«Российская газета», Владимир Алтайцев пишет: «Затор на рельсах»

4 сентября 2007 (11:03)

Железная дорога может затормозить экономическое развитие региона

Объем промышленного производства на Среднем Урале за минувшее полугодие вырос на восемь процентов, при этом грузопотоки по железной дороге увеличились на пять процентов. А должно быть, по мнению специалистов, ровно наоборот: грузоперевозки требуется наращивать опережающими темпами, иначе может затормозиться развитие всей региональной экономики.

Такой дисбаланс власти Свердловской области отмечали, еще подводя итоги социально-экономического развития региона за 2006 год. Местные железнодорожники тогда пообещали в новом году исправиться. И что же?

— В советские годы обычная ежесуточная погрузка на Свердловской железной дороге составляла 650 тысяч тонн, -вспоминал на расширенном заседании кабинета министров области, где обсуждались социально-экономические итоги региона за первые шесть месяцев 2007 года, губернатор Эдуард Россель. — Сейчас же суточные грузоотправки меньше почти наполовину.

По уточненным данным самих железнодорожников, в течение прошедшего полугодия суточная погрузка достигала в среднем 380 тысяч тонн — и впрямь чуть больше половины объемов 17—20-летней давности. А ведь базовые отрасли Среднего Урала вроде металлургической и некоторых других, уже давно перекрыли высшие показатели объемов производства советского периода и теперь вот сталкиваются с проблемой нехватки грузовых вагонов.

Вагонов, как подчеркивают эксперты, не хватает в принципе, не только в нашей области, поскольку в течение многих последних лет парк железнодорожного подвижного состава России пополнялся слишком уж медленно. Это отмечал недавно побывавший на Урале президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин. Он проявил интерес к предложению властей Свердловской области о налаживании широкомасштабного производства грузовых и даже пассажирских вагонов на территории области, в частности в Нижнем Тагиле, где для этого есть все условия и возможности. Стоит РЖД лишь сделать конкретный заказ, и вагоны нового поколения — с увеличенным в разы сроком межремонтного пробега и возросшей грузоподъемностью — будут исправно сходить с конвейера.

Впрочем, местный филиал РЖД может и не справиться с задачей резко увеличить грузоперевозки, даже если у него появится сразу много новеньких вагонов. Потому как и сейчас железнодорожники не всегда могут как следует распорядиться тем, что есть. Множество пустых вагонов часто простаивают на путях северной части региона, а в это время на юге в них острый недостаток. Вывод" напрашивается сам; пора модернизировать схему передвижения вагонов между севером и югом области.

Нельзя уже откладывать и реконструкцию товарных станций, большинство из которых сейчас могут принимать составы максимум из 50—60 вагонов. По современным требованиям составы могут быть вдвое длиннее. На расширение нужны большие средства, в одиночку такие траты железнодорожникам потянуть сложно. Областные чиновники готовы им посодействовать - уговорить солидных грузоотправителей из числа промышленных гигантов поучаствовать финансами в реконструкции железнодорожных станций.

Комментарий

Иван Ломакин, начальник вагонной службы Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»;

- В 2006 году ОАО «Российские железные дороги» было закуплено в Нижнем Тагиле восемь тысяч полувагонов, нынче их планируется приобрести 17 тысяч. Руководство железной дороги считает важным в 2007 году совместно с производителями запустить в серийное производство грузовые вагоны нового поколения с улучшенными технико-экономическими характеристиками. Об этом шла речь во время визита на Средний Урал первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова. Он сказал, что железная дорога готова увеличить объем заказов на поставку грузовых полувагонов при условии улучшения их качества.

На территории Свердловской области постоянно идет работа по увеличению длины и веса грузовых поездов и скорости их движения. С 2003 года произведено удлинение 67 путей на 22-х станциях, в текущем году намечено удлинить 14 путей на восьми станциях. В результате средний вес поезда уже вырос на 13 процентов (400 тонн), оборот вагона снижен на 8,8 часа. В новом графике движения 2007—2008 годов намечено увеличить вес поезда еще на 36 тонн и снизить оборот вагона на четыре часа. Это приведет к более интенсивному использованию имеющихся вагонов, а значит, появлению дополнительных вагонов для обеспечения растущих погрузочных резервов.

В 2007 году планируется расконсервация путей на ряде грузообразующих станций дороги, в том числе на 15 станциях в границах Свердловской области. Проводимые мероприятия будут способствовать развитию промышленности региона и позволят обеспечить вывоз готовой продукции.


Другие материалы по теме: