Рынок авиаперевозок Екатеринбурга в 2008 году: проблемы и перспективы развития
28 февраля 2008 (10:49)
Рынок авиаперевозок в России и в Екатеринбурге в частности сегодня показывает высокие темпы развития: с течением времени появляются все новые авиакомпании, а те, кто уже давно зарекомендовал себя на рынке, привлекают клиентов улучшением качества сервиса и введением новых услуг. Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции, в развитии данного рынка намечается и ряд проблем.
Недавно в пресс-центре «ИТАР-ТАСС — Урал» состоялось собрание совета экспертов на тему «Авиаперевозки: новый сезон», в котором приняли участие представители местных и зарубежных авиакомпаний (имеющих представительства в Екатеринбурге).
На собрании совета обсуждались тенденции развития российского (и екатеринбургского) рынка авиаперевозок в 2008 году. Безусловно, одним из важных вопросов, связанных с рынком авиаперевозок, является вопрос изменения стоимости тарифов и авиабилетов.
Тарифные планы
Ряд экспертов полагают, что возможность повышения цен на авиабилеты в 2008 году существует, однако оно будет происходить не за счет увеличения стоимости тарифов авиакомпаний.
«Цена авиационного билета обычно состоит из тарифа, который устанавливает авиакомпания, и сборов, менее зависимых от перевозчика (топливных, аэропортовых и других). Поскольку авиакомпания Austrian входит в крупнейший альянс авиаперевозчиков Star Alliance, наши ценообразование и тарифная сетка определяются венской штаб-квартирой на основании рекомендаций и указаний альянса. Тарифная часть останется на том же уровне, в 2008 году тарифы расти не будут. Если бы нам пришлось локально повышать тарифы из-за какого-либо местного фактора, то пришлось бы перекраивать всю тарифную сетку, что означало бы огромные затраты для авиакомпании», — говорит коммерческий представитель авиакомпании Austrian в Екатеринбурге Иван Трухин.
«Авиакомпания «Люфтганза» также входит в Star Alliance, поэтому стоимость наших тарифов меняться также не будет. Конечно, разница в цене авиабилетов возможна, но это будет происходить за счет сборов», — отмечает коммерческий представитель авиакомпании «Люфтганза» Светлана Дерябина.
По прогнозам других специалистов, повышение стоимости тарифов в 2008 году обязательно произойдет.
«Рост тарифов в 2008 году будет происходить почти наверняка, так как повышаются цены на авиационное топливо, идет укрепление рубля, а при международных перелетах расходы будут оплачиваться в валюте. Кроме того, нет сомнений в том, что рынок авиаперевозок в России также будет продолжать расти. Так, в 2007 году объем авиаперевозок российских авиакомпаний возрос. Что касается авиакомпании «Уральские авиалинии», рост объема перевозок в 2007 году составил 20 %», — говорит заместитель коммерческого директора ОАО «Уральские авиалинии» Алексей Садовский.
«Тенденция роста тарифов существует. Так, из-за роста цен на авиационное топливо наша компания подняла стоимость топливного сбора на $ 20. Что касается тарифов, то их стоимость у нас исчисляется в евро, курс которого привязан к котировкам ЦБ РФ, меняющимся каждую среду. Вследствие этого стоимость наших тарифов также может изменяться», — заявил аккаунт-менеджер авиакомпании BMI Игорь Новиков.
Вместе с тем специалисты отметили: в условиях роста конкуренции на российском рынке авиаперевозок в целом и екатеринбургском в частности авиакомпании должны будут сдерживать рост стоимости тарифов.
«Нужно заметить, что на рынке авиаперевозок Екатеринбурга продолжает повышаться уровень конкуренции. Приходят новые авиакомпании, как иностранные, так и российские. Конечно, из-за роста цен на авиационное топливо и других сборов стоимость тарифов должна повышаться. Но компании будут конкурировать, а значит, стремиться оставлять стоимость тарифов на одном уровне. Наша компания повышать тарифы в текущем году не планирует», — заявил директор представительства авиакомпании «Чешские авиалинии» в Екатеринбурге Леонард Вершка.
Есть ли у рынка авиаперевозок потенциал для развития?
Что касается самого рынка авиаперевозок в Екатеринбурге, то, по оценкам экспертов, он неизбежно будет расширяться как за счет прихода новых авиакомпаний, так и за счет увеличения количества пассажиров.
«У всех авиакомпаний сегодня увеличивается пассажирооборот, перевозки становятся все доступнее. Так, в Екатеринбурге и области активно развивается бизнес, а значит, предпринимателей нужно оперативно доставлять в Москву, Санкт-Петербург и другие российские и зарубежные города. Кроме того, на рынок придут новые игроки. Все это позволяет говорить о том, что рынок авиаперевозок в Екатеринбурге будет расти», — говорит А. Садовский.
«В Екатеринбурге сегодня насчитывается 1,5 млн жителей, не считая других муниципальных образований Свердловской области, а объем перевозок составляет 2 млн пассажиров в год. К примеру, в Праге, при примерно равном числе жителей, объем перевозок в несколько раз выше: за год услугами авиакомпаний успевает воспользоваться свыше 12 млн пассажиров. Поэтому я считаю, что у екатеринбургского рынка авиаперевозок есть все возможности для увеличения своего объема, авиакомпании будут открывать новые направления. Так, в 2008 году мы вместе с авиакомпанией «Уральские авиалинии» планируем повысить количество рейсов в Прагу — 8 рейсов в неделю начиная с 1 апреля. Кроме того, пассажирооборот у авиакомпаний может увеличиваться за счет привлечения тех пассажиров, которые предпочитают путешествовать на поезде, поскольку стоимость авиабилета и железнодорожного билета сегодня практически совпадает», — отмечает Л. Вершка.
«Российский рынок показывает тенденцию быстрого роста в плане авиаперевозок. Сегодня становится ясно, что не только рынки Санкт-Петербурга и Москвы привлекают авиакомпании большим количеством пассажиров и быстрым ростом, но перевозчики проявляют огромный интерес и к региональным центрам», — считает И. Новиков.
Во многом объем пассажирооборота авиакомпании зависит от качества и количества предоставляемых ею услуг.
«Стоимость билета не является основным условием для выбора авиакомпании, не менее важен для клиента и сервис, который она может предоставить. Что касается сервиса, то различия у перевозчиков существуют лишь в бизнес-классе, поскольку для привлечения новых клиентов авиакомпании стараются развивать именно его», — отмечает А. Садовский.
«В последнее время пассажиры больше всего интересуются новинками, которые вводят авиакомпании, такими как электронные билеты (несколько лет назад никто не мог представить, что авиакомпания «Уральские авиалинии» введет подобную услугу, поскольку это была прерогатива иностранных авиакомпаний), онлайн-бронирование билета и другие. К сожалению, аэропорты не всегда могут технически обеспечить предоставление авиакомпаниями данных услуг», — рассказывает И. Новиков.
Авиакомпании и аэропорты
Одной из проблем, которая назревает сегодня на рынке авиаперевозок, является постепенная потеря аэропортами способности обслуживать растущее количество самолетов, принадлежащих различным авиакомпаниям.
«Аэропорт Кольцово продолжает расти: построен новый терминал, уже возводится следующая очередь. Вместе с тем его возможностей не всегда бывает достаточно для того, чтобы эффективно обслуживать авиакомпании, однако эта проблема касается всех российских аэропортов. Дело в том, что авиационный бизнес носит сезонный характер. Так, в период с октября по май (за исключением новогодних праздников) пассажиры не слишком активно пользуются услугами авиакомпаний, и аэропорт хорошо справляется с обслуживанием. Проблемы начинаются в летний период, когда количество перелетов значительно повышается. Все эти проблемы мы стараемся решать в тесном контакте с аэропортами, так как скопление большого количества самолетов в аэропорту мешает работе самих авиакомпаний», — отметил А. Садовский.
«Проблемы, связанные с обслуживанием самолета в аэропорту, возникают, если рейс европейской авиакомпании задерживается хотя бы на 30—40 мин. Для зарубежного перевозчика важно время разворота: самолет необходимо разгружать, готовить к следующему вылету. Если один или два рейса задерживаются, на их одновременное обслуживание у аэропорта, как правило, не хватает ни персонала, ни техники», — рассказывает А. Трухин.
По словам Л. Вершки, с притоком на рынок новых игроков у аэропортов все чаще будет возникать проблема «пикового времени» — скопления большого количества самолетов в аэропорту в определенные часы дня. «Эта проблема в меньшей степени касается российских авиакомпаний, которые базируются здесь, в Екатеринбурге. Я считаю, что на данный момент возможностей аэропорта Кольцово достаточно для обслуживания авиакомпаний, работающих на данном рынке», — говорит он.
«Проблема дефицита кадров на рынке авиаперевозок Екатеринбурга действительно существует: специалистов не хватает ни в авиакомпаниях, ни в аэропортах. Что касается авиакомпании «Уральские авиалинии», то мы вынуждены обучать кадры самостоятельно, поскольку профильные учебные заведения дают только базовые знания о процессах, происходящих на авиарынке. Хорошим специалистом сотрудник нашей компании становится как правило после 1 года или 2 лет работы», — рассказывает А. Садовский.
Заключение
Таким образом, рынок авиаперевозок в Екатеринбурге и в России в целом имеет сегодня значительный потенциал для развития. Объемы пассажирооборота авиакомпаний увеличиваются, качество их услуг повышается, растет количество направлений, по которым выполняются рейсы. Кроме того, появляются новые сервисы, которые упрощают процедуру заказа билетов.
Вместе с тем развитие рынка авиаперевозок связано и с рядом проблем. Так, с каждым годом возрастает стоимость различных сборов, таких как топливные, аэропортные и иные виды сборов, возможен и рост стоимости тарифов. Поскольку все это включено в цену авиабилета, ожидается его подорожание. Еще одна проблема связана с техническим оснащением аэропортов и их способностью обслуживать постоянно растущее количество авиарейсов.
Недавно в пресс-центре «ИТАР-ТАСС — Урал» состоялось собрание совета экспертов на тему «Авиаперевозки: новый сезон», в котором приняли участие представители местных и зарубежных авиакомпаний (имеющих представительства в Екатеринбурге).
На собрании совета обсуждались тенденции развития российского (и екатеринбургского) рынка авиаперевозок в 2008 году. Безусловно, одним из важных вопросов, связанных с рынком авиаперевозок, является вопрос изменения стоимости тарифов и авиабилетов.
Тарифные планы
Ряд экспертов полагают, что возможность повышения цен на авиабилеты в 2008 году существует, однако оно будет происходить не за счет увеличения стоимости тарифов авиакомпаний.
«Цена авиационного билета обычно состоит из тарифа, который устанавливает авиакомпания, и сборов, менее зависимых от перевозчика (топливных, аэропортовых и других). Поскольку авиакомпания Austrian входит в крупнейший альянс авиаперевозчиков Star Alliance, наши ценообразование и тарифная сетка определяются венской штаб-квартирой на основании рекомендаций и указаний альянса. Тарифная часть останется на том же уровне, в 2008 году тарифы расти не будут. Если бы нам пришлось локально повышать тарифы из-за какого-либо местного фактора, то пришлось бы перекраивать всю тарифную сетку, что означало бы огромные затраты для авиакомпании», — говорит коммерческий представитель авиакомпании Austrian в Екатеринбурге Иван Трухин.
«Авиакомпания «Люфтганза» также входит в Star Alliance, поэтому стоимость наших тарифов меняться также не будет. Конечно, разница в цене авиабилетов возможна, но это будет происходить за счет сборов», — отмечает коммерческий представитель авиакомпании «Люфтганза» Светлана Дерябина.
По прогнозам других специалистов, повышение стоимости тарифов в 2008 году обязательно произойдет.
«Рост тарифов в 2008 году будет происходить почти наверняка, так как повышаются цены на авиационное топливо, идет укрепление рубля, а при международных перелетах расходы будут оплачиваться в валюте. Кроме того, нет сомнений в том, что рынок авиаперевозок в России также будет продолжать расти. Так, в 2007 году объем авиаперевозок российских авиакомпаний возрос. Что касается авиакомпании «Уральские авиалинии», рост объема перевозок в 2007 году составил 20 %», — говорит заместитель коммерческого директора ОАО «Уральские авиалинии» Алексей Садовский.
«Тенденция роста тарифов существует. Так, из-за роста цен на авиационное топливо наша компания подняла стоимость топливного сбора на $ 20. Что касается тарифов, то их стоимость у нас исчисляется в евро, курс которого привязан к котировкам ЦБ РФ, меняющимся каждую среду. Вследствие этого стоимость наших тарифов также может изменяться», — заявил аккаунт-менеджер авиакомпании BMI Игорь Новиков.
Вместе с тем специалисты отметили: в условиях роста конкуренции на российском рынке авиаперевозок в целом и екатеринбургском в частности авиакомпании должны будут сдерживать рост стоимости тарифов.
«Нужно заметить, что на рынке авиаперевозок Екатеринбурга продолжает повышаться уровень конкуренции. Приходят новые авиакомпании, как иностранные, так и российские. Конечно, из-за роста цен на авиационное топливо и других сборов стоимость тарифов должна повышаться. Но компании будут конкурировать, а значит, стремиться оставлять стоимость тарифов на одном уровне. Наша компания повышать тарифы в текущем году не планирует», — заявил директор представительства авиакомпании «Чешские авиалинии» в Екатеринбурге Леонард Вершка.
Есть ли у рынка авиаперевозок потенциал для развития?
Что касается самого рынка авиаперевозок в Екатеринбурге, то, по оценкам экспертов, он неизбежно будет расширяться как за счет прихода новых авиакомпаний, так и за счет увеличения количества пассажиров.
«У всех авиакомпаний сегодня увеличивается пассажирооборот, перевозки становятся все доступнее. Так, в Екатеринбурге и области активно развивается бизнес, а значит, предпринимателей нужно оперативно доставлять в Москву, Санкт-Петербург и другие российские и зарубежные города. Кроме того, на рынок придут новые игроки. Все это позволяет говорить о том, что рынок авиаперевозок в Екатеринбурге будет расти», — говорит А. Садовский.
«В Екатеринбурге сегодня насчитывается 1,5 млн жителей, не считая других муниципальных образований Свердловской области, а объем перевозок составляет 2 млн пассажиров в год. К примеру, в Праге, при примерно равном числе жителей, объем перевозок в несколько раз выше: за год услугами авиакомпаний успевает воспользоваться свыше 12 млн пассажиров. Поэтому я считаю, что у екатеринбургского рынка авиаперевозок есть все возможности для увеличения своего объема, авиакомпании будут открывать новые направления. Так, в 2008 году мы вместе с авиакомпанией «Уральские авиалинии» планируем повысить количество рейсов в Прагу — 8 рейсов в неделю начиная с 1 апреля. Кроме того, пассажирооборот у авиакомпаний может увеличиваться за счет привлечения тех пассажиров, которые предпочитают путешествовать на поезде, поскольку стоимость авиабилета и железнодорожного билета сегодня практически совпадает», — отмечает Л. Вершка.
«Российский рынок показывает тенденцию быстрого роста в плане авиаперевозок. Сегодня становится ясно, что не только рынки Санкт-Петербурга и Москвы привлекают авиакомпании большим количеством пассажиров и быстрым ростом, но перевозчики проявляют огромный интерес и к региональным центрам», — считает И. Новиков.
Во многом объем пассажирооборота авиакомпании зависит от качества и количества предоставляемых ею услуг.
«Стоимость билета не является основным условием для выбора авиакомпании, не менее важен для клиента и сервис, который она может предоставить. Что касается сервиса, то различия у перевозчиков существуют лишь в бизнес-классе, поскольку для привлечения новых клиентов авиакомпании стараются развивать именно его», — отмечает А. Садовский.
«В последнее время пассажиры больше всего интересуются новинками, которые вводят авиакомпании, такими как электронные билеты (несколько лет назад никто не мог представить, что авиакомпания «Уральские авиалинии» введет подобную услугу, поскольку это была прерогатива иностранных авиакомпаний), онлайн-бронирование билета и другие. К сожалению, аэропорты не всегда могут технически обеспечить предоставление авиакомпаниями данных услуг», — рассказывает И. Новиков.
Авиакомпании и аэропорты
Одной из проблем, которая назревает сегодня на рынке авиаперевозок, является постепенная потеря аэропортами способности обслуживать растущее количество самолетов, принадлежащих различным авиакомпаниям.
«Аэропорт Кольцово продолжает расти: построен новый терминал, уже возводится следующая очередь. Вместе с тем его возможностей не всегда бывает достаточно для того, чтобы эффективно обслуживать авиакомпании, однако эта проблема касается всех российских аэропортов. Дело в том, что авиационный бизнес носит сезонный характер. Так, в период с октября по май (за исключением новогодних праздников) пассажиры не слишком активно пользуются услугами авиакомпаний, и аэропорт хорошо справляется с обслуживанием. Проблемы начинаются в летний период, когда количество перелетов значительно повышается. Все эти проблемы мы стараемся решать в тесном контакте с аэропортами, так как скопление большого количества самолетов в аэропорту мешает работе самих авиакомпаний», — отметил А. Садовский.
«Проблемы, связанные с обслуживанием самолета в аэропорту, возникают, если рейс европейской авиакомпании задерживается хотя бы на 30—40 мин. Для зарубежного перевозчика важно время разворота: самолет необходимо разгружать, готовить к следующему вылету. Если один или два рейса задерживаются, на их одновременное обслуживание у аэропорта, как правило, не хватает ни персонала, ни техники», — рассказывает А. Трухин.
По словам Л. Вершки, с притоком на рынок новых игроков у аэропортов все чаще будет возникать проблема «пикового времени» — скопления большого количества самолетов в аэропорту в определенные часы дня. «Эта проблема в меньшей степени касается российских авиакомпаний, которые базируются здесь, в Екатеринбурге. Я считаю, что на данный момент возможностей аэропорта Кольцово достаточно для обслуживания авиакомпаний, работающих на данном рынке», — говорит он.
«Проблема дефицита кадров на рынке авиаперевозок Екатеринбурга действительно существует: специалистов не хватает ни в авиакомпаниях, ни в аэропортах. Что касается авиакомпании «Уральские авиалинии», то мы вынуждены обучать кадры самостоятельно, поскольку профильные учебные заведения дают только базовые знания о процессах, происходящих на авиарынке. Хорошим специалистом сотрудник нашей компании становится как правило после 1 года или 2 лет работы», — рассказывает А. Садовский.
Заключение
Таким образом, рынок авиаперевозок в Екатеринбурге и в России в целом имеет сегодня значительный потенциал для развития. Объемы пассажирооборота авиакомпаний увеличиваются, качество их услуг повышается, растет количество направлений, по которым выполняются рейсы. Кроме того, появляются новые сервисы, которые упрощают процедуру заказа билетов.
Вместе с тем развитие рынка авиаперевозок связано и с рядом проблем. Так, с каждым годом возрастает стоимость различных сборов, таких как топливные, аэропортные и иные виды сборов, возможен и рост стоимости тарифов. Поскольку все это включено в цену авиабилета, ожидается его подорожание. Еще одна проблема связана с техническим оснащением аэропортов и их способностью обслуживать постоянно растущее количество авиарейсов.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Эксперты рынка авиационных перевозок: В 2008 году стоимость авиабилетов буд ...
- Эксперты рынка авиационных перевозок: В 2008 году стоимость авиабилетов буд ...
- Рынок авиаперевозок Екатеринбурга в 2008 году: проблемы и перспективы разви ...
- Рынок авиаперевозок Екатеринбурга в 2008 году: проблемы и перспективы разви ...
- Подведены итоги деятельности авиакомпании «Уральские авиалинии» в 2000 году