«Время новостей»: Во властных структурах ведется борьба за степнь влияния на единый тарифный орган

3 сентября 2001 (11:20)

Борьба за создание единого тарифного органа, регулирующего цены на услуги естественных монополий, перешла в финальную стадию. Решение о том, что структура создается на базе Федеральной энергетической комиссии (ФЭК), принято, и теперь заинтересованные стороны активно делят пышный тарифный пирог. Торг идет сразу по нескольким позициям: кто получит контроль, что именно считать монополией, и как распределятся полномочия между единым тарифным органом, его филиалами в регионах и федеральных округах. Контроль за тарифной политикой государства дает руководителю нового органа доступ к огромным финансовым ресурсам. По оценкам независимых экспертов, в сферу его полномочий попадает «косвенное» регулирование порядка 65% экономики страны. Каков будет объем прямого регулирования, не берется сейчас сказать никто. Начальные расчеты предполагали 6 – 8% ВВП. Но с тех пор перечень монополий, который должен представить на утверждение президенту глава правительства, постоянно изменяется и дополняется. В одном из последних вариантов (по слухам, завизированном премьером) откуда-то всплыли «ритуальные услуги». Перечень попал на глаза президенту, ритуальные услуги возражений не вызвали. Так у единого тарифного органа появился шанс заняться обсчетом стоимости. Наиболее вероятным претендентом на пост регулировщика тарифов называют вице-премьера Виктора Христенко. Правда, не всех его кандидатура устраивает, поскольку он является, на взгляд некоторых участников игры, «слишком самостоятельной фигурой». Когда стало понятно, что перечень разбухает не по дням, а по часам, МЭРТ немедленно внесло предложение: тариф на услуги естественной монополии должен пересматриваться раз в год. В начале года ФЭК устанавливает некий ценовой коридор с минимальным и максимальным значением тарифа. Методики расчетов цен на услуги монополий согласуются с МЭРТ, планка тарифа учитывается при составлении бюджета страны. То обстоятельство, что в Москве никак не могут определиться с полномочиями и статусом нового органа, парализует законотворческий процесс. Так, никто из региональных лидеров и чиновников, ответственных за тарифную политику в субъектах федерации (это в первую очередь руководители региональных энергетических комиссий – РЭК), не понимает, насколько "вертикальной" видят в центре новую вертикаль. Скорее всего, ФЭК предложит правительству свод компромиссных правил на переходный период, где будут учтены все особенности действующего законодательства и состыкованы интересы Москвы и губерний. В то же время разработчики понимают, что если проект будет принят за основу, о «вертикали» можно забыть – к 2004 г., когда наконец появятся предпосылки к ее созданию, проблема вряд ли кого будет интересовать.


Другие материалы по теме: