Уральский банковский союз: Реформа банковской системы России по сценарию Российского Союза промышленников и предпринимателей приведет к негативным последствиям для финансовой системы страны
28 августа 2001 (10:22)
Сегодня руководство Уральского банковского союза (УБС, г. Екатеринбург) сделало официальное заявление в ответ на предложения Российского Союза промышленников и предпринимателей по реформе банковской системы. В заявлении говорится следующее:
«11 июля Бюро Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) одобрило проект банковской реформы, который предполагает существенные ограничения для деятельности региональных банков. План РСПП предусматривает в качестве практических мер в течение ближайших двух лет осуществить переход к трехуровневой банковской системы, включающий в себя Банк России – банки с генеральной (федеральной) лицензией - региональные банки, путём поэтапного повышения капитальных требований к банкам. Региональные банки будут ограничены в своем бизнесе, в частности смогут осуществлять расчеты с иностранными банками только через банки с генеральной (федеральной) лицензией, будут иметь определенные ограничения по контрагентам и видам услуг.
Уральский банковский союз считает, что реформа банковской системы России необходима, но ее проведение по предложенному РСПП сценарию приведет к значительным негативным последствиям для экономики страны в целом и для финансовой системы в частности. Сегодня банковская система испытывает недостаток капитала, что не позволяет в достаточной степени обслуживать потребности экономического роста экономики страны. Однако сверхжесткие нормативные требования на размер капитала банков приведут не столько к росту его общей величины, сколько к перераспределению уже накопленного капитала между банками. Фактически правительству России предлагается законодательно, на государственной основе проспонсировать формирование 10 – 15 частных крупнейших банков. Такая олигополия, по нашему мнению, меньше всего подходит для российской экономики, ее многоукладность требует как раз банков разного масштаба. В качестве примера можно привести банковскую систему Свердловской области, в которой представлены крупные кредитные организации с генеральными лицензиями, входящими в сотню банков России, Уральский банк Сбербанка РФ, средние и мелкие банки, филиалы банков других регионов. Развитая сеть банков позволяет максимально полно удовлетворять потребности в банковских услугах разных клиентов: крупных корпораций, средних предприятий, предпринимателей, населения, при минимальных системных рисках.
Ограничения деятельности региональных банков, предлагаемые РСПП, приведут к тому, что обезглавлены, будут не только мелкие, но и средние банки, обеспечивающие львиную долю функций по обслуживанию финансовых потоков экономики, а регионы окончательно лишатся своих банковских систем. Региональные банки превратятся в дешёвое сырье для формирования филиальной сети федеральных банков. Все это противоречит принципам финансово-экономического федерализма и равной конкуренции, потребности формирования финансовых потоков между регионами и центром в соответствии с декларируемой системой федеративных отношений.
Концентрация крупнейших клиентов и операций в десятке банков приведет к значительному росту системных рисков, так как проблемы даже одного из искусственно созданных федеральных банков неизбежно скажутся на деятельности всей банковской системы. Российский опыт и международная практика показывают, что нельзя ставить знак равенства между величиной капитала и надежностью банка. По мнению многих экспертов, крупнейшие российские банки зачастую менее устойчивы, чем многие средние банки, что подтвердил август 1998 года, когда банковская система России смогла выжить благодаря стабильной работе региональных банков. В Свердловской области в период августовского кризиса не было потеряно ни одного самостоятельного банка, притом, что были закрыты филиалы крупнейших федеральных банков.
Монопольное положение федеральных банков неизбежно приведет к существенному повышению тарифов на банковские услуги для предприятий и населения, к росту процентных ставок. Это вызовет очередной виток инфляции и ограничит возможности экономического роста.
Абсолютно разрушительными будут последствия предложенной реформы для рынка банковских вкладов. Доверие частных лиц к коммерческим банкам, существенное подорванное многочисленными кризисами, может быть утрачено окончательно. Кроме того, отток вкладов населения в момент проведения реформы может вызвать финансовые проблемы у многих банков.
Волевой передел банковского рынка неизбежно будет сопровождаться потерями для акционеров средних и малых банков, среди которых немало физических лиц со средним достатком.
Уральский банковский союз полагает, что увеличение капитала, повышение надежности коммерческих банков есть насущная потребность времени, но любые попытки искусственного ускорения данных процессов, административного принуждения к концентрации банковского капитала недопустимы.
Банковское сообщество Свердловской области в 2000 г. первым разработало и приняло Концепцию развития банковской системы региона. Опыт работы над региональной Концепцией, её реализации позволяет нам утверждать, что Концепция развития банковской системы России должна быть выработана на основе широкого обсуждения всех имеющихся проектов – Центрального Банка России, Ассоциации российских банков, РСПП, создания на их основе единого документа, учитывающего интересы государства, регионов, банков и их клиентов», – говорится в заявлении.
«11 июля Бюро Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) одобрило проект банковской реформы, который предполагает существенные ограничения для деятельности региональных банков. План РСПП предусматривает в качестве практических мер в течение ближайших двух лет осуществить переход к трехуровневой банковской системы, включающий в себя Банк России – банки с генеральной (федеральной) лицензией - региональные банки, путём поэтапного повышения капитальных требований к банкам. Региональные банки будут ограничены в своем бизнесе, в частности смогут осуществлять расчеты с иностранными банками только через банки с генеральной (федеральной) лицензией, будут иметь определенные ограничения по контрагентам и видам услуг.
Уральский банковский союз считает, что реформа банковской системы России необходима, но ее проведение по предложенному РСПП сценарию приведет к значительным негативным последствиям для экономики страны в целом и для финансовой системы в частности. Сегодня банковская система испытывает недостаток капитала, что не позволяет в достаточной степени обслуживать потребности экономического роста экономики страны. Однако сверхжесткие нормативные требования на размер капитала банков приведут не столько к росту его общей величины, сколько к перераспределению уже накопленного капитала между банками. Фактически правительству России предлагается законодательно, на государственной основе проспонсировать формирование 10 – 15 частных крупнейших банков. Такая олигополия, по нашему мнению, меньше всего подходит для российской экономики, ее многоукладность требует как раз банков разного масштаба. В качестве примера можно привести банковскую систему Свердловской области, в которой представлены крупные кредитные организации с генеральными лицензиями, входящими в сотню банков России, Уральский банк Сбербанка РФ, средние и мелкие банки, филиалы банков других регионов. Развитая сеть банков позволяет максимально полно удовлетворять потребности в банковских услугах разных клиентов: крупных корпораций, средних предприятий, предпринимателей, населения, при минимальных системных рисках.
Ограничения деятельности региональных банков, предлагаемые РСПП, приведут к тому, что обезглавлены, будут не только мелкие, но и средние банки, обеспечивающие львиную долю функций по обслуживанию финансовых потоков экономики, а регионы окончательно лишатся своих банковских систем. Региональные банки превратятся в дешёвое сырье для формирования филиальной сети федеральных банков. Все это противоречит принципам финансово-экономического федерализма и равной конкуренции, потребности формирования финансовых потоков между регионами и центром в соответствии с декларируемой системой федеративных отношений.
Концентрация крупнейших клиентов и операций в десятке банков приведет к значительному росту системных рисков, так как проблемы даже одного из искусственно созданных федеральных банков неизбежно скажутся на деятельности всей банковской системы. Российский опыт и международная практика показывают, что нельзя ставить знак равенства между величиной капитала и надежностью банка. По мнению многих экспертов, крупнейшие российские банки зачастую менее устойчивы, чем многие средние банки, что подтвердил август 1998 года, когда банковская система России смогла выжить благодаря стабильной работе региональных банков. В Свердловской области в период августовского кризиса не было потеряно ни одного самостоятельного банка, притом, что были закрыты филиалы крупнейших федеральных банков.
Монопольное положение федеральных банков неизбежно приведет к существенному повышению тарифов на банковские услуги для предприятий и населения, к росту процентных ставок. Это вызовет очередной виток инфляции и ограничит возможности экономического роста.
Абсолютно разрушительными будут последствия предложенной реформы для рынка банковских вкладов. Доверие частных лиц к коммерческим банкам, существенное подорванное многочисленными кризисами, может быть утрачено окончательно. Кроме того, отток вкладов населения в момент проведения реформы может вызвать финансовые проблемы у многих банков.
Волевой передел банковского рынка неизбежно будет сопровождаться потерями для акционеров средних и малых банков, среди которых немало физических лиц со средним достатком.
Уральский банковский союз полагает, что увеличение капитала, повышение надежности коммерческих банков есть насущная потребность времени, но любые попытки искусственного ускорения данных процессов, административного принуждения к концентрации банковского капитала недопустимы.
Банковское сообщество Свердловской области в 2000 г. первым разработало и приняло Концепцию развития банковской системы региона. Опыт работы над региональной Концепцией, её реализации позволяет нам утверждать, что Концепция развития банковской системы России должна быть выработана на основе широкого обсуждения всех имеющихся проектов – Центрального Банка России, Ассоциации российских банков, РСПП, создания на их основе единого документа, учитывающего интересы государства, регионов, банков и их клиентов», – говорится в заявлении.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Сегодня руководство Уральского банковского союза распространило заявление п ...
- Уральский банковский союз прогнозирует рост системных рисков в случае приня ...
- По мнению членов Уральского банковского союза, ограничения деятельности рег ...
- Петр Агафонов: Монопольное положение федеральных банков неизбежно приведет ...
- Председатель правления ООО «Качканарбанк» считает, что новая банковская реф ...