«Коммерсант», Сергей Антонов пишет: «Мэрия Екатеринбурга увлеклась навигацией»

29 июня 2007 (12:00)

Городские власти планируют установить GPS-оборудование на маршрутках

Администрация Екатеринбурга «настоятельно рекомендовала» всем городским автоперевозчикам до конца года оснастить свой транспорт навигационным оборудованием. По мнению властей, это позволит усилить контроль за организацией перевозок и повысит качество оказываемых услуг. Однако эксперты считают, что это приведет к одновременному росту как цены оборудования, так и стоимости проезда. Дело в том, что расходы транспортников на оснащение навигаторами только парка «Газелей» составят не менее 8 млн рублей.

Как рассказал «Ъ» пресс-секретарь мэрии Константин Пудов, городские власти ожидают, что в течение 2007 года весь пассажирский автотранспорт будет оборудован приборами навигации. Такие устройства позволяют в режиме on-line отслеживать передвижение транспорта, наблюдать, не превышается ли скоростной режим и т. д. Суть технологии похожа на систему GPS-навигаторов. На каждую машину устанавливается радиопередатчик, который имеет определенную частоту и передает ее на базовую станцию. С базовой станции вся информация обрабатывается компьютером и в режиме реального времени отражается на электронной карте города. «Пока речь идет о запуске таких систем с диспетчерским пультом только у представителей предприятия, однако в дальнейшем было бы неплохо эту информацию свести в единую систему», — отметил главный специалист по организации дорожного движения администрации города Юрий Полей. Нечто подобное в тестовом режиме уже запущено в Кургане. Так, с мая 2007 года там работает Единый диспетчерский центр, который отслеживает передвижение автобусов и маршрутных такси города. Пока в «зоне видения» диспетчеров находятся порядка 200 транспортных средств, только к 2008 году планируется учитывать весь городской транспорт (порядка 600 единиц).

Как отмечают в мэрии Екатеринбурга, воплощать ее планы транспортники будут по «настоятельной рекомендации» городских властей. «Это будет поэтапное переоснащение, мы не можем заставить всех перевозчиков одновременно поставить на свои машины такое оборудование. Просто в дальнейшем при согласовании маршрутов на следующий год мы будем отдавать предпочтение предприятиям, которые выведут на маршрут более современную и безопасную технику», — подчеркнул Константин Пудов. Он отметил, что вопрос безопасности встал еще и после недавней трагедии в центре Екатеринбурга, когда в результате ДТП с участием пассажирской «Газели» погибли 2 девушки, находившиеся в ней.

Участники рынка отмечают, что ввод новой системы приведет к существенным дополнительным затратам, и считают, что городские власти оказывают давление на перевозчиков, создавая им новые препоны. Так, директор ООО «УралАвтоЮг» (занимается автобусными перевозками в Екатеринбурге) Вячеслав Зыков сообщил, что в его компании такая система уже установлена на 10 автобусах из 20 (остальные 10 работают на заказах, и на них нет необходимости устанавливать датчики). «Мы взяли все оборудование в аренду по 2 тыс. рублей за 1 передатчик, плюс еще расходы на установку программного обеспечения, базовой станции и интернет трафик», — отметил господин Зыков. А генеральный директор «UVA-Транс» Юрий Минин оценил затраты на установку навигационной системы так: «Если приобретать это оборудование себе в собственность, то расклад получится примерно такой: около 80 тыс. рублей — базовая станция, выделение частоты и программное обеспечение, порядка 15 тыс. рублей — работы по монтажу и настройке оборудования. Помимо этого отдельно считается стоимость передатчиков — от 7 тыс. до 15 тыс. рублей за штуку». Несмотря на это оба перевозчика согласились, что система позволяет оптимально выстроить работу предприятия, точнее составить расписание автобусов. А как пояснил директор некоммерческого партнерства «Городские пассажирские перевозки» Григорий Кулинич, интерес предпринимателей к установке навигаторов на автобусах объясняется еще и тем, что эта система позволяет перевозчику предоставить информацию о количестве совершенных рейсов в региональную энергетическую комиссию, которая затем определяет размер компенсации за перевозку льготников.

Если по поводу оснащения автобусов транспортные компании не возражают, то пункт по маршрутным «Газелям» вызвал их негодование. «Автобусы мы постепенно уже оборудуем такой системой, на данный момент установили ее на 25 машинах. Но ведь маршрутные такси работают по иной схеме — там задается диапазон времени, останавливается оно лишь на остановках по требованию. Зачем на “Газели” ставить навигаторы — мне абсолютно непонятно», — заявил Юрий Минин. По его словам, в парке компании насчитывается 160 «Газелей», которые необходимо оснастить новым оборудованием, и на их оснащение дополнительно понадобится 1, 12 млн рублей (всего в Екатеринбурге эксплуатируется 1, 2 тыс. машин этой марки, стоимость установки навигаторов на них составит не менее 8 млн рублей — «Ъ»).

Как отмечает исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий (АКСИТ) Станислав Сиражев, в настоящее время в Екатеринбурге насчитывается не более 10 компаний, которые занимаются установкой подобных систем. «Как правило, такие системы импортного производства рассчитаны на владельцев дорогих автомобилей и являются противоугонным средством (угнанную машину можно отследить в любое время — «Ъ»). Если будет массовый спрос, то это, несомненно, приведет к резкому росту цен на эти приборы», — отметил господин Сиражев. По мнению участников рынка, нововведение мэрии безусловно увеличит расходы транспортных предприятий, а следовательно приведет к повышению тарифов на перевозки. Стоит отметить, что помимо этого городские власти намерены перейти от использования перевозчиками «Газелей» на более комфортабельные и вместительные автобусы (см. «Ъ» №98 от 7 июня 2007 года). Как тогда отмечали участники рынка, это может привести к многократному увеличению расходов (стоимость одной машины «Газель» — 340 тыс. рублей, нового автобуса в среднем — не менее 2, 4 млн рублей).


Другие материалы по теме: