«Российская газета» и Дмитрий Максимов: «Участок без интереса»

8 ноября 2007 (12:58)

На очередном земельном аукционе участков под жилищное строительство в Екатеринбурге не были приобретены три из пяти выставлявшихся лота.

На первые октябрьские торги были выставлены пять участков, но в итоге, напомним, с молотка ушел лишь один из них. Фактически по такому же сценарию прошел и последний аукцион. Торги состоялись по двум из пяти лотов.

Разница между стартовой и роговой ценами на участки оказалась почти двукратной. Так, участок на улице Серафимы Дерябиной, предназначенный под строительство 50-метровой жилой многоэтажки, достался победителю без малого за 31 миллион рублей против 16 миллионов, назначенных в начале торгов.

Участок в девять соток под индивидуальный коттедж в переулке Добрянском при стартовых 420 тысячах рублей был приобретен за 740 тысяч. А вот остальные три участка не вызвали интереса у застройщиков. Специалисты затруднились назвать однозначную причину, по которой и на этот раз не была приобретена большая часть выставленной земли. Однако отметили, что на земельные аукционы выставляются участки с неравнозначной финансовой привлекательностью: за ту землю, освоение которой сулит застройщику хорошую прибыль, идет большая борьба, что отражается на итоговой сумме лота, за другую практически никто не борется.

По данным Росстата, цены за январь — октябрь выросли на 9,3%. Но для самых бедных россиян инфляция составила 11,5%, а для самых богатых — 9%, рассчитал Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) по просьбе «Ведомостей».

Рост цен для разных доходных групп не одинаков, поскольку отличается структура расходов: бедные больше тратят на продукты, богатые — на технику и развлечения. Росстат делит все население на 10 групп: первую представляют 10% наименее обеспеченных, последнюю — 10% самых высокодоходных. Используя коэффициенты Росстата для расчета индекса потребительских цен, в ИКСИ подсчитали инфляцию для всех 10 групп с учетом структуры расходов каждой.

Для граждан со средним уровнем доходов (пятая и шестая группы) инфляция к началу ноября составила 10,1%, рассказывает начальник отдела ИКСИ Наталья Шварева. Средний уровень доходов россиян, по данным Росстата на сентябрь, — 12 500 руб. в месяц. По оценкам Шваревой, ниже этого уровня — около 50% населения. Таким образом, почти для половины россиян инфляция на 1,5-2,2% выше официальных цифр.

Скачок цен на продовольствие тоже по-разному сказался на кошельках потребителей, говорит Шварева. Для двух самых бедных групп, тратящих на продукты около 60% всех расходов, они подорожали на 13,6%. Для двух самых богатых, у которых на питание приходится 40% трат, рост составил 11,6%. Но в ноябре-декабре продовольствие подорожает как раз для самых обеспеченных, полагает Шварева: ритейлеры поднимут цены на премиум-сегмент, чтобы компенсировать фиксацию цен на социально значимые продукты.

Для самых бедных инфляция по итогам года приблизится к 15%, а накопленный рост цен на продовольствие превысит 15% уже в ноябре, говорит Шварева. Еще в августе, до скачка цен на продукты, наименее обеспеченная часть россиян оценивала для себя инфляцию в 36%, наиболее обеспеченная — в 20%, вспоминает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.

Люди со средним и высоким доходами выигрывают от укрепления рубля, отмечает Игорь Поляков из ЦМАКП. В структуре их затрат доля импортных товаров в 1,5-3 раза выше, чем у малообеспеченных. А цены на эти товары и услуги растут незначительно или вообще снижаются, отмечает Поляков. Высокая общая инфляция в стране всегда сильнее бьет по бедным, резюмирует Александр Морозов из HSBC Bank. Помимо разницы в тратах обеспеченные граждане имеют больше возможностей защитить свой доход от инфляции посредством инвестирования, говорит Морозов.


Другие материалы по теме: