ООО «КБ «Агропромкредит»: вопросы без ответов

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает перспективы существования екатеринбургских филиалов федеральных банков «второго эшелона».

Рынок банковских услуг Екатеринбурга, традиционно считающийся одним из самых насыщенных в России, ежегодно пополняется 10—12 игроками. Как правило, это происходит за счет открытия филиалов столичных или инорегиональных кредитных организаций. Однако эксперты рынка отмечают, что лишь немногие из них — не более 3—4 в год — оказывают реальное влияние на рынок. Остальные же, как правило, остаются незамеченными финансовым миром города.

По мнению экспертов финансового рынка, происходит это из-за того, что большая часть вновь открывающихся в области филиалов кредитных организаций изначально относится к категориям «представительского офиса» или «банка одного клиента». Как правило, они открываются московскими или петербургскими банками «второго дивизиона» (впрочем, есть и исключения — казанский «Ак Барс» или тюменский Тюменьэнергобанк). При этом головной офис не ставит перед собой целью оказать серьезное влияние на региональный финансовый рынок ни в плане привлечения корпоративных клиентов, ни в области банковского ретейла.

Место на рынке

Руководство таких кредитных организаций, как правило, отдает себе отчет, что конкуренция с региональными игроками и федеральными организациями, давно присутствующими на рынке, не только весьма затратна, но и малоперспективна.

Объясняется это целым рядом факторов. Прежде всего, это высокая конкуренция на рынке ретейла, следствием которой становятся одни из самых высоких по России ставок по депозитам (до 14% годовых). Для многих банков привлечение столь дорогих средств вообще рассматривается как нецелесообразное. Привычные же для них более низкие ставки (на уровне 10% годовых) в Свердловской области не привлекают вкладчиков. Аналогичная ситуация складывается и в области кредитования.

Кроме того, в отличие от крупных федеральных игроков «первого эшелона» и местных лидеров ретейла, такие банки просто не могут себе позволить развивать необходимую сеть розничных офисов. Фактором, тормозящим работу на розничном рынке, является и необходимость согласовывать крупные договоры с головным офисом, что сказывается на скорости принятия решений.

Целью существования подобных офисов является представление интересов банка в одном из ключевых регионов России, а также обслуживание финансовых потоков крупных клиентов головного офиса банка, имеющих интересы в Свердловской области. Филиал фактически выступает в роли расчетного офиса, служит кассой для реализации зарплатных проектов и перечисления платежей между подразделениями компаний-клиентов.

При этом все остальные задачи, в том числе и привлечение новых клиентов, осуществляются в фоновом режиме — скорее из принципа «чтоб было», нежели в надежде на получение существенной прибыли. Собственно, именно этим объясняется относительная маркетинговая пассивность таких кредитных учреждений, и исходя из этих параметров обычно оценивается и эффективность работы того или иного филиала.

Агропромкредит

По мнению экспертов, сейчас на финансовом рынке Екатеринбурга и Свердловской области присутствует не менее двух десятков подобных кредитных учреждений. Одним из наиболее типичных представителей учреждений подобного рода может служить филиал «Уральский» ООО «Агропромкредит».

Банк основан в 1994 году, в настоящее время занимает 86-е место среди российских банков по размеру капитала, уступая даже ряду свердловских банков. Традиционно банк ассоциируется с энергетической отраслью. Фактически в настоящий момент он обслуживает интересы целого комплекса энергокомпаний Урала и Восточной Сибири, а также интересы аффилированных с ними лиц в Москве. Банк специализируется на расчетных операциях, обслуживании счетов юридических лиц, оказывает содействие своим клиентам при выходе на рынок заимствования капитала.

