнительная власть добровольно передала монополии законодательной, чтобы избежать конфликтов.
Дума приняла в первом чтении четыре законопроекта из разработанного президентской комиссией пакета по судебной реформе. Изменения и дополнения в законы «О судебной системе» и «О статусе судей» вводят административную и дисциплинарную ответственность судей. Несмотря на протесты Верховного суда, эти нормы, скорее всего, сохранятся в проекте.
Дума, наконец, определилась с Трудовым кодексом: в июне был разработан компромиссный вариант. Это так называемый «новый старый» вариант – доработанный и исправленный профсоюзный законопроект восьми. В одобренном согласительной комиссией варианте правительство и Дума сумели прийти к компромиссу. Так, в долгой и упорной борьбе правительство уступило профсоюзам и согласилось привязать минимальную оплату труда к прожиточному минимуму. Правда, оно настаивает, чтобы это произошло не ранее 2005 г. Обсуждение на совете Думы Трудового кодекса опять сопровождалось скандалом и вновь поставило вопрос о перераспределении комитетов между фракциями.
Таким образом, в июне более четко обозначились разногласия в структурах законодательной и исполнительной власти, развитие которых будет во многом определять политическую обстановку осенью и зимой 2001 г.
Оппозиция
В процессе переформирования политического пространства в июне не произошло каких-либо значимых событий. Создание объединенной партии на основе «Единства» и «Отечества» происходит достаточно сложно. Лидеры «Отечества» и «Единства» объявили, что вместо единой партии они создадут ни к чему не обязывающий союз. Такой союз может быть даже более полезен Кремлю, чем единая центристская пропрезидентская партия. Двенадцатого июля в Колонном зале состоится учредительный съезд партии «Единство» и организации «Отечество». Делегаты должны будут одобрить устав объединения, избрать все руководящие органы, утвердить символику и название.
Не получили какого-либо развития и планы создания мощной партии социал-демократической ориентации при поддержке Кремля. Более того, претензию на занятие социал-демократической ниши на минувшей неделе недвусмысленно заявило «Яблоко». Его лидеры на прошедшем в Санкт-Петербурге форуме резко критиковали намечающуюся пенсионную реформу и реформу ЖКХ и говорили о необходимости преодоления социального неравенства как о первоочередной задаче партии. Внутри СПС в течение месяца происходили сложные и неоднозначные процессы, обусловленные стремлением Анатолия Чубайса создать жесткую централизованную структуру.
Двенадцатый съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), прошедший в июне, был знаковым мероприятием в бизнес-сообществе. На этом съезде была закреплена решающая роль олигархов в избрании президента РСПП. Членами бюро за последний год стали практически все российские олигархи. Раньше, до прихода олигархов, основными членами РСПП являлись промышленные предприятия средней и малой величины, возглавляемые «красными директорами». Однако после того, как главой государства стал В. Путин, российские олигархи в массовом порядке начали входить в союз. Курс нынешнего президента на «равноудаленность» давал им возможность быть услышанными прежде всего в рамках коллективного органа, представляющего все бизнес-сообщество.
В прошлом месяце продолжал развиваться процесс перегруппировки политических и общественных сил в виду принятия Закона о политических партиях, более четкого осознания этими силами необходимости определиться с союзниками и партнерами. Все это обещает значительные изменения в расстановке сил на политической арене России.
Выводы
Июньские события не внесли каких-либо принципиальных изменений в тенденции политического развития, сложившиеся в предыдущие месяцы. Несмотря на некоторые факторы, выпадающие из общего ряда, можно констатировать определенно: президенту удалось не только сохранить, но и в определенной мере укрепить свои позиции в обществе, регионе и мире. Ресурс власти в финансовой, социальной и военной составляющей остался весьма прочным. Но за этим относительно спокойным фасадом зреют противоречия, и если их своевременно не учесть, то они могут привести к осложнениям для власти и особенно для президента. Это прежде всего социальные вопросы. По существу как в прошлом, так и в настоящем структуры государственной власти или персональные представители высших эшелонов власти не несут никакой ответственности за социальные последствия принимаемых решений. Намерения и заявления в этой сфере пока расходятся с реальными результатами. Различные меры по улучшению социального положения наименее обеспеченных групп населения очень быстро нивелируются ростом стоимости жизни, продолжающимся произволом чиновников. Все более очевидным становится и то, что экономическая стратегия, предложенная Комиссией Грефа и реализуемая сегодня, в ближайшие годы не изменит ситуацию радикально. Более того, если будут приняты все предложения правительства, то государство постепенно уйдет из экономической сферы и освободится от ответственности за социальное положение общества.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Динамика развития политической обстановки в России (июль 2001 г.)
- «КоммерсантЪ»: Правительство перенесло рассмотрение законов «О гарантирован ...
- «Известия»: Обсуждение Земельного кодекса в Думе могут отложить до осени
- «Известия»: Правительство обсудит реформу электроэнергетики
- «Коммерсант»: А. Илларионов предсказал неминуемый крах программы реформы эл ...