«Российская газета» и Александр Бурков: «Рента от мигранта»
22 февраля 2008 (08:49)
Недобросовестные дельцы стремятся нажиться за счет гастарбайтеров
Сегодня положение на рынке труда Свердловской области во многом определяется недавно принятым миграционным законодательством. Если коротко — порядка стало больше. Но проблем все еще хватает.
С недавних пор каждый приехавший к нам на заработки получает миграционную карту, а в течение десяти дней — разрешение на трудовую деятельность. Либеральный дух нового закона вызвал большое оживление в стане гастарбайтеров, и, как следствие, увеличился их приток. В качестве побочного эффекта можно отметить возросшее число посредников, готовых поживиться за счет приезжих, что не могло не обеспокоить сообщество руководителей добросовестных агентств занятости и рекрутирования, действующего в рамках консультативного совета при Управлении федеральной миграционной службы по Свердловской области.
Сегодня никто не знает о реальном количестве посредников, работающих на рынке приема и трудоустройства мигрантов. Ведь их деятельность не лицензируется и потому практически не поддается какому-либо учету и контролю. По словам специалистов областной миграционной службы, приезжие становятся легкой добычей криминальных структур, некоторых обжившихся на новом месте соплеменников, фирм-однодневок. Или вот такой пример, приведенный на заседании совета. Бабушка проживает в доме, рядом с которым находится миграционная служба. Однажды к ней обратился житель Средней Азии с просьбой помочь заполнить анкету, так как он сам не знал толком русского языка. За эту нехитрую услугу бабушка получила 500 рублей. Теперь она в большом почете у одной из национальных диаспор — от клиентов нет отбоя.
Этот курьезный случай, разумеется, говорит не столько о предприимчивости пенсионерки, сколько о пробелах законодательной базы, нехватке услуг миграционных институтов. Правовой вакуум местные кадровые агентства пытаются заполнить посредством самодеятельного нормотворчества. Члены общественно-консультативного совета утвердили на своем последнем заседании критерии аккредитации фирм, оказывающих услуги по подбору и трудоустройству иностранных граждан. Мониторинг соответствия наиболее крупных они намерены провести совместно с правоохранительными и налоговыми службами. Положение о добровольном лицензировании организаций при управлении федеральной миграционной службы по Свердловской области, по мнению членов совета, должно быть утверждено региональным правительством.
— Подбором вакансий для иностранных граждан, оформлением документов мы занимаемся уже десять лет, — рассказывает заместитель председателя совета, руководитель частного агентства Леонид Гришин.
Освоили так называемую портфельную технологию. Теперь наши клиенты приезжают к работодателю, имея на руках полный пакет документов, им не приходится ночевать на вокзалах, выстаивать длинные очереди, они имеют все гарантии трудоустройства и проживания. Урал нуждается в рабочих руках, и мы должны обеспечить трудовым мигрантам достойные условия пребывания на нашей земле.
Критерии, представленные инициативной группой, вполне резонны — наличие госрегистрации, офиса, прейскуранта, обученного персонала и так далее. Это, в общем-то, элементарная информация, которую в обязательном порядке должна предоставлять фирма, оказывающая такие услуги. Но для многих прибывших из ближнего зарубежья — это настоящее откровение. По данным Федеральной миграционной службы, например, из каждых 100 таджикских гастарбайтеров только два-три имеют специальное образование. Впрочем, и принимающая сторона частенько им под стать.
— В бизнес рекрутирования приходят порой совершенно случайные люди, — рассказывает заместитель начальника отдела по вопросам трудовой миграции УФМС Надежда Борисова. -Они сначала создают агентство, а потом начинают консультироваться по всяким пустяковым поводам, не имея какого-либо представления о миграционном, трудовом законодательстве. Часто занимаются банальными поборами, требуя с мигрантов за свои услуги гораздо больше государственных расценок. Давно настало время упорядочить деятельность частных агентств, провести их тщательную инвентаризацию.
Критерии аккредитации, утвержденные общественно-консультативным советом, теперь будут вынесены на межведомственную комиссию по вопросам привлечения иностранных работников. По мнению председателя совета, директора Свердловского миграционного центра Сергея Крайнева, документ в конечном итоге должен быть рассмотрен областным правительством. И это только первый шаг общественной организации. В ее ближайших планах — решение актуальных вопросов, связанных с медицинским обслуживанием мигрантов, оплатой их труда, налогообложением, судебной практикой, формированием квот.
Сегодня положение на рынке труда Свердловской области во многом определяется недавно принятым миграционным законодательством. Если коротко — порядка стало больше. Но проблем все еще хватает.
С недавних пор каждый приехавший к нам на заработки получает миграционную карту, а в течение десяти дней — разрешение на трудовую деятельность. Либеральный дух нового закона вызвал большое оживление в стане гастарбайтеров, и, как следствие, увеличился их приток. В качестве побочного эффекта можно отметить возросшее число посредников, готовых поживиться за счет приезжих, что не могло не обеспокоить сообщество руководителей добросовестных агентств занятости и рекрутирования, действующего в рамках консультативного совета при Управлении федеральной миграционной службы по Свердловской области.
Сегодня никто не знает о реальном количестве посредников, работающих на рынке приема и трудоустройства мигрантов. Ведь их деятельность не лицензируется и потому практически не поддается какому-либо учету и контролю. По словам специалистов областной миграционной службы, приезжие становятся легкой добычей криминальных структур, некоторых обжившихся на новом месте соплеменников, фирм-однодневок. Или вот такой пример, приведенный на заседании совета. Бабушка проживает в доме, рядом с которым находится миграционная служба. Однажды к ней обратился житель Средней Азии с просьбой помочь заполнить анкету, так как он сам не знал толком русского языка. За эту нехитрую услугу бабушка получила 500 рублей. Теперь она в большом почете у одной из национальных диаспор — от клиентов нет отбоя.
Этот курьезный случай, разумеется, говорит не столько о предприимчивости пенсионерки, сколько о пробелах законодательной базы, нехватке услуг миграционных институтов. Правовой вакуум местные кадровые агентства пытаются заполнить посредством самодеятельного нормотворчества. Члены общественно-консультативного совета утвердили на своем последнем заседании критерии аккредитации фирм, оказывающих услуги по подбору и трудоустройству иностранных граждан. Мониторинг соответствия наиболее крупных они намерены провести совместно с правоохранительными и налоговыми службами. Положение о добровольном лицензировании организаций при управлении федеральной миграционной службы по Свердловской области, по мнению членов совета, должно быть утверждено региональным правительством.
— Подбором вакансий для иностранных граждан, оформлением документов мы занимаемся уже десять лет, — рассказывает заместитель председателя совета, руководитель частного агентства Леонид Гришин.
Освоили так называемую портфельную технологию. Теперь наши клиенты приезжают к работодателю, имея на руках полный пакет документов, им не приходится ночевать на вокзалах, выстаивать длинные очереди, они имеют все гарантии трудоустройства и проживания. Урал нуждается в рабочих руках, и мы должны обеспечить трудовым мигрантам достойные условия пребывания на нашей земле.
Критерии, представленные инициативной группой, вполне резонны — наличие госрегистрации, офиса, прейскуранта, обученного персонала и так далее. Это, в общем-то, элементарная информация, которую в обязательном порядке должна предоставлять фирма, оказывающая такие услуги. Но для многих прибывших из ближнего зарубежья — это настоящее откровение. По данным Федеральной миграционной службы, например, из каждых 100 таджикских гастарбайтеров только два-три имеют специальное образование. Впрочем, и принимающая сторона частенько им под стать.
— В бизнес рекрутирования приходят порой совершенно случайные люди, — рассказывает заместитель начальника отдела по вопросам трудовой миграции УФМС Надежда Борисова. -Они сначала создают агентство, а потом начинают консультироваться по всяким пустяковым поводам, не имея какого-либо представления о миграционном, трудовом законодательстве. Часто занимаются банальными поборами, требуя с мигрантов за свои услуги гораздо больше государственных расценок. Давно настало время упорядочить деятельность частных агентств, провести их тщательную инвентаризацию.
Критерии аккредитации, утвержденные общественно-консультативным советом, теперь будут вынесены на межведомственную комиссию по вопросам привлечения иностранных работников. По мнению председателя совета, директора Свердловского миграционного центра Сергея Крайнева, документ в конечном итоге должен быть рассмотрен областным правительством. И это только первый шаг общественной организации. В ее ближайших планах — решение актуальных вопросов, связанных с медицинским обслуживанием мигрантов, оплатой их труда, налогообложением, судебной практикой, формированием квот.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Управление федеральной миграционной службы РФ по Свердловской области: 49% ...
- Управление федеральной миграционной службы РФ по Свердловской области: Наиб ...
- «Коммерсантъ» Анна Моторина и Ирина Русакова: Уралу сократили квоты на труд ...
- В 2005 году в Свердловской области было трудоустроено 19 тысяч иностранных ...
- Управление Федеральной миграционной службы РФ по Свердловской области: Прит ...