Такая специализация вкупе с нынешним названием кредитной организации создают определенную путаницу, несоответствие имени банка профилю признает даже нынешний менеджмент кредитной организации. «Вопрос о том, какое отношение имеет банк к агропромышленному комплексу, нам задают довольно часто. При создании банка среди учредителей были и представители АПК, однако сейчас «Агропромкредит» — это лишь историческое название, не соответствующее профилю деятельности банка», — заявил член совета директоров ООО «КБ «Агропромкредит» Юрий Зверев. По словам председателя правления банка Игоря Согина, в Агропромкредите давно назрел вопрос о смене названия и ребрендинге, однако он до сих пор не решен на уровне акционеров. В результате энергетический по своей сути банк продолжает носить аграрное название, что, по мнению ряда экспертов, затрудняет его маркетинговое продвижение, особенно на розничном рынке в городской среде.

Уральский филиал

В Свердловской области Агропромкредит пришел год назад. Участники рынка однозначно связывали открытие уральского филиала с обслуживанием одного из крупнейших партнеров банка — Межрегиональной сетевой компании Урала и Волги, а также созданной при ней «независимой» компании «Энергоджин», которая должна была выйти на рынок розничной продажи электроэнергии. Также банк начал работать и на розничном рынке, хотя, по оценкам экспертов, большинство его частных клиентов составляют сотрудники компаний-партнеров.

О тесном взаимодействии с энергетическими партнерами говорит и расположение офисов Агропромкредита в Свердловской области: один из них открылся в здании штаб-квартиры МРСК, второй — в «энергетическом» городе Верхнем Тагиле.

Возможно, в 2006 году обслуживание интересов энергетических компаний выглядело перспективным, а открытие офисов — оправданным. Сейчас многие эксперты финансового рынка сомневаются в экономической обоснованности такого решения. Дело в том, что за последний год ситуация в энергетической отрасли изменилась: «Энергоджин» вынужден был покинуть рынок области, не выдержав конкуренции со Свердловэнергосбытом и вновь созданной Свердловской энергогазовой компанией. По мнению экспертов рынка, лоббистских усилий МРСК оказалось недостаточно для того, чтобы обеспечить «своему» энергосбытовику место на рынке, в результате деятельность «Энергоджина» на Урале была признана убыточной, а сама компания — ликвидирована.

Впрочем, и сетевой гигант МРСК переживает не лучшие дни: в компании грядет реорганизация. Согласно информации, поступающей из источников в РАО «ЕЭС», еще до конца года компания в ее нынешнем виде перестанет существовать. Полагают, что она может быть разделена на несколько более мелких подразделений, контроль над которыми, возможно, перейдет к новым собственникам. В результате Агропромкредит потеряет второго крупного корпоративного клиента. В этом случае существование уральского офиса может утратить свою актуальность.

Руководство банка на пресс-конференции в Екатеринбурге сообщило, что потеря ключевых клиентов не скажется на существовании екатеринбургского филиала, однако данные заявления могут быть поставлены под сомнение.

Руководство Агропромкредита признает, что не представляет, какую долю екатеринбургского рынка на данный момент занимает банк. Возможно, это связано с тем, что эта доля чрезвычайно мала. «Мы не пытались оценить, какую долю на рынке банковских услуг Свердловской области занимает наш банк. Можно предположить, что на сегодняшний день — не слишком значительную», — отмечает управляющий филиалом «Уральский» ООО «КБ «Агропромкредит» Илья Ревзин. И тенденций для увеличения этой доли в условиях жесточайшей конкуренции на региональном рынке эксперты не находят. Сложно судить и о том, где финансовая организация собирается изыскивать резервы для сохранения своих позиций в складывающейся ситуации: в ходе пресс-конференции руководство банка фактически отказалось озвучить итоги работы уральского филиала.

Рынок корпоративных клиентов области давно поделен, на нем присутствуют организации, значительно опережающие Агропромкредит по всем основным экономическим параметрам. Сложно себе представить, чтобы кредитная организация, имеющая в городе всего один центр обслуживания, к тому же расположенный в неспециализированном здании и не оснащенный соответствующей инфраструктурой, могла претендовать на серьезное место в области банковского ретейла. Тем более что линейка продуктов, предлагаемых банком населению и малому бизнесу, не отличается оригинальностью и зачастую уступает предложениям кредитных организаций, давно присутствующих на рынке. Какие еще функции может выполнять уральский филиал, неизвестно.


Другие материалы по теме: