«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Муниципальный бюджет: доказательство правильности курса»

28 ноября 2007 (08:47)

Всё познаётся в сравнении, но более всего — дела финансовые. Толщина кошелька или объём счёта в банке, измеренные в те или иные точки отсчёта, вполне объективно могут сказать о качестве жизни и служить доказательством правильности движения или, наоборот, об опрометчивости, неоправданных рисках.

Бюджетная политика в рамках государства или отдельно взятой территории — точно такой же барометр возможностей. Мало денег, а ртов много, неверно выбраны приоритеты и приходится затыкать самые зияющие бреши — одна политика. Задачи избраны актуальные, стимулируются доходные источники и дополнительные ресурсы направляются на решение социальных задач — другая политика. Разные могут быть векторы движения, но бюджет — та самая лакмусовая бумажка, которая окрашивает действия институтов власти в соответствии с реакцией граждан на них: положительной либо отрицательной.

В последние месяцы в различных аудиториях доводилось слышать, как глава Екатеринбурга Аркадий ЧЕРНЕЦКИЙ сравнивал возможности городской казны, скажем, лет семь назад и нынче — объём бюджета вырос почти в пять раз! Действительно, впечатляет. Сегодня Екатеринбург может себе позволить, в отличие от многих других мегаполисов, не говоря уж о большинстве малых городов России, муниципальные выплаты малоимущим, бесплатный проезд пенсионеров в общественном транспорте, надбавки воспитателям детских дошкольных учреждений и проч. Но это только часть трат казны на социальные нужды.

На самом деле, к социальным тратам относятся средства, направляемые на зар¬плату бюджетников и на общие инфраструктурные изменения в городе: развитие систем образования и здравоохранения, культуры и спорта, ремонт жилищного фонда, инженерное обеспечение площадок под новое строительство, реконструкция улично-дорожной сети, etc. Меняется облик города в положительную сторону, работают деньги на создание комфортной среды обитания, растёт благосостояние жителей — значит, вектор движения верен, и бюджетная политика его стимулирует.

Новым доказательством правильности социально-экономической стратегии становится бюджет Екатеринбурга на 2008 год — Аркадий Чернецкий, как известно, внёс его проект в Гордуму (опубликован в нашей газете в номере за 17 ноября), и депутаты уже обсудили документ в первом приближении, а сейчас рассматривают предметно в комиссиях, чтобы на пленарном заседании принять финансовый план.

Так вот, более 60 процентов расходов бюджета-2008 города (а вся расходная часть 21,7 миллиарда рублей) планируется направить на социальные нужды. Сравните: в 2000 году бюджет Екатеринбурга составлял немногим более 4 миллиардов рублей!

Финансовые возможности муниципалитета настолько возросли, что в дополнение к сохраняемым социальным выплатам решено добавить новые формы муниципальной поддержки. Например, впервые в бюджете заложены средства (8,4 миллиона рублей) для предоставления субсидий молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, почти полмиллиарда рублей составят расходы на возведение 15,5 тысячи квадратных метров жилья для переселения людей из ветхих и аварийных домов.

С учётом демографического взлёта выделены средства на строительство сразу трёх новых детских садов и трёх школ, а ещё несколько школ и дошкольных учебных заведений будут отремонтированы; отпускаются финансы на реконструкцию родильного отделения центральной городской больницы № 40.

Актуальны в городе транспортные проблемы — и более 300 миллионов рублей запланировано потратить на приобретение автобусов, трамваев и троллейбусов; на строительство метро заложены 1,7 миллиарда рублей, и это вдвое больше, чем в 2007 году.

Также увеличивается в следующем году финансирование муниципальных программ — их одиннадцать, стратегических и комплексных: по экологии, здоровью маленьких горожан, поддержке предпринимательства, развитию клубов по месту жительства, информатизации и т. д. — на их реализацию пойдёт почти 2 миллиарда рублей.

Следует заметить, что к проекту бюджета впервые прилагается среднесрочный финансовый план на 2008—2010 годы (летом такой был впервые составлен для России). В принципе переход на среднесрочное финансовое планирование — также свидетельство стабильности курса на развитие государства и улучшение условий жизни граждан страны.


Другие материалы по теме: